Глава 26. Отпуск в Новороссийске

               
Воспоминания отца /события 1939 г./

      


       Вот мне и 60 лет! Кто я и что я ? В данный момент я пенсионер Вооружённых сил Советской Армии.  Как и с чем я пришёл к этому дню? Это был сложный и трудный путь. Не каждому из моих товарищей и сверстников удалось дойти до этого дня, но мне посчастливилось. Кто-то поднимался по службе высоко, но они были  не из лучших людей. О них много говорили, им завидовали, но не я. Это качество мне было неприсуще.
      Я, скромный майор в отставке,наверное,слишком  скромный. Некоторые соседи и родные не считали меня таким и даже завидовали мне. Особенности этого понимала моя старшая сестра Фрося.  Да, я все тот же мальчик Лёня, которого моя мама оставляла на попечение своей старшей дочери Фроси. Да, я тот же- болезненный,всегда бледный,капризный, но душевный, полуторагодовалый, единственный сын Дуньки, которому она сберегла жизнь, но не смогла сохранить жизнь моим братьям.Виновата ли она в этом? Нет и только нет!! Кто же в этом виновен ? Детский организм не
справился со страшной болезнью-дифтерией. В деревне не было ни врача,ни фельдшера.
И если вникнуть глубже, ответ можно найти в справочнике  долголетия в России конца ХIX и начала ХХ столетия.
       Мой отец Алексей Кирилович родился 17 марта 1878 года, в день Алексея-
Божьего человека. Может быть, это помогло ему прожить долгую жизнь. Доживу ли я до этого возраста? Умер отец в 1969 году, прожил неполных 72 года. Из пяти его детей, я рос самым слабым и болезненным,и выжил. Достиг пенсионного возраста и решил оглянуться назад, на всю прожитую жизнь.
      У меня трое детей. Старшая дочь Лида- замужем, двое детей, вторая дочь Елена-замужем, двое детей и младший сын Леонид, в котором я души не чаял.Он вместе с женой и дочкой вернулись из Бердянска, где отдыхали 10 дней под южным солнцем. Приехали все загорелые и отдохнувшие. И это мне напомнило мою молодость.....
      Я в таком же возрасте сумел увидеть море, но только в Новороссийске. Я был уже женат и имел дочку Лиду. Приехал я в Новороссийск один по приглашению двоюродного брата Григория Ильича Думчева. Это было в 1939 году в августе месяце. Молодой,энергичный, в расцвете своих сил, Григорий руководил работой  Фабрично-заводского училища -ФЗУ. Очень был увлечён своей работой и проработал в должности директора 2 года и был постоянно занят. Жил один,хотя имел жену и дочку. Он очень хотел что бы я побывал в Новороссийске, но времени для меня у него не хватало. Он сдавал служебные дела,готовился к переезду в город Смоленск на новое место жительства,куда получила  назначение  его жена по окончанию Харьковского авиационного института.
      -Мне надоело жить одному,- говорил он мне,-очень хочется увидеть дочку ей уже полтора года.

