Снова поют колокола
Звон стелется по всей округе,
Их звук, как песня для души,
От непогоды и зимней стужи.
Люблю я слушать это звон,
И знаю – сразу он идёт на небо,
Колоколов малиновый трезвон
Спасает душу, где б ты не был.
Когда кидали вниз колокола,
Они стонали, плакали, рыдали,
Запомнишь эти звуки навсегда,
Они живые. а не из стали…
Поклонимся мы всем колоколам,
А ещё лучше – встанем на колени,
Восстали храмы по городам,
Восстали бы ещё наши деревни!
Колокола чтобы везде играли,
И отошла вся нечисть от Руси,
А матери детишек целовали,
К груди чтоб прижимали их отцы.
https://66.ru/news/business/200984/
Как на храмах появились колокола?
Есть легенда: епископ Павлин Милостливый из итальянского городка в провинции Кампанья, прогуливаясь ясным летним днем, уснул на лугу. И во сне ему явились ангелы, звонившие в колокольчики — такие же, как синие цветы на том самом лугу. Проснувшись, епископ вернулся в город и заказал мастерам изготовить такие колокольчики, чтобы использовать их звон во время богослужений. С тех пор колокола стали распространяться по Европе, пришли в Византию, а уж оттуда попали к нам. Колокола еще долго назывались «кампан» — как итальянская провиция. И наука о колоколах до сих пор носит название «кампанология». Первые колокола, появившиеся на Руси, были совсем не такой формы, к которой мы привыкли сейчас. По сути это были перевернутые котлы. Они отливались во всей Европе и в России вплоть до XVII в. В ХVII в. звучанием колокола заинтересовались голландцы. Композитор, учитель музыки Якоб ван Эйк и литейщики братья Хемани стали гармонизировать колокола, добиваясь чистоты звучания с помощью изменения формы. Они выяснили, что разница между поперечными и продольными колебаниями — ровно октава. А юбка, которая по толщине профиля в три раза толще металла сверху, — еще на октаву выше среднего тона. Так в итоге и появился тот колокол, который сейчас привычен для нас.
В Россию эти чисто звучащие колокола так и не пришли. По меркам западной цивилизации, наши колокола не настроены, они «от балды». Знаете, кто учил русских лить колокола — западные пушкари! Даже не так: западные пушечные мастера учили наших пушечных мастеров лить пушки, а заодно — колокола.
В итоге у нас родилась такая традиция колокольного звона, которой нет больше нигде в мире. Русская колокольня — ни одного чистого тона, ни одного чистого интервала. Но тем не менее этот звон пробуждает не меньше чувств, чем выверенная гармония.
Фото Алисы Чиж
Свидетельство о публикации №120040605692