Рембрандт. Портрет сына Титуса в монашеской одежде

    
 
Всё в жизни и в искусстве взаимосвязано.Одно событие
является ступенькой к другому,так и в искусстве
-один сюжет вырастает из другого.Картину «Возвращение
блудного сына» я начинаю рассматривать с «Портрета
Титуса в монашеской одежде». На ней изображен сын
художника в одежде францисканского монаха,хотя не
имел никогда к этому отношения и был протестант. Но
безусловный авторитет католического святого Франциска Ассизского оказывал огромное влияние на Титуса, как на любого человека в Голландии,да и в других странах,какой бы веры человек не придерживался. Его до сих пор любят в
разных странах.И есть за что! Он придерживался
целомудрия и проповеди скромной жизни,посвященной
служению Богу. Сила слов его молитв неимоверная, ибо
исходят из самого сердца- 
"Помоги мне,Господи,
Не столько искать утешения, сколько самому утешать,
Не столько искать понимания, сколько самому понимать,
Не столько искать любви, сколько самому любить.
Ибо воистину, кто отдает - тот получает,
Кто забывает себя - вновь себя обретает,
Кто прощает - тому прощается,
Кто умирает - тот возрождается в Вечной жизни."
Особенно эти слова трогают душу...
"Помоги же мне, Господи,
Сделай руки мои продолжением Мира Твоего."
 В своей работе художник тоже подчёркивает эти черты
в сыне- скромность, любовь к Богу, любовь к миру, и
украшает рясой монаха,– это базис сына. Титус, -
любимец отца, после потерь троих детей, он буквально
молился на Титуса,как и мать.Саския,по разным
свидетельствам, умерла от туберкулёза,Титус взял её
след… Он уйдёт из жизни в 27 лет,через семь месяцев
после венчания со своей любимой Магдаленой.Вскоре,
после его смерти,родится дочка, которую назовут Тития,в честь отца. Титус при жизни был тонкий,душевный и романтичный юноша с приятной внешностью,карими бархатными глазами, мягким характером,скромный.На картине изображен с полузакрытыми глазами, возможно, от смущения, ярким ртом и бледной кожей лица, что говорило о плохом здоровье,- именно таким отец написал сына. Думаю, что не случайно появилась эта работа в такой одежде. Ведь он любил сам позировать в разных одеждах, так и своих близких одевал по-разному тоже,словно давал им этим какую-то другую жизнь,статус, шанс,возможность иного.Ведь каждый художник верит в то, что он все может...Возможно, он обращался здесь к Богу, зная,что сын болен.Это картина - молитва.Вообще, все три картины - это как три сообщающихся сосуда, напиток в которых постоянно изменяется. Мне кажется,что именно воспоминания о сыне,опыт прожитой жизни,потери любимых,- все это подвигло Рембрандта обратиться затем к библейскому сюжету,и как бы начать это движение с портрета сына. На лице Титуса - раздумья отца... Как он похож на него!Я сравнивала их портреты, где они молоды, и столько в них общего,удивительно. Отец постоянно сравнивал себя в молодости с ним,я так думаю. А потом всё воплотится в картину,очень продуманную,наполненную страданиями и переживаниями отца о сыне. Мне кажется,что он отталкивался от этой работы,когда писал о «Возвращении блудного сына».(хотя у Рембрандта много портретов Титуса,он его постоянно писал). н начал давно работу над картиной о блудном сыне, но откладывал, дозревал, его грызли сомнения,что сделано не так? Ведь столько бед на него свалилось и на семью, столько потерь! Душа художника как большая незаживающая рана, которая постоянно кровоточит. Он дописывал картину уже почти перед смертью.
