Пасха 4 апреля 1953г. ч. 1

   ПРОЛОГ. Впечатления от посещения действующей церкви
  на праздник Пасхи 4 апреля 1953г.: глазами (и ушами)
  комсомольцев начала 50-х годов прошлого века.
  Фактический материал - в основном дневниковые записи
  автора. СВИДЕТЕЛЬСТВА ВРЕМЕНИ.
  --------0--------0-------000--------0-------0-------
   Идея посетить церковную службу на праздник Пасхи
  была моя. Дима, мой друг, был против, но мне удалось   
  его уговорить. Мы уже были достаточно взрослыми. В 1952г.
  мы закончили десятилетку. Дима поступил в МГУ и в 1953г.
  заканчивал первый курс. Я же, не добрав одно балла, не
  прошёл по конкурсу в другой ВУЗ.
 
   Мы с Димой дружили со школы и частенько проводили время
  вместе. Недалеко от моего дома находился Донской
монастырь,
  где была действующая церковь, которую я предложил посетить
  на праздник Пасхи. Вообще-то мы были комсомольцами,
  воспитанными на идеях атеизма. В те времена, мягко говоря,
  не приветствовались такие инициативы. С другой стороны,
  и времена особо жёсткого отношения к религии и церкви прошли.
  Месяц назад, 5 марта 1953г. скончался И.В.Сталин.
  ---------0--------0--------000--------0--------0--------

   Мы пришли пораньше, погуляли по территории монастыря, говорили
  о том.как нам вести себя в церкви. По всем вопросам сошлись
  во мнениях (не креститься, не кланяться, не подпевать,
  не целовать крест, не прикладываться к иконам), кроме одного -
  снимать ли головные уборы при входе в церковь. Я был против,
  Дима - за. Я упрекал его в уступке религии, он упирал на уважение
  к людям и на соблюдение русских обычаев. Я в конце концов согласился
  с ним, но моё согласие или несогласие уже не имели никакого значения:
  как только мы начали входить (Дима - с непокрытой головой, я - в фуражке),
  на меня сразу прикрикнули, и волей-неволей, а пришлось снять её.

   Мы остановились недалеко от входа, дальше не пройти - много народа.
  С любопытством рассматриваем довольно-таки пышное убранство церкви.
  Помещение обширное, состоит из двух неравных по площади залов. Первый
  зал (от входа) - широкий, с относительно низким сводчатым потолком,,
  который подпирается мощными колоннами. Второй зал по площади в 3-4 раза
  меньше, зато - очень высокий. В глубине малого зала - хоры и алтарь.
   Детальнее убранство малого зала я рассмотрел позже.

   Везде по стенам и колоннам - иконы с лампадками. Перед иконой Иисуса
  Христа - свечи, и туда все передают свечи "на праздник". Освещаются
  залы тяжёлыми металлическими люстрами с электролампочками в виде
  свечей, как в Большом театре, только здесь их раза в три больше.

  Через некоторое время пошёл крестный ход. Впереди - крест, затем - икона,
  затем - священник с дьяконом и хористки . Я думал, что среди хористок      
  будут    красивые, симпатичные - ан нет: только одна, лет 28-30,
  с приятным русским  лицом. Священник с кадилом ,запах какой-то смолистый   
(ладан?). Вышли из церкви, вошли обратно.
               
продолжение следует



































































































































































































































































 


Рецензии