Что об этом говорится в асаре

Окталогия "Ас-Сафи" – эпическая драма с элементами лирики философско-дидактического содержания в 8 частях, 40 книгах, 124 тысячах бейтов – крупнейшее поэтическое произведение мира одного автора (~346K/~920К, материалы готовятся к публикации). Литературный колосс карачаевского писателя уже обошёл по объёмам греческую "Илиаду-Одиссею" Гомера (29К), индийскую "Рамаяну" Вальмики (48К), персидское "Шах-намэ" Фирдоуси (120К) и индийскую "Махабхарату" Вьясы (180K), пока уступая лишь кыргызскому эпосу "Манас" (396-416~500К). Окталогия ни в печатном виде, ни в электронном варианте не продавалась и не продаётся – находясь в свободном доступе для всего человечества.
Окталогия "Ас-Сафи" Шукура Тебуева на официальных ресурсах произведения:


Международный профиль произведения
https://www.tumblr.com/as-safi-octalogy-poetry
YouTube
https://www.youtube.com/@assafipoetry
Стихи.ру
http://stihi.ru/avtor/shukurtebuev
Medium
https://medium.com/@shukur_tebuev
Яндекс Дзен
https://zen.yandex.ru/id/5f4b9a4152ad3101b4020e51
Автор.Тудэй
https://author.today/u/shukurtebuev
Wattpad
https://www.wattpad.com/user/shukurtebuev
Penfox
https://penfox.ru/author/shukurtebuev/
Readli
https://readli.net/profile/686167540/books/
Litsovet
https://litsovet.ru/user/106468
Yapishu
https://yapishu.net/user/shukurtebuev
Библиотека Поэзии
https://poems.su/authors/shukurtebuev/
СИ
http://samlib.ru/t/tebuew_s_s/

MMLVIII / 2 058

Видный деятель Ислама,
В Первые Века что жил,
То сказали снова прямо,
Тот Асар нам подарил.
Упрощением от Знанья,
В силу нашего незнанья.
Разжевали, объяснили –
Дело дурню упростили,
Коим был я и всегда,
Ничего не помогало,
Хоть прочёл уже немало,
И давно уже года
Дело сделали своё –
То же всё опять зверьё…

MMLIX / 2 059

Тот Асар был мне понятен,
Ведь те люди постарались.
Их рассказ был прост, приятен –
Очень просто изъяснялись.
Только вот хотел сказать –
А святых в наш век считать
Я бы тоже там хотел,
В них Асар опять узрел.
Хоть они бы постеснялись,
Ведь адабом все живут,
Лишь один я зверь и тут,
Ими в мраке прояснялись
Все аспекты у Пути –
Чтобы легче нам пройти.

MMLX / 2 060

Поэтический рассказ
Тут внесу, разбавить тему:
В Тыщу Строк поместит сказ
Вновь Аллах? Как Теорему?
Вновь её решить пытаюсь,
Как могу – так ускоряюсь,
Лишь Тринадцать впереди
Станов мне ещё идти.
Тоже, Вам скажу, немало.
Что же – лист и карандаш,
Вновь, хоть Зверь, но, может, Ваш?
И рука опять устала.
Признак будет в этом деле,
Хоть того не мы хотели.

MMLXI / 2 061

Ведь к Религии привычный
Может всё легко читать.
Я и друг мой закадычный,
Всё ж, привыкший отдыхать:
Ведь от Света нас «штормило»  –
Знанья Бога, страшна Сила.
И пьянит в который раз
Всю Японию-Кавказ.
И меня пьянит по новой –
Не привыкну всё никак,
Писарь я, не в Свет мастак,
Где вселенной все Основы.
Бог же зверя в дело взял,
Ничего не объяснял.

MMLXII / 2 062

Нету вольности значений,
Если «нюх кого подвёл».
Нет претензии на «гений»:
Бог Один – и произвёл.
Речь Его лишь голосила,
И оттуда – зверю Сила.
Хоть Он вольность допускал,
Зверь лишь писарем писал.
Так, святые, что ль, читают?
Я не знаю. Мне зачем?
Избежал ненужных тем.
Те, кто надо – понимают.
Это был их Диалог:
Стороною Первой – Бог…

MMLXIII / 2 063

Так что – нечего пенять.
Дескать, нормы не признал.
Зверя в чём здесь обвинять,
Если он – лишь записал?
Стих потёк опять Рекою –
Так поговорим с тобою.
Коль от света устаёшь,
Лишь бы в Свете был хорош
Сам я. И – другим желая,
Кто со мною и вокруг,
И тебе, мой милый друг,
Мэгги, Жемчугом Морская.
Речь немного разбавляю,
Кто устал – не утомляю.