Сколько горьких раздумий он пережил за это время,ведь его сын ушёл через год после любимой жены.Предчувствия беды не обманули его...Что остается после любимых?Воспоминания? Горечь утраты? Горе не имеет дна, оно съедает и тело, и душу. Мир распался на До и После. И на картине бокал не допитого вина у любимой Саскии в руках,где они пируют в таверне, навечно наполненный наполовину  … уже его не допить. С греческого,вино - «утешение». Но, этим не утешиться, нет, это иллюзия. Художник всё чувствует и понимает.Саския, которая только что сидела в его объятиях у него на коленях, и он ощущал её тепло, как же он был счастлив, но, и её уже нет… счастье быстро уходит. Всё тлен.Время... - вот главный художник в жизни человека. Никакая деталь в картине не бывает случайной, просто так, всё важно.Акцент в работе с Титусом сделан на лице и всё… только лицо! Весь фон картины тёмный, и часть лица скрыта под капюшоном,только светлый лучик (часть лица)создаёт впечатление тоннеля, светового окна, да и сын был для него- "свет в окошке"! Единственный, неповторимый, любимый! О чём раздумывает Титус? По его лицу видим, что он погружен в глубокую грусть, как будто что-то предчувствует его сердце, хотя всё вроде складывается хорошо, все его любят - отец, мать, любимая девушка Магдалена скоро будет его женой. Он любим и любит,значит, счастлив! Счастье всегда зависит от двоих, парная категория, и вот уже скоро они обвенчаются. В уголках губ затаилась легкая улыбка, ведь пока он здесь и любим, это греет и даёт надежду. Но жизнь быстротечна. Как молодой человек,он, конечно,думает о любви и счастье. Но долговечно ли оно будет? Хоть бы дольше... Он молча молит об этом. Надолго ли оно будет подарено ему? Ведь у него те же признаки болезни, что и у мамы... Он болен, и предчувствия его не обманут, но как хочется жить… А какие мысли мучают отца? Боязнь потерять самое дорогое,предчувствие утраты… Беспомощность…- это самое страшное, за это он уже казнит себя! Ты не можешь помочь и спасти любимое существо! Потеря,которую уже не восполнить ничем, и даже Бог здесь не поможет. Боль сердца от предстоящей потери, которая ничем не лечится. Он простил бы всё сыну, все грехи на свете, даже самые тяжкие, всё отдал бы,лишь бы сын был жив... Больше
горя не бывает у отца, чем потеря любимого единственного сына. Всё ничто, по сравнению с этим.Это настоящий реквием в красках, бездна горя... Это жизненная правда, которая приводит Рембрандта к обобщению и воплощению своих мыслей уже в картине «Возвращение блудного сына.» И чем ближе жизнь к завершению, тем больше хочется сказать о потерях и приобретениях,подвести итоги.Сын может быть разным, но отец любит его всяким всегда...и прощает.Чтобы написать такой сюжет, нужно было всё это пережить,что и получилось у Рембрандта.Когда он писал эти картины  , он стоял на краю бездны и долго вглядывался в неё ...
03.04.2020
 *Работа "Блудный сын в таверне" находятся
в Дрезденской галерее.* "Возвращение блудного
сына" Музей Эрмитаж.* " Портрет Титуса" находится
в Рейксмузеум ,Амстердам,после революции был продан
на аукционе новой властью. Раньше был в коллекции
князя Строганова в С-Петербурге.
 

 


Рецензии
Очень впечатляюще, сильно, с массой неизвестной мне, интереснейшей информации, написано прекрасным языком и так увлекательно, чтио сразу и с удовольствием перечитал, спасибо, Оля! Новых замечательных вдохновений во всех жанрах! С глубоким и тёплым респектом,

Абель Алексей   07.04.2020 16:25     Заявить о нарушении
Спасибо,Алексей, за отзыв! Как мне понравился этот портрет сына, да и одежда давала пищу, зацепил меня, я почувствовала,что он хочет рассказать мне о чём-то, я задумалась, и вдруг у меня всплыли все три картины в ряд, я поняла,что это знак, пошла от себя,поставив на место художника...Что тут можно чувствовать, тоже,что и он, когда теряешь родное существо.Вот и описала свои переживания и чувства, и он повел незримо к другим картинам к "Блудному сыну". Спасибо за чудный отзыв и за понимание. С теплом-Ольга.

Ольга Сергеева -Саркисова   07.04.2020 23:14   Заявить о нарушении