Достоинство обучения

Окталогия "Ас-Сафи" – эпическая драма с элементами лирики философско-дидактического содержания в 8 частях, 40 книгах, 124 тысячах бейтов – крупнейшее поэтическое произведение мира одного автора (~346K/~920К, материалы готовятся к публикации). Литературный колосс карачаевского писателя уже обошёл по объёмам греческую "Илиаду-Одиссею" Гомера (29К), индийскую "Рамаяну" Вальмики (48К), персидское "Шах-намэ" Фирдоуси (120К) и индийскую "Махабхарату" Вьясы (180K), пока уступая лишь кыргызскому эпосу "Манас" (396-416~500К). Окталогия ни в печатном виде, ни в электронном варианте не продавалась и не продаётся – находясь в свободном доступе для всего человечества.
Окталогия "Ас-Сафи" Шукура Тебуева на официальных ресурсах произведения:


Международный профиль произведения
https://www.tumblr.com/as-safi-octalogy-poetry
YouTube
https://www.youtube.com/@assafipoetry
Стихи.ру
http://stihi.ru/avtor/shukurtebuev
Medium
https://medium.com/@shukur_tebuev
Яндекс Дзен
https://zen.yandex.ru/id/5f4b9a4152ad3101b4020e51
Автор.Тудэй
https://author.today/u/shukurtebuev
Wattpad
https://www.wattpad.com/user/shukurtebuev
Penfox
https://penfox.ru/author/shukurtebuev/
Readli
https://readli.net/profile/686167540/books/
Litsovet
https://litsovet.ru/user/106468
Yapishu
https://yapishu.net/user/shukurtebuev
Библиотека Поэзии
https://poems.su/authors/shukurtebuev/
СИ
http://samlib.ru/t/tebuew_s_s/

MMCXVI / 2 116

Тот Аят, что подмечали
В деле – Сто Двадцать Второй
В С;ре Таўба прочитали,
Снова к нам идёт с тобой.
Группой малой обучились –
В племя дома возвратились,
Чтобы их и обучать,
Не пугать и не стращать.
А предупреждать тем Знаньем –
Чтобы следовать ему.
И такой подход приму,
Слаб хотя я пониманьем.
Всё же, неуч в деле был
И про то Вам говорил…

MMCXVII / 2 117

Обученье с наставленьем.
Вот о чём здесь речь идёт.
Необычным развлеченьем
То сейчас считал народ…
Третья там придёт Глава,
Что Али Гъимран, права.
И Аят там был такой –
Сотня, Восемьдесят Седьмой.
Что ж в Аяте нам сказали?
Взял Аллах с людей завет –
Разъяснять и не в секрет,
От людей чтоб не скрывали.
Им даровано Писанье
Было до – не для незнанья…

MMCXVIII / 2 118

То бишь – им Аллах вменил,
Чтобы Знанью обучали.
Ничего чтоб не сокрыл
Из того, что сами знали,
Тот Учёный человек –
В доисламский было век.
Бакъара, Сто Сорок Шесть,
Вновь Аят в Коране есть:
Но ведь часть из них – скрывает
[То есть, предали заветы,
От людей у них секреты]
Истину, хотя и знает…
Хоть Аллах им запрещал
Делать так – шайтан их взял…

MMCXIX / 2 119

Был запрет такой у дела,
Как свидетельство – шахада.
Объяснил Имам умело,
Стих легко понять нам надо.
Двести Восемьдесят Третий
Есть Аят на белом свете
Снова в Бакъаре родной,
Тайны Бога где устой:
Кто свидетельство скрывает –
Значит, сердце там грешно.
[То-то самое оно,
Зверь и тот всё понимает].
Тем подобием сравнил
Нам Имам, объединил.

MMCXX / 2 120

И Пророк здесь говорит.
Коли Боже Знанье дал,
И учёным ранг твердит –
Обещанье тоже взял,
Как с Пророков брал его,
[И хватило мне того]:
Чтобы Знанье – разъясняли,
Чтобы Знанье – не скрывали.
Фуссылят, где Тридцать Три:
Тот же лучше всех словами –
Кто призывом к Богу с вами,
Благо он творил… Замри,
Чтоб от счастья раствориться
И во Счастии забыться.