MMLXIV / 2 064

Девяносто Тысяч скоро
Строк, Бог даст, хоть подустал.
Сода Том там будет впору,
Что так скоро записал.
Книгу эту завершая,
Что Наджибом называя,
Тот рубеж – не за горами,
Посчитаем это с Вами.
Мир подлунный содрогнулся?
Я при чём? И мне ли знать,
Где Аллаха в нём Печать,
Чтоб от Света всяк проснулся.
Строчки тот легко считает –
Кто от Света убегает.

MMLXV / 2 065

Я же – путаюсь опять.
Станы, Бейты, Пятистишья…
Математики всей стать –
Не моя. Мои – двустишья,
Чтоб Газелью вдаль погнаться
И к Хафизу приближаться.
Хоть достичь и нету сил,
Я о том и не просил…
Как достигнешь горизонта?
Он – опора продвиженья.
И от лени, утомленья
Дождиком, вне поля зонта.
Ударения менял
Зверь опять, не уставал.

MMLXVI / 2 066

Веселее, что ль, ему?
Или, просто, для «прикола»?
Оставляя посему
Полюса для ледокола.
Хоть опять он устаёт –
Бога Светом в мрак идёт.
Мрака там не остаётся,
Если Свет в груди найдётся.
Если ж мрак не уходил –
Значит, лжи одна могила,
В ней откуда будет Сила?
Сказки, что ли, сочинил?..
Люди сказками и жили,
Той могилой дорожили.

MMLXVII / 2 067

Мёртвых – оживлял Гъиса.
Есть от Бога эта Сила.
Помогали Небеса
И судьба благоволила.
Всё буквально не пойми –
Горизонтами прими.
Сердце ты своё поправь –
К Богу Одному направь…
Вдох на выдох – Ас-Сафи.
Лёгким так всё чтенье стало,
Вот чего не доставало,
Правила здесь, знай, Свои,
Что Аллах установил,
Книгу эту отцедил.

MMLXVIII / 2 068

Биться, биться – и добраться.
Масло из сметаны взбить?
Молоко есть только, братцы,
Много чтоб воды не лить.
Круг такой и сокращался,
Претендентами расстался.
Хоть бы был один. Иль два.
Нам хватило б Волшебства
Оживления души –
В мире был тот Оживитель,
Что опять Святой Учитель.
Видишь? Вёсла там суши.
Значит, битвой добирались,
С мраком в сердце ввек расстались…

MMLXIX / 2 069

Подустал, таки, наш Зверь…
Станов Пять и остаётся.
Приоткрылась чтобы Дверь –
Доползти ему придётся?
Можно же Стрелой лететь
От Хайдара, в Свет хотеть.
Всё желанье нарастало
И собой определяло
Вектор сущности в сей мир.
И не только. В вечность-время,
Ни к чему хоть это стремя,
Коль Пророк уже кумир.
Нет там больше, знай, такого.
Ни такого, ни другого.

MMLXX / 2 070

Передышку, что ли, взять?
Да уж мало остаётся,
Обещался коль летать,
Меньше малого придётся.
Чтоб Имаму угодить,
В честь его и Книге быть.
Сам Шамиль за дело взялся,
В Сердце чтоб не забывался…
Хоть несчастное оно.
Только рядом с ним вольготно,
В Свет шагается охотно,
Всей Специфики кино
Всех эпох уже не знало.
Знание ж тут промолчало.

MMLXXI / 2 071

До Асара чтоб добраться,
Суть у Знанья прояснить,
Есть Ихъя, чтобы читаться,
Чтоб Пророку угодить.
Всё в ней – выше совершенства,
Чистым сердцем во блаженство.
Можно бегать и искать –
Можно же Ихъя читать.
Бег в том деле помогает?
Был кто волком, пищу ждал,
Бог такому помогал.
Зверь же спит и отдыхает.
Тахта зылли румхи бой –
Но уже не под луной…

MMLXXII / 2 072

Речка Знанья затекала
В сей Бездонный Океан.
Знанием тут умолчала,
Громко били в барабан.
Как сказал Салахуддин –
Что Главой в Аўтад один.
«Дум», опять там следом «дум»,
Коли был не тугодум.
Расслабления – не знай
И стремись, не расслабляйся,
С барабаном потягайся,
Хоть устал – не подкачай:
«Милосердным не ленись
Быть»… Хафиз уносит ввысь…

MMLXXIII / 2 073

Всех дорог – объединенье.
Света желобов одних,
Умиравшим – ускоренье,
Где Гъисой ожил мой Стих…
Раз Али нам изн дал –
Он за всё и отвечал.
Мы же – маленькие люди
И не слышали о чуде.
Ждали чуда оживленья –
И пришёл Абу Тураб,
Курейшитский царь-араб,
И Халиф он в наставленье:
Дело нам Али облегчит.
Остальной, пусть, бисер мечет.

