Гражданственность и патриотизм в условиях самоизол

Учитель Серкова А.Н.
Современное Российское общество формирует  новые задачи, в духе патриотизма, уважения к истории России и гордости за героические свершения предков в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами и этот процесс непрерывен в условиях самоизоляции. Власть сегодня призывает в период  пандемии проявлять гражданственность.  Какие ценности  как никогда важны? Ответственность за ближнего человека, милосердие, самоограничение и самоизоляция. В  условиях испытаний   важно почувствовать  особый менталитет, выраженный в коллективном сознании российского общества. Понятно, что человек, не уважающий свою страну, ее историю, пассивно воспринимающий проблемы своего общества, эгоист, не способен к уважению других  народов и их культур.  Долгие годы мы растили потребителей и эгоистов либеральной демократии вседозволенности. Отсюда особая роль отводится предметам гуманитарного цикла и, прежде всего, истории возрождения православных государственных традиций и культурных ценностей Отечества.
Воспитание патриотизма и гражданственности  в Искитимском филиале ГАПОУ «Новосибирский медицинский колледж»  имеет свою историю, традицию с истоков  оформления кабинета истории №210 . Здесь  представлена не только символика современной России, но и все оформление подчинено одной общей идее признания в любви малой Родине. Создание условий для осмысления
 исторического прошлого не только нашей Родины, но и своего родного края; с первых шагов вызвать интерес к своей стране; дать возможность ощутить сопричастность своей великой Родины и ее прошлого и настоящего.
Русь Киевская, Русь печальная,
Так было Богом решено.
Святая Русь, Русь изначальная,
Ей боль и радость все дано.
Дарами щедрая, богатством славится,
Русоволосая моя красавица.
И непокорная, и неприступная.
И словом твердая, за всех заступница
Земля моя обетованная,
Ты сострадать судьбой повенчана.
Лебедушка для всех желанная,
Единственная в мире женщина.
А сколько в жизни испытала,
Русь изначальная моя.
Злословием не отвечала,
Любовью, верою жила.
Короновирус над  Россией,
Безжалостно заносит плеть.
Господь подарит в Пост нам  силу,
Во славу Божью будем петь.
Нас государство призывает,
Разъединиться, чтобы жить.
Проект, Жить дома, обещает,
Быть милосердным, не  блудить.
Уже непосредственно во время уроков огромное внимание уделяется именно эмоциональному восприятию изучаемого материала, ведь в истории нет «сухих» тем. Каждая  поднимаемая проблема должна вызвать отклик в душе студента. Этому способствует использование большого количества иллюстративного  материала, видеоматериалов и, конечно же, яркий, живой, эмоциональный рассказ с использованием авторских произведений студентов и учителя. Кроме того, например, на уроках по изучению Великой Отечественной войны студенты  представляют материалы из домашних архивов о своих прабабушках и прадедушках – ветеранах войны. Используются  семейные документы и письма. Все это в совокупности с практическими заданиями вызывает неподдельный интерес у обучающихся, делает историю «живой», а самих студентов как бы ее участниками.  Один из таких уроков по теме: Вторая мировая война и Великая Отечественная был представлен для дистанционного обучения на период дистанционного обучения в апреле 2020.
Одним из показателей эффективности уроков истории является ежегодное большое количество участников  проектной деятельности в рамках УИРС разного уровня: от колледжного, до международного успеха. Кроме того многие проявляют желание заниматься научно-исследовательской работой именно по истории России и своего родного края. Все это говорит о желании студентов глубже изучать родную историю, что в свою очередь способствует воспитанию чувства патриотизма и гражданственности у студентов. Значительная часть студентов  более осмысленно и серьезно подходят к волнующим их темам в разделах Культура, образование, медицина в разные периоды исторического развития.
Как граждане своей страны студенты должны не только знать свои права, уметь активно ими пользоваться, но и  иметь свою четкую гражданскую позицию. Еще в 2015 году мы начали активно участвовать в проектах и конкурсах как героико-патриотической направленности, так и связанных с духовно нравственными, семейными аспектами. Так более 30 студентов  1 курса приняли участи в проекте «Сестричка», памяти Кирилла и Мефодия. В рамках проекта студенты  изучали историю становления письменности, книгопечатания,  участвовали в викторине, работали над плакатом и видеофильмом,    разработали буклет, где в стихотворной форме разъясняли положения Домостроя. Работа настолько захватила, что к ним начали присоединяться студенты волонтеры, занимаясь просветительской направленностью.
В 2020 году нами был  разработан проект «Ты о войне не расскажешь, я о тебе напишу», посвященный 75-летию Победы над фашизмом.  В работу по реализации проекта     включились все студенты, рассказывая истории из семейного архива и семейного альбома.  Был разработан буклет  для изучения основных периодов Великой Отечественной войны.  На его основе первокурсники готовили  мини проекты на классные часы для своих сверстников. Огромный интерес у студентов вызвала научно практическая конференция в г Бердск « Шаг в науку». Студенты  активно включились в  разработку видеороликов, тематики медицинские сестры в годы Великой отечественной войны. Приняли участие в  организации внеклассного мероприятия «Путешествие экспресс  дорогами войны на станцию Победа». Стали участниками городской конференции: «Солдаты в белых халатах» организаторами которой, являлась Искитимская епархия, сестры милосердия нашего города. Проект завершился выпуском сборника эссе, посвященным героям войны моей семьи. Проект получил высокую оценку  Новосибирского медицинского колледжа за участие в международном конкурсе «Победа на всех одна». Все участники и организаторы получили благодарности и подарки от директора С.В. Домахиной.
Ну и конечно же студенты с удовольствием участвуют в мини - проектах с разработкой презентаций, таких как «История моего города», «Великая Победа  великой страны», «Память о Холокосте – путь к толерантности» и других, организованные в рамках проекта «Сестричка». 
Систематическая и целенаправленная патриотическая   деятельность, как на уроках, так и вне их способствует не только формированию стойкого интереса к предмету, но и воспитывает чувство любви и уважения к своей стране. Россия это загадка, упакованная в тайну, спрятанная в непостижимость и святость к своему великому народу, к истории и культуре других народов. Сегодня новые испытания выпали нам современникам ХХ1 века, разобщение и дистанция во имя спасения и пробуждает чувство сопричастности к судьбе своей страны, а тем самым вырабатывает активную гражданскую позицию и личную ответственность. Современное Российское общество определяет  новые задачи, в духе патриотизма, уважения к истории России и гордости за героические свершения предков в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, закончится карантин, но Жизнь сохранится благодаря коллективной сознательной ответственности. В  нашем колледже реализуя призыв власти, живем дома, учимся дистанционно, развиваемся духовно, процесс наполнен условиями интеллектуального роста.
И такая работа, безусловно, будет продолжаться в традициях общей культуры.


Рецензии
Здравствуйте, Анна! Вы такая молодец! Низко кланяюсь! Здоровья, радости и счастья Вам и Вашим близким. С уважением, Е.Куманяев.

Евгений Куманяев   29.04.2020 21:31     Заявить о нарушении
Ознакомившись с добрыми пожеланиями вновь, обрела веру в возможности дистанционного общения для духовного роста. Ваше творчество тому пример.С уважением, А. Серкова

Анна Серкова   30.04.2020 10:03   Заявить о нарушении