MMCXXI / 2 121

Нахль, где Сто Двадцать Пять
Есть Аят, помощник дела,
Нам его чтоб прочитать,
Много смысла что имело:
Ясным доводом чтоб звали,
Наставленьем наставляли
Лучшим и красивым самым,
[Чтоб хватило и упрямым…]
Мудрость – первою была,
Красота – пришла второй,
Наставленья где устой,
Тот тандем вершил Дела.
Если кто таким владел –
В Деле Бога преуспел…

MMCXXII / 2 122

И Пророк сказал Мугъазу,
В Йемен слал людей учить,
Замечательную фразу,
Чтоб зачем-то в мире жить:
Наставление тобой
Даже, пусть, души одной –
Лучше чем юдоль земная,
Заполнением до края…
Дальше в мир Хадиса двинем.
Если кто-то изучил
Хоть Раздел – и людям влил,
То наградою в помине
Тех Сиддикъов в Семь Десят
Был суаб, нам говорят.

MMCXXIII / 2 123

Иисус нам говорил,
Тем Аўтады начинали:
Знания кто изучил,
Делом Знанья воплощали
И другому передал –
В Малакуте тот и стал
Тем Великим, что Гъазым,
Снова речь ту повторим.
Ас-Сафи: так начиналось…
Самый Первый Бейт опять,
Чтобы годы поминать,
Что же с сердцем нашим сталось?
Что узнали, воплотили
И кого тому учили?..
 
MMCXXIV / 2 124

Да уж. Чтоб Великим стать
Надо Знанье изучить,
Делом в жизни воплощать
И другого приобщить:
В Небесах иль Малакуте –
Стал Великим в той минуте.
Очень просто, очень ясно,
Светом в мрак всё громогласно.
Знанья – мало. Нужно – дело…
Трудным дело хоть бывало,
Знанья многим не хватало,
Потому – не долетело.
Три в одном, даст Бог, придёт,
Хоть медали зверь не ждёт.

MMCXXV / 2 125

Сделать – чтобы воплотить.
Не за сыром мышей снова.
Нуворишей огорчить
Той горчицею у Слова.
Что ж поделать, коммерсант –
Тоже в деле свой талант.
Но в религии – идея,
Лишь она и есть затея.
Не коммерческий приём,
Выгоду чтоб посчитать,
Рай послаще оторвать.
Мой был малый водоём.
Место своё в мире знал,
Никого туда не звал.

MMCXXVI / 2 126

Не апатией начала –
Проявленьем естества.
Лишь Пророка Мощь давала
Силу здесь для Волшебства.
Оживиться бы душою –
Спел бы я тогда с тобою…
Песни разные бывают,
Но Любовь коль воспевают –
Знать, про Бога будут все…
И другого нет там в деле,
Ноты, пусть, давно просели,
Бриллиантами в Росе
Эра Света наступает,
Иисуса ожидает…

MMCXXVII / 2 127

Богомолец и Шахид
В Судный День заходят в Рай.
Здесь Учёный воскричит:
«Боже, Знанию воздай,
Коим все и воевали,
И молитву совершали…»
С ангелами их сравнил
Бог – и Шафагъат открыл…
Чтоб сначала – заступились.
И Учёный – заступался,
Шафагъатом продвигался,
Так дела Его вершились.
То в Хадисе прочитал,
Что в Ихъя Имам сказал.

MMCXXVIII / 2 128

Это тем – кто знал-делился.
Гъазали то подчеркнул
Вслед Хадису, укрепился,
Никого не упрекнул.
Есть Хадис ещё другой,
Опечаленный такой.
Вкратце, суть его такая
Упрощением у края:
Знанье лишь Учёным жило,
И Учёный умирал,
Мир сей бренный покидал,
И видна его могила.
Лишь невежды вслед остались,
Заблужденьем заблуждались.

MMCXXIX / 2 129

Огненная есть Узда,
То Хадис уже другой,
Утаившим Знанья. Да.
Жёсток Суден День, такой.
Шейх Саид про то сказал,
Как-то раз я услыхал,
И учёных он чихвостил,
Что молчаньем жили в росте.
Он один – и говорил.
Остальные же – молчали,
Большинство обозначали.
Не один он в Битве был.
Верных делу там хватало,
Было их вокруг немало.