MMLXXIV / 2 074

За Одиннадцать Часов
В Тыщу Строк и уложились.
И поднял Али засов,
Двери Знанья шевелились.
И поверить не могу –
Не сказать чтоб «гурагу».
Он Кумейлю говорил,
Прояснил по мере сил.
Знанье – лучше, чем богатство.
Защитит оно тебя.
А богатство, теребя,
Защищать нам в святотатство.
Знанье – это повелитель,
Такова его обитель…

MMLXXV / 2 075

А богатство – подчинялось.
Есть ещё один нюанс –
Что расходом сокращалось.
Знанья ж где был реверанс:
От расхода – возрастало,
Воля Бога так решала.
Знание вот так с деньгой
Выбирай, коли Герой.
Нет иронии, сарказма.
Как всё есть – и говорю.
Знанья из Ихъя дарю,
Замерзает этим плазма.
Абсолютный где-то Ноль,
Кельвин выбрал Антресоль…

MMLXXVI / 2 076

Чтоб – до Шах-Намэ добраться.
Два Наджиба нам идти.
Станом в Бейты насчитаться,
Чтоб проехать и пройти.
Выхода там в деле нету –
Тяжесть не под стать аскету…
Мудрецу ль она под стать
Станов, Бейтов чудо-рать?
Бог все тучи разгонял…
Хоть от эга мрака стало
Небо – хуже не бывало.
Бог нас миловал, прощал.
Чтоб дунья своё взяла
И в ничто легко ушла.
 
MMLXXVII / 2 077

Размышленья не по делу?
Как сказать, как посмотреть.
Нечисть подведя к отстрелу –
Чтоб Свободой возлететь.
Нафс так просто не сдаётся,
Что ж – убить его придётся.
Всей Фаной и вслед Бакъой –
В сердце надоел тот вой.
Тауаккальна гъаля Ллах.
Что – на Бога положились.
И до Англии раскрылись,
Помогал Аллах в делах.
Если так, in God we trust,
Вмиг исчезнет наш Балласт.

MMLXXVIII / 2 078

Не порядок нарушали,
Чтобы Станы подвигать.
Нам сказали – записали.
Выбор есть – не  выбирать.
Я теченьем выбрал плыть,
В Боге душу растворить.
Пусть, народ и улыбался –
Мёртвым в мире весь остался.
Так – святые говорили,
Что народ земли подох.
Розой жди. Чертополох
Тоже в землю счётом вбили.
Лишь святой и оживал,
Розой в деле долго ждал…

MMLXXIX / 2 079

Если ждать – мы мастера,
Хоть довольства в деле нету.
Не по нраву та игра
Снова тигравинегрету.
Хочет прыгать и скакать,
Сладость мира собирать.
Ну, тогда – так и скажи,
Хватит погибать во лжи.
Что – мирской. И остальное,
Кроме мира – пресным стало.
То признание спасало?
Может, нет. Но и другое –
Лицемерием звалось.
Мне зачем такая ось?

MMLXXX / 2 080

Без причины и нужды.
Что причиной в деле стало?
Коли мир уж выбрал ты –
Миром в мире прибывало
Всё твоё, раз, выбирал –
Душу в вечность проиграл.
Не хочу. Ну, а нужда?
Слабость духа. Простота.
Всё лишь – в нас?
А как иначе…
Только так, да и тем паче.
Карандаш опять и спас.
Что уж в лист опять вгрызался,
Чтобы зверь не растерялся.

MMLXXXI / 2 081

Да, растерянность бывает.
Почерк, что-то, неразборчив.
Двери кто-то открывает?
Или в деле стал уклончив?
Что по чём и по размеру,
Чтобы развести химеру?
Что? Сомненья одолели?
«Далеко» зайти посмели?
Что-то Бог заулыбался…
Неожиданный расклад,
Отступили Рай и Ад,
Зверь же – с Силами собрался.
Что Къаххар опять прислал.
Зверя Он не забывал.

