Лесной пожар. Проза. Из воспоминаний

«Среди  людей:  кто -  варвар  тот,
Огонь   который  разведёт
И  не  погасит -  вдаль  уйдёт?»

Из  стихотворения «Притча», 
автор.

        Лето 1988 года было невыносимо жарким.    Напрасно каждый день  мы ждали дождя – небо над головой было неизменным,   совершенно безоблачным голубым шатром. Горячие полуденные солнечные лучи, казалось, пронизывали насквозь. Вместо травы на полянках торчали из земли полусухие бесцветные  стебельки. Цветущий лесной ковер  практически отсутствовал.  На солнцепеке  некоторые листья на деревьях свернулись в трубочки  и   казались безжизненными.
     Несмотря на то, что детский оздоровительный лагерь находился в  лесу, жара на всех действовала  удручающе.  Развлекательные мероприятия с детьми проводились в густой тени деревьев,  в клубе  и на воде. Купание детей в реке и в открытом бассейне спасало ненадолго. Даже мухи и другие насекомые старались находить себе занятие где-нибудь в тени, лишь  изредка пролетала, каркая, ворона. Синички, с целью поживиться чем-нибудь,  посещали  кухонный двор  ближе к вечеру, когда жара  немного утихала,  хотя воздух оставался еще довольно раскаленным после полуденного зноя.
   Территория лагеря представляла собой широкую ленту смешанного леса,  выходящую от трассы к реке на расстоянии восемнадцати километров от города. По обе ее стороны лес быстро переходил  в заболоченную   местность. Некоторые болота от установившейся на долгое время жары высохли.  Угрозу возникновению пожара представляли  и гости из города, которые приезжали в лес  отдохнуть.   Свои окурки они могли бросить где угодно, и,  также, оставить не совсем затушенный костер.
    С целью сохранности  жизнеобеспечения  лагеря,  по утвержденному  начальником  графику, как правило, было организовано  круглосуточное дежурство. В случае  пожара на территории лагеря был так же утвержден план  эвакуации детей, сотрудников и всякой живности с опасной территории.
  В дневное время по выполнению   данного графика совместно  с   сотрудниками  лагеря  дежурный отряд, помимо своих обязанностей на пищеблоке, выставлял наблюдательные посты в предусмотренных местах  закрепленной территории. 
   И, все-таки, чего мы опасались  в то лето, случилось: загорелось торфяное болото в двухстах метрах от детского лагеря.  Середина лета.   Вторая смена. Детей на отдыхе в лесу от семи  до семнадцати лет  -  около девятисот  человек,   плюс около ста человек  обслуживающего персонала.   А все постройки в лагере: корпуса для проживания, клуб, пищеблок,  медсанчасть, складские помещения и многое другое  - из дерева, высохшее в такую жару, как спичка.
   Ситуация сложилась очень  серьезная:  на время тушения пожара  закрывать лагерь и вывозит  детей в город  или же попробовать затушить возгорание торфа на болоте, оставляя  лагерь в действии. Остановились на втором варианте.
     Незамедлительно с завода на место возгорания прибыли пожарные с соответствующей техникой.  Для забора воды  были проброшены пожарные рукава от речки Ик, окаймляющей северную часть территории лагеря,  до болота. И работа началась в суточном режиме.   Это была очень опасная работа.
     Было очень страшно наблюдать за тем, как  огромные сосновые,    березовые  и другие деревья без видимого на поверхности огня  падали  на наших глазах, как свечки. Ходить по сухой, ранее заболоченной местности,   было опасно настолько, что, провалившись, можно было свариться в огне заживо.  Пожар торфяного  болота тем  страшен,  что торф горит изнутри, выбрасывая  пламя  наружу  в  непредсказуемых местах.
     Трое лагерных  мальчишек одного  из младших отрядов из-за большого любопытства,   несмотря на строгий запрет, по пожарным рукавам,    незаметно пробрались на место пожарища и провалились в горячую  торфяную массу. Им повезло, что это был самый  крайний участок   пожароопасной   местности,  и огонь туда еще не добрался.  А уж мне-то как повезло!  Головой отвечать пришлось бы за каждого из них!  Нарушители  лагерной дисциплины   отделались легким ожогом пяток и пальчиков на ногах. В лагере  их поместили в медсанчасть, где им была срочно оказана медицинская  помощь.
     Более трех суток велась  непрерывная, напряженная  борьба по уничтожению  пожара  на торфяном болоте.   В итоге, участок возгорания  был  залит водой,   и задымление, на пораженной огнем территории,  совершенно отсутствовало. 
    От наступившего облегчения  мое  тело обмякло, словно сбросило с себя сто пудов груза.
    Для меня и, задействованных в тушении пожара, людей  это время, совершенно без сна и какого-либо малейшего отдыха, показалось вечностью.
   Но чувство победы над стихией распирало от радости каждого из нас: ведь нам удалось справиться с огнем!
      Я искренне благодарна руководству Курганского машиностроительного завода имени В.И.Ленина  и всем другим  непосредственным участникам  за организацию и проведение  оперативной  работы  в тушении  лесного пожара  и  сохранение   непрерывной  деятельности   пионерского  лагеря!
1988г.


Рецензии
Валентина, страшно это. Один раз пытался в торфе затоптать небольшой очаг от окурка - провалился по колено. Хорошо в сапогах был. Его не затоптать и веткой не потушить. После смотрел - дошёл до дороги и погас сам. Да и дожди прошли.

Георгий Косаревский   25.11.2020 20:28     Заявить о нарушении
Спасибо, Георгий за отклик. Время работы в пионерском лагере в целом для меня было тяжёлым испытанием. Сутками на ногах, на 4-ый год работы
потеряла координацию движений, почему после лечения - уволилась. (НЕ было в штате ночных сторожей по территории, время начиналось уже перестроечное. А начальник лагеря за всё в ответе: прежде всего - за жизнь и здоровье детей). Удачи Вам, Георгий! С уважением и теплом.

Валентина Самохвалова   27.11.2020 09:14   Заявить о нарушении