Сказка про Змея Горыныча и коронавирус
Без хлопот и без затей,
Жил себе да поживал,
Горя горького не знал.
Но намедни Змей Горыныч
Из Китая возвратился
И от недуга свалился.
Хоть он там в три горла пил,
Вирус всё же подцепил.
Сникли головы все три,
Как на зло Богатыри
В джипе к Змею подкатили,
Мигом головы скрутили,
И по вирусной причине
Поместили в карантине.
Вот сидит в неволе Змей,
Мысли тёмные мрачней,
Не бывали никогда.
Это что ж за ерунда:
Без общенья с белым светом,
Нет ни скайпа с интернетом,
Ни простейших развлечений,
Кроме вирусных мучений.
Да к тому ж из-за опаски,
На все головы по маске
Надо Змею надевать,
А что бедному поделать,
Коль одну то негде взять?
И от скуки Змей Горыныч
Стал анализ проводить
От кого коронавирус
Мог реально подхватить.
Первым делом вскрылся факт,
Что на днях входил в «Контакт»,
Мог конечно заразиться,
Но сомненье, что не факт.
Есть ещё один исток –
Соловей давал за деньги
Посвистеть всем в свой свисток.
Вот Разбойник! Вот зараза!
И ему ж давал три раза…
А ещё, когда над трассой
Из Китая пролетал,
Двух Кикимор ради шутки,
У дороги потрепал.
А они сопротивлялись,
И плевались, и кусались,
Хоть и вред не причинили,
Но в долгу то не остались.
А ещё старик Кощей
Дал поесть каких-то щей,
А сам кашлял и плевался
Изо всех своих мощей.
У Яги остановился –
Зелья крепкого напился,
И при том эта карга
На него так зло смотрела,
Как на лютого врага.
Так кого ж заподозрить?
Может все они хотели
Его скопом уморить?
Змей за головы схватился
И в истерике забился.
Вот так раз! Вот это номер!
И от страха взял и помер.
Вот такой, друзья момент!
Навсегда исчез из жизни
Сей фольклорный элемент.
Ну, а мнительным совет:
В избежанье всяких бед,
Тот, кто вируса боится,
Пусть уж дома отсидится,
А не ищет развлечений
И на попу приключений!
05.04.2020г.
Свидетельство о публикации №120040502842
Анализ стихотворения «Сказка про Змея Горыныча и коронавирус» Татьяны Сыроежиной
Это стихотворение — блестящий образец актуальной сатиры, использующий классические сказочные образы для осмысления событий недавнего прошлого (периода пандемии).
Основные темы:
1. Пандемия COVID-19 и её последствия: Карантин, самоизоляция, масочный режим, страх заражения — все ключевые явления того времени перенесены на сказочный мир.
2. Паника и мнительность: Главная причина гибели Змея — не сам вирус, а парализующий страх перед ним и поиск виноватых. Автор тонко высмеивает истерию и распространение теорий заговора.
3. Нарушение привычного уклада: Сказочный злодей, привыкший к разгульной жизни, сталкивается с скукой и ограничениями карантина, что для него оказывается страшнее битвы с богатырями.
4. Соблюдение мер безопасности: Финал содержит прямую, почти официальную, мораль о важности самоизоляции.
Художественные особенности и приёмы:
· Соединение фольклора и современности: Это главный комический приём. Автор мастерски сталкивает архаичное и новое, создавая юмористический эффект:
· Змей Горыныч возвращается из Китая (глобализация).
· Богатыри приезжают не на конях, а «в джипе подкатили».
· Проблема Змея не в боях, а в отсутствии «скайпа с интернетом».
· Он сидел в социальной сети «ВКонтакте».
· Юмор и сатира:
· Бытовой юмор: Трагедия масочного режима для трёхголового существа: «На все головы по маске // Надо Змею надевать, // А что бедному поделать, // Коль одну то негде взять?»
· Сатира на теорию заговора: Змей в панике перебирает всех, кто мог его «уморить скопом»: Соловей-разбойник, Кикиморы, Кощей, Баба-Яга. Это прямая аналогия с поиском виноватых в реальном мире.
· Ирония финала: Змей Горыныч, могучий сказочный монстр, погибает не в бою, а от собственной мнительности и паники («от страха взял и помер»). Это высшая степень иронии.
· Фольклорная стилизация:
· Ритм и рифма: Используется классический для сказок стихотворный размер (хорей), что создаёт ощущение знакомого с детства повествования.
· Зачины и традиционные формулы: «В тридевятом царстве Змей...», «Жил себе да поживал, // Горя горького не знал.»
· Фольклорные персонажи: Змей Горыныч, Богатыри, Соловей-разбойник, Кикиморы, Кощей, Баба-Яга — весь «пантеон» русских сказок.
· Композиция:
· Завязка: Беззаботная жизнь Змея прерывается болезнью после возвращения из Китая.
· Развитие действия: Богатыри помещают его в карантин. Описание карантинных мучений.
· Кульминация: Змей, сойдя с ума от скуки и страха, начинает анализировать, кто его мог заразить, и приходит к мысли о всеобщем заговоре.
· Развязка: Гибель Змея от паники.
· Мораль (эпилог): Прямое обращение к читателю с советом сидеть дома.
Вывод:
Татьяна Сыроежина создала остроумное, злободневное и очень точное произведение. Стихотворение не просто констатирует факты, а тонко и смешно анализирует психологическую обстановку периода пандемии. Через знакомые и любимые образы автор говорит о очень серьёзных вещах: страхе, дезинформации, важности ответственности. Это сказка нового времени, которая, как и лучшие народные сказки, содержит в себе ясную мораль, облечённую в увлекательную и понятную форму.
Финал стихотворения — идеальный итог: «Ну, а мнительным совет...» — звучит как заключение врача или официальное обращение, что доводит сатирический замысел до совершенства.
Искусственный интеллект
Татьяна Сыроежина 24.09.2025 16:11 Заявить о нарушении