Дорогами войны - дорогами Бессмертия

               
Мы привыкли ходить по булыжной дороге из села Павловки на станцию Кучурган. Не многие знают, кто же  мостил эту дорогу стратегического значения. Ведь  станция  Кучурган была и есть  важнейшим  узлом ведущей Одесской  - Кишиневской  железнодорожной ветки.   Вот  история родного края с. Павловки и станции Кучурган:
« В  августе   1941 года началась оккупация села  Павловки  и близ лежащих сел.  Верхом на конях,  вместе с   немцами прибыло  румынское  войско. Жандармерия   расположилась  в складских помещениях, в  которых с 1935 року  до  начала войны были боеприпасы и  оборудование советской  артиллерии. Жандармерия  внедряла свои наказы, присматривала за населением и военнопленными, которые камнями мостили дорогу к станции Кучурган.  Вот что вспоминали старожилы села, которые на то время были еще детьми:  - Нам мами давали  еду,  которая имелась в доме  - краюшка хлеба, печеная картошка, кусочки сала, огурцы… . Мы бежали к дороге и ждали, когда военнопленных поведут по дороге, оставляли еду и убегали, чтобы они могли поднять ее. Подходить к пленным строго запрещалось, могли расстрелять  конвоиры.    Мы издалека смотрели на худых, в оборванной одежде солдат, которые приступали к тяжелой изнурительной работе под палящим солнцем.   И  сегодня, когда мы идем по каменной дороге,  вспоминаем  стойкость и мужество  военнопленных, которые были измученными, многие раненые, голодные, больные,  но духом  не побежденные.»
Изнеможённые голодом, зноем,
Под окрик конвоя и лай собак,
В повязках кровавых, засохших под солнцем,
Работали тяжко солдаты в цепях.
Давили на руки гранитные  камни
И падал булыжник на землю войны,
Кайлом и лопатой мостили солдаты,
Чтоб грузы машин проехать смогли.
В мозолях кровавых труд этот рабский
Равнялся расстрелу, без вести могил.
Но  не было страха, пленные знали -
Эта земля  родных их равнин. 
Запомнит дорога  солдатские  муки,
Знали,  врагов ждет кара и суд.
…Глядя  в  работе согбенные спины,
Фашисты  вальяжно шутили  вокруг.
По барски вели себя и по - хозяйски,
Мечтая,  для них здесь дорога навек!
Но как ошибались румыны – фашисты,
Гнала их  Победа с боями взашей.
И только   дорога была обновлённой,
С обочин склонялся ромашковый цвет
И падал рассвет к алеющим макам ,
Как будто кровавый остался тут след.
Память войны! Здесь перед нами
С дорогой,  идущих в бессмертие солдат
С могилою Павших под кленом высоким
И клином, летящим к «Бессмертным полкам».