MMLXXXII / 2 082

Что-то Сверху накатило
И нахлынуло Внутри,
И Пророка вновь Могила
Помогает взаперти.
Хоть та рифма и хромала,
Горемычного спасала.
И Асар тут не в обиде,
Не водой у нас в карбиде.
Чтобы Станы посчитать.
Был Порядок Свой, Уклад.
Выдавал нам Бейты Склад,
Где Пророка лишь Печать.
Тот Конвейер вышел в Путь –
Зверю не дадут свернуть.

MMLXXXIII / 2 083

Победили? Проиграли?
Я не знаю, не считал.
Панегирики «достали»?
Рад услышать – не писал.
Свет от Бога восхваляя,
Ось Координат не зная,
Я летел и мир забыл,
Боже зверя умертвил.
Чтобы мира боль забыть.
И её забыл уж зверь.
Хочешь, верь или отмерь.
По теченью снова плыть,
Оживая в жизнь опять
После смерти – ощущать?..

MMLXXXIV / 2 084

Знаний мы не понимали,
Хоть Али нам разъяснил.
От дирхамовой печали
Чтоб избавили просил.
Хам – печаль там означала,
Что деньгами прибывала.
Больше денег – там печаль.
И себя уж где-то жаль.
В сердце деньги не пускай.
И о том уж говорили,
Зухда грани расчертили,
Тем тахрифа избегай,
Что – Корана искаженье.
Следом там лишь униженье.

MMLXXXV / 2 085

И Али в стихах сказал,
В нашем вольном переводе,
То сказал – как обещал,
Хоть забывчив по природе.
Лишь Учёные – во Славе,
Правильности что Оправе
Следуемого Пути.
Ими – верный Путь найти.
В меру Знанья – Ранг бывает.
А невежда – был врагом.
Знание бери кругом,
Этим только оживляет…
Тот Учёный – был живой.
Мёртвым будет остальной.
 
MMLXXXVI / 2 086

В Прозе вновь Хайдар сказал.
Знает кто – тот выше воина,
В битвах кровь что проливал;
И молился кто достойно –
Ночь во бденьи, день в посте.
Хоть прекрасны двое те –
Но Учёный выше. Знает.
Брешь никто не залатает,
Если он умер он однажды –
Нужен в деле том второй,
Замещающий, такой.
И напомним это дважды.
Трижды тем Али про Знанье
Объяснил, мой признанье…

MMLXXXVII / 2 087

Абуль-Асуад говорил,
Что цари людьми хоть правят,
[Чтобы мир наш не забыл,
И в отставку не отправят] –
Но учёный над царём
Был таким же королём.
Ничего дороже нет
Знанья, в том Асара Свет.
Сын Аббаса нам сказал:
Выбор дали Сулейману –
Власть с богатством в радость Стану.
Он же – Знанье выбирал.
Вслед – тандем тот получает,
Что со Знанием бывает.

MMLXXXVIII / 2 088

Сын Мубарака опять
Наше дело продолжает,
Гъариф что, ему ль не знать,
Знанье что обозначает:
Люди кто? – Учёный только.
[Коих знаем в жизни сколько?..]
А цари? – Кто мир забыл,
Воздержанием добил.
Кто порочен? – Кто благами
Насыщается в миру,
Взяв Религию в игру,
[Повидали это с Вами].
Кто Исламом прикрывался,
В помощь взяв, и наживался.

MMLXXXIX / 2 089

Совершенный – лишь Учёный.
Вот что Гъариф тот сказал,
Знаньем был что облачённый,
Человека здесь Портал.
Ведь верблюд – его сильнее,
Слон же телом был крупнее,
Лев отважней сердцем был,
Чревом бык нас победил.
Был – для Знанья Человек
Создан, Адама встречали
Ангелы и отмечали,
Так идёт за веком век.
Знание Корана в Силе –
Больше всех, чтобы почтили.

MMXC / 2 090

Кто иначе посчитает,
Так Пророк наш говорил,
Действиями унижает,
Что Аллах Всевышний чтил:
Возвеличил Он Коран.
Был ответ всем ясный дан.
Фатх Мосули говорит,
Вновь нюансы уточнит,
Что – без Мудрости и Знанья
Сердце за Три Дня умрёт…
То-то гибнет весь народ,
Хоть далёк от притязанья:
Знать он Знанья не хотел,
Мудрость мира всю презрел.

MMXCI / 2 091

Был напуган кто иль пьян,
Что аффектом называлось,
Не поймёт всю боль от ран –
Состояние кончалось:
Боль от раны в сердце бьёт.
То же – коль инсан умрёт.
Сердце умерло – не знает:
Жизнь мирская поглощает.
Смерть пришла – и жизнь прошла:
Сердца мёртвого могила
Болью той и голосила,
Что душа навек нашла.
Та печаль – навек бывала,
Ничего не помогало.