MMCXXX / 2 130

Кто же в мире был не проклят?
Вновь Хадис нам прояснял,
Чтобы был я, всё же, понят
И в «десяточку» попал.
Мир подлунный – так случилось,
И про то уж говорилось.
Всё – что в нём – вслед проклиналось…
Исключением здесь сталось
Поминание Аллаха,
Что мы Зикром называли,
Много раз про то писали,
Помнит это даже птаха.
И деяние благое,
Пред Аллахом что такое.

MMCXXXI / 2 131

А ещё? Кто обучался
Вслед тому – кто обучал.
Очень просто раскрывался
Бога План и прояснял.
И Пророк нам говорил
Всё про тех – кто Знаньем жил,
Обучал весь мир добру,
Знают все и кенгуру:
Население земли
И семи Его небес,
Моря кит сюда же влез,
Как и муравей в щели, –
Всё его благословляет.
В общем – мир кто населяет…

MMCXXXII / 2 132

Что – вселенной и зовём.
Да, немалые просторы…
Я же – малый водоём,
Богом спрятанный за шторы.
Слава Богу, так сложилось,
Дело многим облегчилось.
Кто же сам Хадис узнал
И другому передал:
Лучшей пользы тем достиг.
Молвил это наш Пророк.
Благосклонен к людям рок,
На века и в каждый миг,
Бог дела нам упростил,
Потому как Щедрым был…

MMCXXXIII / 2 133

Лучше Года Поклоненья.
Что? Пророк нам пояснил,
Слова доброго веленье,
Что, услышав, – воплотил.
И другого поучает,
Всё Пророк Аллаха знает.
Видел Два Собранья он,
Объясненьем вновь силён.
В первом – к Богу все взывали,
Помощи они хотят,
Молятся и голосят.
Во втором же – обучали.
Ко Второму он подсел
Прояснением у дел.

MMCXXXIV / 2 134

Может, даст. А, может, нет –
Первым, дело объясняет.
То Аллаха в мир ответ.
А второй же – обучает,
Как Пророка Бог послал –
Чтоб людей он обучал.
В общем, он к своим подсел,
В обученьи кто успел.
Мир на трое он делил:
Знает – сам, другого – учит,
Третьему же всё наскучит.
Так он с ливнем и сравнил,
Что от Бога Знанья нёс,
Будь я трижды водонос.

MMCXXXV / 2 135

Часть земли – впитала воду,
Часть другая – сохранила,
Чтобы дать её народу
Там – где обученья Сила.
Третья ж – воду не давала,
Внутрь тоже не впитала.
Образов понятен строй
В этом мире под луной.
Вслед детей Адама было
Дела Три, что продолжалось:
Знанье – пользой что досталось,
Хоть видна уже могила;
Джария там садакъа;
И в дуа детей рука…

MMCXXXVI / 2 136

На добро кто указал –
Будто делает его.
Два Хадиса уж сказал,
В счёт же – более того.
Зависть белая бывала
Лишь к двоим, молва что знала:
Первый – знал и научил,
И по Знанию судил.
А второй – где денег много,
Тратит их он по порядку,
В Бога всё летит тетрадку,
Довести чтоб до Порога.
Бог такое Счастье им
Дал – в пример чтоб остальным.

MMCXXXVII / 2 137

И Хадис последний здесь.
Про Халифов у Пророка.
Милость Бога с ними есть,
Задышалось мне глубоко…
Кто ж Преемником тем был? –
Знаньем Сунну оживил,
Смысл вернул ей изначальный,
Чтоб невежды труд печальный
Вновь на нет в миру свести.
Учит Сунне той рабов
И лишает их оков,
Чтобы в Боге расцвести.
Вот каким Халиф бывает –
Лишь таких Он почитает…

MMCXXXVIII / 2 138

До Асара добрались.
Где Умар-Халиф нам скажет,
Чтобы долетели ввысь,
Объяснением обяжет:
Кто Хадису мир учил –
Тот награду разделил
За его всё воплощенье,
Так от Бога в мир решенье.
Вновь Учителю просили
Даже рыбы в синем море,
Что резвились на просторе –
Чтоб грехи его простили.
Так сказал Ибну Аббас,
Выручал что нас не раз.

MMCXXXIX / 2 139

Он – посредник между Богом
И Его созданьем в мире,
Всё Учитель тем порогом
Точко-линией в пунктире.
Наставленье коль даёт –
Смотрит, пусть, куда идёт.
Так заехал в Гъаскалан
Сам Имам, что был Суфьян,
Пятый был Мазхаб – его.
Да вопросов он не слышит,
Всё разочарованьем дышит,
Вымиранием всего
Знанья в городе – считал,
Спешно город покидал.

