Защитник земли тульской

     Не так давно, разбирая старые открытки, нашла одну весьма интересную, датированную 1964 годом: на ней – фотография проспекта Ленина в самом его начале. Ещё нет ни одноимённой площади с памятником вождю, ни монументального «Белого дома». Деревья вдоль проезжей части, начинающейся от здания с колоннами – областной библиотеки (теперь это музей самоваров). А за ней… я даже не сразу поняла, что это кремль. Старые стены, испещрённые оспинами от выпавших кирпичей, ряды щербатых зубцов, непокрытые башни – осевшая, сгорбленная крепость. Как ветхий старик на исходе жизни…
     Но таким я кремль не помню. Именно  в 1964-ом  – в год моего рождения – впервые началась комплексная научная реставрация тульской крепости, которая через десять лет, к  моменту нашей первой  встречи,  уже приобрела современный вид: очищенные от культурного слоя стены, обновлённая кирпичная кладка, стройные  ряды зубцов, шатры на башнях. Для меня, одиннадцатилетней школьницы с рабочей окраины, было открытием, что в Туле есть свой кремль. Я полагала, что такая достопримечательность – исключительно московская прерогатива. В памяти хорошо сохранился тот зимний день: ранние сумерки, я, затаив дыхание, поднимаюсь по каменным ступеням Одоевской башни на средневековую стену. Практически не освещённый, кремль казался загадочным исполином, явившимся из глубины веков. Застывший объект, которому повезло сохраниться, и его удел – оставаться молчаливым символом прошлого. Может ли рассчитывать на большее исторический памятник?
     Наша следующая встреча произошла уже в конце 80-ых. Я ждала гостей из Твери, друзей-историков. Очень хотелось показать им в родном городе всё самое интересное с исторической точки зрения и заодно блеснуть собственными знаниями предмета. В моём списке достопримечательностей был, конечно, и кремль. Но, как оказалось, о нём я ничего не знала. А потому засела в областной библиотеке, обложившись краеведческой литературой. 
     Вот тогда мне и открылось, насколько интересным и даже уникальным историческим и архитектурным объектом располагает наш город. До сих пор сохранилась тетрадь с записями. В ней зафиксированы названия и назначения башен, история строительства, особенности и нюансы архитектуры тульской крепости, даты, имена, исторические факты и легенды. Я делала всё больше и больше открытий, внимательно изучая подобранный материал. И тогда отметила для себя одну, на мой взгляд, самую важную особенность нашего кремля: он был единственной русской крепостью, отразившей все штурмы и осады неприятеля. Его стены оказались одинаково неприступными, как для полчищ крымских татар, так и для правительственных войск, осаждавших мятежных крестьян Ивана Болотникова. Но с не меньшим удивлением я узнала, что несколько раз за историю древний памятник земли тульской мог исчезнуть. И не по вражеской воле, а «стараниями» местных городских властей.
     К XVIII веку потерявший свое оборонительное значение кремль сильно обветшал и имел неприглядный вид.  Тогдашний генерал-губернатор приказал вместо ремонта сломать крепость. Спасительницей исторического сооружения стала императрица Екатерина II, запретившая тульскому градоначальнику разбирать стены. Она повелела ему за свой счёт восстановить то, что успели порушить, и даже произвести ремонт кремля.
      Очередная опасность нависла над крепостью в 1911 году. Стоявшие без дела кирпич и белый камень не давали покоя деловым людям. Городская управа решила пойти им на встречу, не взирая на протесты общественности, но для начала запросила разрешения в столице. Ответ был получен от Императорского московского археологического общества: башни и стены являются историческими древними памятниками, должны быть сохранены.
     В 30-годы двадцатого века представители уже советской власти не раз покушались на кремль, занимающий центр города и портящий его внешний вид.   Снести и   расчистить  место  для  парадов  –  таково   было   решение. Но сначала не хватило средств на снос, а позже и Комитет по охране памятников революции, искусства и культуры объявил кремль и Успенский собор   объектами архитектуры, состоящими под госохраной.
     А в Великую Отечественную старая крепость вспомнила своё первоначальное предназначение и вместе с осаждённой Тулой готовилась к обороне, ощетинившись стрелковым оружием. Мощные стены, представлявшие серьёзное препятствие для конницы, стрел и даже стенобитных орудий вряд ли бы могли долго противостоять танкам и мощной артиллерии. Но наши героические земляки, защитившие город от врага в 41-ом, в том числе в очередной раз спасли от разрушения и свой кремль.
Непростая судьба у тульской крепости. И это не считая наводнений и пожаров. Но словно само провидение хранило нашу историческую реликвию несколько веков в ожидании лучших времён. И   эти времена наступили.
     В 2014 году по распоряжению руководства области началась вторая масштабная реставрация кремля. Уже не только обновление и укрепление внешнего вида стен и башен, но и возвращение исторического облика и содержания внутреннему пространству крепости. Большим событием стало восстановление колокольни Успенского собора. Подумать только, но среди туляков нашлось немало таких, кто считает, что колокольня всегда там стояла, просто её отреставрировали! Видимо, аура этого архитектурного сооружения, уничтоженного в 30-годы прошлого века, всегда незримо присутствовала в кремле, а вновь возведённая конструкция просто позволила ей вернуться из небытия. Работа сделана мастерски: гостям города даже не приходит в голову, что Успенский собор и колокольню разделяет во времени несколько веков. А кремль, который опять обрёл архитектурную доминанту, зрительно расправил плечи и даже стал выше. Словно и не было ни суровых времён, ни тревожных событий. Он снова в строю, снова выполняет свою главную функцию защитника: оберегает новые поколения от исторического беспамятства.
     Наша крепость – не застывший музейный комплекс. Праздники, ярмарки, фестивали, молодёжные проекты – здесь кипит жизнь большого города, вернувшаяся туда, откуда она начиналась, а затем   шагнула за пределы старых стен. Так же, как это происходит и сегодня. Волна восстановления и обновления покатилась по историческому центру Тулы, стирая пыль запустения с её архитектурных жемчужин. Явили свою былую красоту фасады старинных особняков, засияли купола храмов. Неприглядные когда-то трущобы преобразовались и обрели современные форматы. Эта новая реальность всё больше и больше притягивает к себе туляков. Они идут в старые кварталы, чтобы отдохнуть, побродить по пешеходным улицам и с интересом и удивлением заново открыть для себя родной город.
     Теперь я часто бываю в кремле. Люблю современную Казанскую набережную. Она, расчищенная в прямом и переносном смысле от хлама прошлого, как глоток свежего воздуха для нашей индустриальной Тулы. Здесь, как нигде в городе, можно ощутить единение эпох. Сквозь обновлённое пространство набережной, смотрят друг на друга две тульские цитадели: 300-летний оружейный завод и 500-летний кремль. Наши символы, наша любовь, наша гордость. Они защищали нас в прошлом, мы сохранили их в настоящем.  Значит, у нас есть будущее.


Рецензии