Да, мы не забудем! Спустя много лет история  рано или поздно  открывает  тайны военных преступлений фашизма.  Я верю, что  и эта тайна войны, которую мне пересказала жительница нашего села,  а ей в свою очередь мама и бабушка, родом из  села Новосавицкое - будет раскрыта.  Вот, что я узнала.  Во время войны, не далеко за  селом Новосавицкое под горой во рву,  были расстреляны  военнопленные и засыпаны землей так, чтобы   никто не нашел  следы этого  массового убийства.  Местные жители слышали выстрелы автоматных очередей, а также  кто- то  видел и знал место  расстрела военнопленных.  Но   оккупация,  тяжелое послевоенное время  и главное то, что долгое время на государственном уровне сознательно  замалчивалось о  судьбах военнопленных,  способствовало тому, что   военное преступление   не была  раскрыто.  На  то время:  все, что связано с военнопленными,   не афишировалось  потому, что  пленные приравнивались к предателям Родины. Легче было  написать в сводках «без вести пропавший».
   В  послевоенное время, в   основном, занимались  захоронениями  погибших в бою солдат. Но  мало кто  занимался  захоронениями  расстрелянных  в плену.  Среди пленённых солдат было очень много раненных, захваченных  в тяжелейших безвыходных ситуациях и не по своей воле. Они не становились предателями, а наоборот старались выжить в нечеловеческих условиях  в стане врага, чтоб после бежать и вновь бороться с фашизмом.  И  таких  побегов во время войны  было величайшее множество. Но  советские законы военного времени были неумолимы. Освобожденных военнопленных тщательно проверяло КГБ, вычисляя завербованных нацистами.   А после войны выжившие узники, вернувшись домой, поседевшие, много пережившие, жили тихой и скромной жизнью, работая и восстанавливая народное  хозяйство.   Они хотели забыть кошмар и пережитое как страшный сон.  Не считали себя Героями и их не брали в пример как патриотов своей Отчизны.   Многие, оставшись  с искалеченным здоровьем,  недолго жили и   умирали, так и не дождавшись реабилитации и  наград  при жизни. Лишь некоторые  на протяжении всей жизни отстаивали свою  незапятнанную воинскую честь  и  сумели доказать свою   воинскую доблесть.
О том, как освобождали наш край и   как спасли молодежь  от рабства фашизма  рассказано в книге  Юркова И. Ф.  «Впереди  атакующих эскадронов» . Вот, что написано в книге об   освобождении с. Павловки, Труд – Уголка, села и станции Кучурган : «Разведка 4 – го гвардейского Сталинградского механизированного корпуса, возглавляемая лейтенантом Леонидом Крыжановским в ночь на 5 апреля побывала в Кучургане, а рано утром начальник разведки доложил, что по шоссе Одесса – Тирасполь сплошным потоком уходит автотранспорт противника. Фашисты спешили, у них оставалась последняя дорога, последний путь на запад и, наверное, последний день. Они в первую очередь спешили вывезти награбленные ценности, но танки 13 – ой и 15 – ой механизированных бригад во взаимодействии с казаками 40 –го Майкопского кавалерийского полка овладели станцией Кучурган и захватили мост,  через разлившуюся реку Кучурган.    Начальник штаба 40 – го полка майор Г. Л. Примин рассказал: - Я вместе с эскадроном вошел в Кучурган. Казаки обходили по камышам, чтоб отрезать противнику отход на мост, а мы с командиром полка с первым эскадроном вышли на станцию. Я с разведчиками открыл первый вагон – скот, вскрыл второй – тоже скот. Потом подбегает старший сержант Степан Ларин и с волнением докладывает: - Товарищ майор! В соседнем эшелоне люди – слышен женский плач…
  Мы вскрыли «пульман». В этом огромном вагоне было около двухсот молодых женщин, девушек – подростков. Сколько было горя на их лицах! Голодные, исхудавшие, многих  из вагонов  выводили под руки. Зрелище было ужасное!
 Подъехал замполит майор Девятерев, он приказал разведчикам осмотреть все вагоны. Разведчики нашли еще два вагона с людьми. А всего было освобождено  четырехсот человек советских граждан, которых фашисты не успели отправить в рабство.
Во второй половине дня командир 9 – ой гвардейской кавалерийской дивизии генерал И. В. Татаринов докладывал: - Во взаимодействии с 36 – ой Танковой бригадой захватили крупный населенный пункт  Страсбург (ныне Кучурган). Наступление продолжаю….»
Оккупация нанесла  жителям нашего края  колоссальный  ущерб и  неимоверные лишения:  голодное существование, страх  перед казнью,  тяжелейшее  выживание.  Поэтому, когда наступило  долгожданное   освобождение родного края - ликование и радость жителей была  огромной!
После войны  выжившие военнопленные -   узники концлагерей  возвратились домой.
Я никогда не забуду   своего соседа Матненко  Петра Митрофановича, ветерана труда,  светлой души, доброго, отзывчивого жителя Павловки.  Он был очень  худым, невысокого роста, с впалыми глазами и щеками, с тихим,  сиплым голосом,  болеющий  бронхиальной астмой после  плена .  Мы все звали его просто - дядя Петя. Во время войны  служил солдатом, был  схвачен в плен  и   пережил все ужасы  Бухенвальда.
 Вспоминаю, как однажды  в библиотеке  проводился вечер посвященный Дню Победы, на который  был приглашен и Петр Митрофанович.  Говорили выступающие, читались стихи  и наступил тот момент, когда в   память о  погибших узниках  я  включила пластинку  «Бухенвальдский набат». Сквозь мотив песни  и тишину в зале услышала всхлип и тяжелый  прерывистый  вздох, как будто воздуха не хватает. Я посмотрела на  Петра Митрофановича. В  отрешенных глубоких  глазах была такая горечь, боль и печаль, идущие с глубин души,  что по впалым щекам  текли слезы и мелко дрожали руки.  Мне бы выключить пластинку, подойти, обнять!   Да я, молодая,  растерялась, не сообразила. Но глаза «узника Бухенвальда» никогда не забуду!
 
В библиотечном историческом   архиве  в рубрике «Помним всех поименно» сохраняются Фотографии ветеранов, в т. ч.  фото П. М. Матненко, а также  общее фото  ветеранов с 9 Мая 1980, 1982, 1987 года.  Они  жили рядом с нами, завоевавшие одну на всех  Победу  1945года.  Мы их всех помним!   
Наш родной край освобождали солдаты ценой своей единственной прекрасной жизни. Им молодым   жить  бы и  жить! 
 Память   – это боль  каждой семьи, потому что отцы и деды прошли через самую по дикости своей  и бесчеловечности   войну. Они  победили  единством, храбростью, мужеством, высокой нравственностью и честью! Ценой своей жизни отстояли нам мир  - мир, который достался великой Победой, которой – 75 лет !

 Фото : булыжная  дорога, которую мостили военнопленные, ведущая на станцию Кучурган,

3.04.2020


Рецензии
Валентина, спасибо большое за рассказ, за память.Как же больно было тем, кто возвращался на родную землю,преодолев нечеловеческие условия в лагерях, в плену,услышать недоверие, а может попасть и в ссылку .Говорят, время такое было...просто боялись высказаться против власти. Страх - всегда ведет к порабощению .Так устроен человек, к сожалению.

Раиса Киевская   18.04.2020 19:08     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Раиса, что побывали на страничке и прочли воспоминания о войне...

Со светлой Пасхой Вас!

Мир Вашему дому! Радости и счастья Вам!

Васютович -Большакова Валентина   18.04.2020 22:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.