MMXCII / 2 092

А Хасан Басри сказал,
Что чернила перевесят
Кровь шахида – в битве пал,
Хоть дары ему отвесят.
Абдуллах ибну Масгъуд
Подтвержденьем станет тут:
Все шахиды, знай, хотят –
Как учёных воскресят
Чтобы их… И нам хватило.
Но ведь Знанье достигалось,
Не с рождения давалось.
И не знающих «штормило»…
Повторение науки –
Лучше всей моленья муки.

MMXCIII / 2 093

Сын Аббаса говорил
И Абу Хурейра с ним,
Чуть Имама не забыл
Ахмада – троих мы чтим,
Жили знанья избирая,
Над молитвой возвышая.
Все мы Раббана читаем
Атина фи д-дунья знаем,
И Хасан нам проясняет:
Знание и поклоненье –
В этом мире, тем значенье,
Что Басри опять бывает.
В этом мире – эти два –
Нам добром для естества…

MMXCIV / 2 094

В мире вечном – это Рай.
Толкование Аята
От Великих подмечай,
Хоть и Знанья маловато
Было в нас и не стремились.
Да – покаялись… Раскрылись.
Мудреца спросили так же –
При потопе быть всем как же?..
Что – с тобою выплывало,
То есть, Знание – бери.
Смертью тела утони,
Смертью тела то бывало –
Что корабль утонул.
Кто-то – всплыл. А кто – уснул.

MMXCV / 2 095

В почитание людей –
Мудростью и Знаньем Путь.
Значит, бейся, не жалей
Сам себя, не дай уснуть
Эгу от печали в деле –
Лишь такие преуспели.
Шафигъи Имам сказал,
Знанье просто объяснял:
Если скажут, знает кто-то –
Радуется человек,
Было так из века в век.
То всё – Знания работа.
Если ж скажут, что не знает –
Лишь печаль всяк испытает.

MMXCVI / 2 096

И Умар, Опора Знанья,
Лепту внёс, где я проспал:
Из Аллаха Одеянья
Кто стремиться к Знаньям стал
Получает. Хоть грешил –
Трижды Бог остановил,
К покаянью призовёт,
Хоть до смерти был грех тот –
Чтобы не сорвать с него
Одеянье, что от Бога…
Милости Аллаха много,
Не поймём мы ничего –
Даже толики, крупинки,
Меньше малого соринки…

MMXCVII / 2 097

И Аль-Ахнаф говорил,
Что Учёные близки
Стать владыками без крыл.
Хоть деянья далеки:
Ведь могущество без Знанья –
Лишь позора наказанье.
Мир хотя не понимал
И владыкой быть мечтал.
И раба освободили –
Он же знанием занялся,
Мэр хоть в гости набивался –
Временем не угостили.
Абуль-Джагъда сын Салим
Так сказал. Вот аперим.

MMXCVIII / 2 098

Изучать стремись науку.
Если обеднеешь, знай –
Знанье то развеет скуку
И деньги заменит край.
Если ж станешь ты богат –
Знанье то украсит, брат.
Сыну так отец сказал,
Тем Лукъмана поминал…
Завещал мудрец тот сыну,
Чтоб с Учёными водился,
Светом Мудрости пробился,
[Прояснить чтобы картину] –
Ливнем оживляет Бог
Землю, так сложился Слог…

MMXCIX / 2 099

Если умер тот Учёный –
Птицы в небе, рыбы в море
Будут плакать. Мир никчёмный
Не поймёт хоть это горе.
Пусть, утрачен его лик –
Памятью средь нас возник.
Аз-Зухри поставит точку,
Напугать чтоб одиночку:
Только Сильный из Мужчин
Знание любил. [Задело...]
Знание – велико дело.
Что ж. Хватило мне причин,
Чтоб от лени отказаться –
С Сильными у Бога статься…

MMC / 2 100

Да. Понятней – не сказать.
Вот за то люблю Имама,
Хоть Ихъя мне не понять,
Но идти хочу лишь прямо.
Знанье нужно нам. Пред дела.
Чтобы делали умело.
Знанье Бога – не талмуд,
Эга чей-то мрачный труд.
Это тоже различай.
Знанье – знанью рознь бывает,
Хоть народ то забывает,
Путь свой сам и выбирай.
Где и с кем хотел ты быть –
Кораблю туда и плыть…


Рецензии