Быть самим собой

                "Будь собой, остальные роли заняты".
                Оскар Уайльд.

О, сколько лукавства в этом афоризме! Понимаю, понимаю, что жизнь – игра, только ведь, поскольку упомянуто слово «роль» - очевидно, предполагается, что роль написана и для тебя. Ух, предполагаю, как взбунтуются те, кто лазит по скалам и небоскребам без страховки, едет в чужие края, когда в мире бушует пандемия. Особенно будут недовольны написанным для них ролью – японцы, которым в детстве позволялось делать всё, что только душе угодно. Так все-таки – роль написана или не написана?! И как можно играть эту роль, когда не знаешь, ни слов, ни мизансцены, не знаешь автора и режиссера, их метода и системы, а самое главное – не знаешь финала, и есть ли там для тебя слова. Не знаешь других «актеров», введенных в этот спектакль жизни – как они поведут себя по отношению к тебе. То тебе говорят, что твоя судьба уже написана, только тебе про неё не говорят, чтобы тебе было жить так интересней, а может для того, чтобы ты не ужаснулся, узнав наперед. Нет, иногда, всё же, цыганка заманит за сарай и выманит деньги – только расскажет не так много. А то и вовсе не пожелает поведать о страшном, щадя и жалея.

Всякий раз вспоминаю слова молодого шведа, сетовавшего на то, что в его жизни всё известно наперед. Где будет учиться, когда женится, сколько будет детей, кем будет работать и где жить – таков, выработанный уклад и специфика жизни, выработанная многими предшествующими поколениями. И вот человек, (кстати, его афоризмы я очень люблю и ценю) близкий по степенному и консервативному укладу жизни, советует – БЫТЬ СОБОЙ! Может он и предполагал в этом афоризме следование именно этому устоявшемуся укладу – швед должен оставаться шведом, англичанин – англичанином… Нет ли здесь тонкого намека, что РАБ ДОЛЖЕН ОСТАВАТЬСЯ РАБОМ. В переложении на театр, раб – это участник массовки – у них нет слов, одни только появления и проходы по сцене. Ну кто их будет указывать в афише или программке – на кого костюм пришелся впору – того и оденут и научат откуда, когда и куда пройти по сцене.

Меня всегда печалило то, что молодость так доверчива, неопытна и отзывчива на всё то, что взрослости на руку. Уже давно придумали фразу: «Ребенок – чистая доска» - пиши на ней, что тебе угодно и всё это проявится рано или поздно в нём. Только вот раньше в больших семьях держали эту доску под строгим присмотром старших и не доверяли записывать на ней что-либо негодное, посторонним и злым. Сейчас же, дедушек и бабушек отставили вообще в сторонку – поскольку они ничего не смыслят в гаджетах, а следовательно и в жизни, родителей посадили в зале, а детей учат на сцене тому, что модно, престижно и форматно в этой жизни. Изменится эта жизнь – учить будут другой жизни – попутно будут использовать их таланты, тело и души в своих интересах. Как тут быть самим собой, когда жизнь меняется каждые десять лет и более-менее постоянными ценностями в ней являются только деньги, да и то не все.

Да, да! Бывает, бывает и такое, что удается человеку быть или хотя бы побыть самим собой – только, ведь, для этого надо в котомке своей великий талант иметь, великое желание, чтобы прошагать за рыбным обозом от Архангельска до Москвы… Кто сейчас на всё это способен? Встретят ещё по дороге – пустят по своей узкой тропиночке, обольстят, наобещают. Припадут к самородству юному да великому, поставят своё имя впереди, да и интересы тоже. Могут найтись и бескорыстные – таких можно назвать «Учитель», подметят, посоветуют, помогут личным участием и бескорыстием… А куда поставить то потом, когда все роли то уже распределены и заняты навсегда и конца очереди не сыскать. Одна только и есть у нас, та, которая может позволить себе быть самой собой – это Агафья Лыкова! Да и та должна жить в сговоре и мире с медведем. Так что же, - остальным нельзя!? Можно – пожалуй, только в Природе, где справедливые законы ещё не смог окончательно порушить человек. Удач!!!


Рецензии