      Погода в день моего приезда стояла великолепная. Григорий угощал меня
яичницей с помидорами. Это для меня была новинка в кулинарии. Он научил меня готовить это блюдо. Ничего сложного в этом не было. Два дня хорошей погоды не дали мне возможность одному лучше познакомиться с городом.
      На третий день моего пребывания в большом портовом городе на море разыгрался шторм, он достигал 9 баллов. Корабли, застигнутые штормом в открытом море, преодолевая громадные волны, спешили укрыться в бухте.Ветер на улицах города ломал телефонные и электрические столбы, как спички,с корнями выворачивал деревья. Волны заливали набережную и улицы города. С близлежащих известковых гор, где  добывали известковый камень для Новороссийских цементных заводов, на город летели камни, угрожая жизням прохожих. По городу ходить было не только опасно, но и невозможно.
Оставаться дальше в городе не было желания.  Но, надо было переждать шторм и подождать когда Григорий закончит передачу служебных дел. Мы с Григорием решили до Москвы ехать вместе. Дальше наши пути расходились.
      Из Новороссийска мы выехали, увозя с собой два ящика Новороссийского
винограда. Я восхищался своими гостинцами, но мне не суждено было довезти их до дома. Пропал и огромный арбуз, который я купил на одной из станций.
Из Новороссийска до Москвы,через Воронеж, мы ехали двое суток. Меня укачало и я ни о чем уже не думал,кроме,как быстрее добраться до дома. Если только землянку, в которой мы жили, можно было назвать домом.
      В  Москве мы с Григорием решили задержаться на одни сутки. Наши поезда
отходили вечером. Решили побывать на сельско- хозяйственной выставке,о которой говорила вся страна. Весь свой багаж, в том числе арбуз с виноградом мы оставили у Гришиных знакомых на квартире.  На выставку добирались трамваем. Ехали полтора часа,стоя на подножке и держась за поручни. После такой езды мне уже не хотелось ходить по выставке. Пробыли там три часа.Гриша интересовался всем. Особенно его интересовала сельскохозяйственная техника, урожайность и сорта пшеницы. Большое внимание и интерес проявил к животным, восхищался лошадьми, интересовался породами коров, свиней и овец. Особенное внимание уделил садоводству, его интересовали новые сорта яблок,груш,выведенных Мичуриным. Меня почему-то ничто не интересовало.
Я просто ходил за Григорием и поддакивал ему, а сам думал о гостинцах.Мысленно ругал себя за то,что согласился с ним ехать на выставку. Я боялся,что мой виноград за три дня испортится и я его не довезу  до дома. Предчувствия мои сбылись.
      К пяти часам вечера мы вернулись в квартиру где оставили свои вещи.Эта поездка меня измучила, хотелось отдохнуть,но надо было ехать на вокзал.Ящика с виноградом и арбуза на месте не оказалось. Я спросил у хозяев, а они с наглой улыбкой ответили,- ребята все съели. Я подумал, что они шутят.Пришлось обратиться к брату, он подтвердил, что произошло недоразумение. Ребята подумали, что это Григорий  им привёз гостинцы и поели. Это меня убило до основания. Я в душе проклинал не только выставку, но и всю Москву с её бессовестными москвичами. Мне тогда казалось, что все москвичи голодные и нахальные, раз так могли поступить. Не
прощаясь даже с братом, я покинул эту злосчастную квартиру. В моей голове не вписывалось, как можно взять чужие фрукты, не спросив разрешения у хозяев? Я понял, что они и у Григория не спрашивали, просто нахально съели. По его взгляду я понял, что он тоже оказался перед совершившимся фактом. Он был порядочным человеком, скандалов не любил, да и как теперь вернёшь виноград и арбуз.
      Как я доехал до Курского вокзала, как сел в поезд- не помню. Ехал домой
угнетенный, обескураженный. А как мне хотелось своих родных угостить виноградом и арбузом. Стыдно было появляться с пустыми руками домой. Ни денег,ни винограда,ни арбуза. Если сказать правду, они не поверят, а говорить придётся. Врать, что я не вёз гостинцев, тоже не хорошо. Это все равно, что обкрадывать самого себя. Я себя не оправдывал, меня просто опустошили. И вот я еду домой с пустыми руками.
      Мои переживания и раздумья были прерваны объявлением кондуктора о том,что поезд подходит к Туле. Пассажиры едущие до Тулы стали готовиться к выходу, снимая с полок свои чемоданы и узлы. Я от этого был освобождён "добродушными" москвичами. Казалось бы пустяк- 10кг. винограда и 5кг.арбуза, и все-таки жалко и обидно, потому, что ни в Москве,ни в Туле всего этого купить нельзя. А если-бы можно было, то за какие деньги?  В кармане лежало два двугривенника, их еле-еле хватало на автобус из Тулы до металлокомбината.
      В таком состоянии вечером я появился дома. Там меня ждали отец с мамой
и любимая жена с маленькой дочкой Лидой. Моему приезду обрадовались,только я был не рад. Поздоровался холодно, на вопросы отвечал неохотно. На расспросы отвечал односложно- не мог,не сумел, денег не было, достать было невозможно. Вообщем, свой промах решил переложить на сложившиеся обстоятельства.  Вроде все виноваты, что я прошляпил фрукты. Захотелось на выставке побывать! Эта выставка досталась мне дорого, не только с материальной стороны, но и морально, я был разбит и растоптан. Вот такой урок преподнесла мне  моя доверчивость и стеснительность. Они ещё не раз меня подводили. Пословицу "Век живи-век учись" я узнал с детства, но все равно
часто оставался в дураках.

      Заводской гудок металлокомбината своим протяжным глуховатым воем приглашал на работу первую смену. Ему вторил мелодичный гудок маленького маневрового
 паровоза доменного цеха, увозя наполненные ковши расплавленного шлака. Я вышел из землянки. Бодрящий прохладный воздух освежил меня, начинался первый день сентября. Нежаркое сентябрьское солнце приветствовало школьников с цветами. Его золотой диск уверенно поднимался вверх. А школьники, как стайки птиц,щебеча, тянулись к школе где их ждали  учителя. Все было готово для построения линейки по классам.Скоро начнутся поздравления первоклассников и прозвенит первый школьный
звонок.

      Мне это напомнило моё детство,годы учебы в сельской школе. Тогда с основными предметами изучали  ещё и Закон Божий. Ходили в церковь, где я получал наказания за разговоры перед алтарем - меня ставили на колени. Как ни тяжела была жизнь в годы первой пятилетки, в годы коллективизации,а дети заводских рабочих в школу шли в ботинках, а не в лаптях. Я в детстве, кроме лаптей, другой обуви не знал.

