Интервью

Решила сохранить здесь. Моё участие в литературном марафоне.


- Мари, поговорим?
В детстве многие мечтают о славе и о признании таланта. А потом, что случается после детства?
Я устраиваюсь поудобнее в кресле. Аххаха!  Разве можно, чтобы для интервью давали удобное кресло. Это возможно только в кабинете у психотерапевта.
Начинаю крутить прядь волос, выбившуюся из причёски.
Динара наблюдает:
- Мари, это твой дебют. Тебе и выбирать, в каком кресле сидеть.
Ой, после дебюта столько воды утекло.
Школа, театральная студия, дом культуры, выступления...
- Выступления это не интервью.
- О, вот и жёсткий стульчик с высокой спинкой.
Перестаю крутить непослушную прядь. Что ж. Я знаю, что делать во время выступлений, чтобы не нервничать. Но тут. Лицом к лицу. Глаза в глаза. Без фильтров.
Алия улыбается: Кто ты? Какая? Если "все родом из детства", то какое твоё детство? Над чем ты смеялась?
- О, моё детство...
Завариваю чай, разливаю девочкам в маленькие чашечки. Тяну время? Нет. Вспоминаю. Самое смешное?
Мне кажется, если б не великое мамино терпение и не папино чувство юмора, мои детские чудачества принесли б моим родителям седину ещё в их молодые годы.
- А учителям?
- Учителям ещё при рождении раздают великое терпение. Это можно рассказывать бесконечно. Но они почему-то любили меня, ставили в пример и даже дружат со мной до сих пор...
- Ого!!!
- Хотите расскажу самое смешное, несуразное, глупое, что вообще могло произойти?
-Да!!! - Алия и Динара даже наклонились в мою сторону - Расскажи!!!
- В моём детстве ужастики пересказывались друг дружке шёпотом, в темноте, в большом секрете от родителей. Так вот, было тайное знание, что некоторые куклы у своих хозяек имеют душу и оживают, когда на них не смотрят.
Перехожу на шёпот, оглядываясь...
-А дальше? - вторят Алия и Динара.
- У меня была кукла. Лина. Огромные голубые глаза, чёрные ресницы. Милое её личико казалось живым благодаря искусному румянцу. Белокурые её локоны волнами ниспадали на плечи. Лина была высокая, ростовая кукла, я держала её за руку, мы ходили по дому и она говорила " Мама"... Это было наше прекрасное светлое время.
- Мария, ты сказала, что история будет смешная и в то же время говоришь о страшилках...?- Динаре хочется узнать суть.
-- Вы же знаете, что перед сказкой присказка идёт.
- Так это сказка, Мари? Ты сочиняешь эту историю прямо сейчас?
Я встаю, потираю уставшие плечи. Ставлю чайник.
- Эх, если бы. Это мой крах. Меня вовлекли в это шоу.
Моя сестра и её подруга рассказывали мне о том, что моя Лина - живая. