Радость Благовещения

Лк.1:26-38.

В этот день, говорят, и птичка гнезда не вьёт. Это особенно благословенный день, хронологически относящийся к Рождеству, но празднующийся перед Пасхой. И это, пожалуй, в высшей степени полезно – перед тем, как  взойти духовно на Голгофу, пойти в то место, где было возвещено о Рождестве Христовом.Рождение и смерть всегда взаимосвязаны, как начало и конец. Эти два таинственных события в нашей жизни наполнены глубочайшим содержанием. Город Назарет стал местом, где просиял «свет благовествования о славе Христа, Который есть Образ Бога невидимого» (2 Кор. 4:4). Этот свет исходил от архангела Гавриила и достиг наших сердец, которые Господь просветил лучами Своей Истины. На том месте, где небесный вестник возвестил о Рождении Богомладенца, католики поставили роскошный памятник Деве Марии, украшенный золотом и драгоценными камнями.Для нас, христиан, предпочитающих знать Христа не по плоти, а по духу, и, поклоняться Ему, а не людям, в духе и истине – Назарет является местом величайшего обетования Божьего. И вглядываясь в контуры этого события Благовещения, мы вспоминаем слова Апостольского символа веры: «Веруем в Иисуса Христа, зачатого от Духа Святого и рождённого от Девы Марии».

Эта истина о непорочном зачатии не укладывается в «прокрустово ложе» светского ума с его формальной логикой и вызывает издевательские насмешки врагов христианства.«Такого не может быть, потому что не может быть никогда», – рассуждают они, попадая в «порочный круг» своей ограниченности духовной и интеллектуальной. А для нас, христиан, нет проблемы. Мы верим в то, что Бог, создавший мир и человека, без каких бы то ни было затруднений, сотворил Своего рода «биологическую колыбель» для Своего Сына в теле Девы Марии. Творческая сила Святого Духа носившегося над водою при сотворении мира, совершила и это чудо. А иначе нас, людей, нельзя было спасти. Ведь освободить нас от греха мог только Тот, Кто Сам не имел ни малейшего греха. И безгрешным был только Тот, Кто не унаследовал греховной человеческой природы. Стало быть, наше искупление мог совершить только Христос, зачатый от Духа Святого и рождённый от Девы Марии, являющийся безгрешным Богочеловеком, получивший плоть, подобную нашей, но генетически безгрешную.Таким образом, непорочное зачатие Христа и искупление Им наших грехов – органически взаимосвязанные понятия.

Когда Марии открылась тайна её материнства, она сначала испугалась, затем прониклась чувством глубочайшей ответственности и, наконец, в смирении промолвила: “Се, раба Господня; да будет по Слову Твоему”. Надо иметь в виду, что исполнение этого пророчества имело в себе большую долю риска – оно могло грозить ей смертью через побитие камнями:  так по закону Моисееву карались женщины, рождающие вне семейной жизни. Впрочем, веру Марии укрепили слова Гавриила: «У Бога не останется бессильным никакое слово». Конечно, из её уст вырывается закономерный вопрос: «Как будет это?»Думаю, что Божий Ангел  объяснил ей, что вдунувший в лицо Адама дыхание жизни так же просто “приготовил Тело” (Евр.10:5) для временного обитания Сына Своего.«И сказала Мария: величит душа моя Господа» (Лк. 1:46).

Величит душа моя Господа,
пришедшего в виде Ребёнка
к нам, людям, из светлого космоса,
лежащего в яслях – в пелёнках.

Величит душа моя Господа,
сошедшего с неба на землю,
и в виде Страдальца Голгофского
свершившего наше спасенье.

Величит душа моя Господа –
в дела воплощённое Слово,
Который торжественной поступью
идёт за спасёнными снова.

Величит душа моя Господа! –
мы скажем подобно Марии,
и жертвам мышления косного
откроется небо впервые...

Благая весть Ангела Гавриила стала фундаментом величайшей радости в сердце Марии. Оказывается, наряду с радостью Пасхи и Рождества существует радость Благовещения. «И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк. 1:47). Радость спасения – наивысшая радость верующего человека, недаром Давид молился: «Возврати мне радость спасения Твоего, и Духом владычественным утверди меня» (Пс. 50:14). Верно замечено: «Скажи мне, чему ты радуешься, и я скажу тебе, кто ты». Как правило, многие люди радуются детям и внукам, чтению книг, просмотру фильмов и прослушиванию музыки.  Других радуют путешествия, спортивные достижения, творческие успехи и научные открытия. Третьим – доставляют удовольствие азартные игры и наркотики. Это – как низкопробное золото, скажем 375, где вес драгоценного металла – около 38%. Однако радость, как и золото, может быть высшей пробы – 999. Однажды «семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: И бесы повинуются нам о имени Твоём» (Лк. 10:17). По этому поводу Спаситель подкорректировал их: «Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10:20). Кстати, эту радость не способны погасить никакие скорби: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:12). Апостол Павел иллюстрирует торжество благодати в Македонии тем, что верующие «среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью» (2 Кор. 8:2).Далее, по тексту того же Евангелиста Луки Господь о радости спасения заявил следующее: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15:7). И в связи с возвращением в отчий дом блудного сына его отец провозгласил: «А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся» (Лк. 15:32).Но ещё более таинственное чудо свершается в жизни верующего человека, когда происходит «верою вселение Христа в сердца наши» (Еф. 3:17). И, подобно Марии, мы становимся носителями Христа в наших сердцах или, как пишет апостол Павел, это «сокровище сие носим в глиняных сосудах» наших тел, дабы избыточная сила была   приписываема Бога, а не нам. Это высокая честь и великая ответственность: носить Христа в сердце и являть Его всем и повсюду. Ну, а если Христос в нас, то это значит, что “тело наше мёртво для греха, а дух жив для праведности” (Рим. 8:10).Если Христос в нас – то, значит, Его характер, Его мысли, чувства, слова и дела тоже в нас! И Его воля исполняется нами! А Его воля – это освящение наше, то есть всё более полное посвящение самих себя Ему на служение. На служение ближним во имя исполнения великого поручения – проповедовать Евангелие всем людям.Евангелие, иначе говоря, добрую, благую весть о спасении во Христе, о счастье вечной жизни, о воскресении.Недаром украинский мыслитель Григорий Савич Сковорода утверждал: «Евангелие – это одним словом –   воскресение». Добрая, радостная весть о воскресении от мёртвых дел к упованию живому (1 Пет. 1:3). О радости покаяния и прощения грехов. Об оправдании, полной амнистии всех грешников, доверяющих благодати Божией. О Крови Христа, очищающей нас по вере от всякого греха.
В этом – суть Благой вести, Благовещения.


Рецензии