      Я сел возле землянки, теребя свои небритые щёки и с интересом посматривал на мать доившую козу. Отец стоял рядом, придерживая левой рукой козу,правая его рука непроизвольно качалась,как обрубленный сук на дереве.Мать молча доила козу,изредка вскрикивая.- Стой, дьявол тебя возьми!
     - Лень, слышишь, говорят проводят частичную мобилизацию, даже коней забирают, - проговорил отец,- за тобой уже приходили, даже взяли адрес куда ты уехал.
Сказали,что по этому адресу пошлют телеграмму в Новороссийск,ты её получил?
     - Никакой телеграммы я не получал,- проворчал я.
     - Мы  решили, что ты получил её и приехал пораньше,- удивился отец.
      -Надо побриться и ехать в часть,- скомандовал я сам себе. 
Я задумчиво смотрел на пустынный школьный двор, по которому ласковый ветер гонял лепестки цветов и с горечью  вспоминал о своём неудавшемся отпуске.
      Покупаться в море не пришлось, осмотреть как следует город и его
достопримечательности не хватило времени, гостинцы до дома довести не сумел.
     -Сынок,что молчишь, о чем думаешь?- отец раздраженно усмехнулся,посмотрел на меня, хотел сказать что-то грубое,но сдержался. Дойка козы закончилась. Отец шагнул к скамейке,сел рядом со мной. Левой рукой положил висящую правую руку на колено. - Рассказывай, как провёл отпуск? Что видел? - не дождавшись ответа спросил,- как живут твои двоюродные братишки?
     -По разному,- ответил я,-Петька работает столяром в депо на станции Марцево.
Начал строить себе саманный дом.
     -Один строит?- спросил отец.
     -Нет,с товарищем, с Колькой Басовым. Они вместе работают в депо,вместе и строятся. Товарищу выстроили,теперь в нем две семьи живут.Теперь Петьке будут строить. Как построят,Петька с семьёй в свой дом переедет.
     -Давно Петька женился? Кто его жена?-продолжал спрашивать отец.
     -Он с ней учился в ФЗУ,она немка.У них сын,ему полтора года,-ответил я.
     -Как немка?-не успокаивался отец.
     -Её родные-оседлые немцы живут на станции недалёко от Таганрога.
     -А Гришка,как он живёт?- не умолкал отец,интересуясь своими племянниками.
     -Гришка живёт по пролетарски,запасов не имеет. Обувь носит пока не свалится с ног, только потом покупает новую обувь.Работал директором школы,уволился. Поехал
к жене в Смоленск,куда её направили после окончания Авиационного института.
       Мне надоели расспросы отца- Алексея Кириловича, я потянулся,сладко зевнул и пошёл бриться,думая,зачем меня вызывают раньше срока в часть.Завтракать не хотелось. Моя мама-Евдокия Ивановна хлопотала возле меня,угощая скудным завтраком.
     -Мама,мне что-то не хочется есть,-обратился я к маме.
     -Что ты его уговариваешь,- вмешался отец,- он за отпуск наелся винограда,
арбузов, яичниц с помидорами, а ты его заставляешь есть картошку.
     -Может ты кружечку молочка выпьешь,сынок?- вмешалась мама.
Я выпил кружку козьего молока,мне нравилось оно, я пил его с большим удовольствием. Моя жена была недовольна мной. Она не верила мне,что виноград и арбуз съели не те кому они покупались.
       Сестра Фрося, проводив дочку Надю в школу,торопилась на работу.
     -Тась,ты идёшь на работу,- спросила Фрося.
     -Мы пойдём вместе,- отвечала Татьяна,- он на поезд,а я на работу.
Мы с Татьяной молча шли до магазина в котором она работала продавцом и только у магазина она спросила,-ты рано приедешь? -Не знаю,буду стараться,- ответил я.
      Грустно и тяжело стало от коротких Татьяниных слов. Быстрая ходьба до станции и знакомые лица, идущих мне навстречу с ночной смены, успокоили меня. На поезд я опоздал. До Тулы, в воинскую часть пришлось добираться с попутной машиной,которые очень редко ходили через Криволучье. Узкий мост через реку Упу перед Криволчьем не мог пропустить одновременно две встречные машины. Водители старались ехать другой дорогой, которая соединяясь с Оборонной улицей города вела к центру города.

Впереди меня ждала мобилизация.

      Произошел конфликт  между СССР и Финляндией.
26 ноября 1939 года произошёл обстрел советских пограничников с финской стороны, ставшей поводом для " Зимней войны" начавшейся  30 ноября 1939 года. Война завершилась подписанием Московского мирного договора между СССР и Финляндией
12 марта 1940 года,завершив собой Советско- Финскую войну 1939-1940 г. Договор изменил Советско-Финскую границу,установленный Тартуским мирным договором в 1920г.
В результате подписанного договора в состав СССР вернулись территории находившиеся
в составе Российской Империи до 1917 года. В постсоветском Договоре между
Российской Федерацией и Финляндской республикой об основах отношений подписанном
в 1992 году,территориальные изменения,закреплённые Московским договором, также
остались незыблемыми.



Воспоминания отца- Думчева Алексея Алексеевича 1912 г. рожд.


Рецензии
Леночка, дорогая! Большое тебе спасибо за труд. Ты делаешь большую и благородную работу. Пусть наши правнуки узнают с "чего начинается Родина" Папа умел выражать свои мысли. Спасибо ему, что писал, а тебе за то, что смогла сберечь его воспоминания, отредактировать и напечатать.

С благодарностью и любовью))) Лида

Лидия Шевелева 2   06.04.2020 15:27     Заявить о нарушении