MMCXL / 2 140

Сын Мусейиба, Саид
Тоже громко горько плачет.
И Гъата там навестит,
Звать которого иначе –
Сын Абу Рабаха он,
Куньей был ещё силён –
Что Абу Мух;амад был,
Чуть про это не забыл.
И причина – вновь такая,
Ведь народ не задавал
Им вопросы – засыхал
От незнания у края.
Вот и плакали они,
Не поймём мы в наши дни…

MMCXLI / 2 141

Каждый – светит в своё время,
Бог светильником послал.
Хоть и тяжкое то бремя –
Он тянул, не забывал.
Люди – в скот бы превратились.
В том сегодня убедились.
Скот – намного лучше нас,
Хоть и горек этот сказ.
Знанье это коль вложили –
Нёс достойно и по делу,
Не подобно самострелу –
Знанье это так ценили.
Что – от Ада оградит,
Мать с отцом опередит.

MMCXLII / 2 142

Те – в миру лишь ограждали
От огня, что в очаге.
Ада пламя – в дело дали,
Что лишь в Знанья пироге.
Где же Знания начало?
Там – где всё уже молчало.
Дальше – слушанье опять,
Следом там, где замолчать.
Дальше – исполненье дела
Как в том Знании учили.
Вслед его – распространили.
Этим выгорит умело.
План такой нам дал Имам
Из Асара прямо Вам.

MMCXLIII / 2 143

И Хадис большой пришёл,
Так Мугъаз нам говорил,
Что Марфугъом и дошёл,
В силу рифмы окрылил…
Знанье чтобы изучали –
Тем пред Богом нашим стали
В том благоговеньи мы,
Поиском его сильны –
Богу что как поклоненье.
А исследовать его –
Из джихада самого,
Вслед приходит обученье –
Что как милостыня всем,
Кто лишён был Знанья тем.

MMCXLIV / 2 144

Если Знаньем поделился,
Кто заслуживал того –
Средством к Богу устремился
Приближения всего.
Знанье – наше развлеченье,
В одиночестве леченье,
Направляет нас в делах
Истиной, Велик Аллах.
Разделяет радость, горе.
Возвышает, как визирь,
Средь друзей. И поводырь
Нам до Рая, ждёт что вскоре.
[Здесь инша Аллах скажу,
Дальше текст тот привожу.]

MMCXLV / 2 145

Знаньем Боже возвышает,
Чтоб учить людей добру,
Так наставник и шагает
Среди нас – пример беру.
И за ним народ идёт –
Праведность и обретёт.
Взоры всех он привлекал,
Даже ангелов сзывал
Он к себе – с ним быть хотят,
Крыльями его касаясь.
И, опять же, повторяясь:
Что грехи его простят
Просят все – киты и твари
Ядовитые, в ударе.
 
MMCXLVI / 2 146

Небеса и звёзды в них
У вселенной – просят в хоре,
Счастьем захлебнулся стих
От прощения в узоре.
Жизнь сердец без слепоты –
Коли в Знанье будешь ты.
Рангом с праведником встал
На один он пьедестал.
И в Познании Аллаха
Высшей степени достиг,
Счастья то особый миг,
Хоть и создан был из праха.
Знанием кто размышляет –
Оразой в миру шагает.

MMCXLVII / 2 147

Изучение ж его –
Словно ночь всю промолился.
Подчинения всего
Столп во Знаньи укрепился…
Знаньем Богу подчиняясь,
Знаньем Богу поклоняясь.
И в единстве убеждаться –
Знанье есть, чтобы добраться.
Бога Знаньем восславляют,
Набожности Путь опять,
Узы чтоб родства скреплять,
Знаньем всё и различают.
Что харам – нам запретил,
А халал – Сам разрешил…

MMCXLVIII / 2 148

Знание же – предводитель,
Дело следует за ним.
Вдохновляйся – коль Воитель,
Лишь счастливый вдохновим…
Знаньем – Счастье вдохновляло,
А несчастных – оставляло.
Тот Хадис закончен здесь,
Привели его мы весь.
Знанье, Знанье – Обученье.
Всё там есть для нас простых,
Чтобы без перекладных
Крыльями прийти в движенье…
Дальше речи ждали нас
В продолженье выше фраз…


Рецензии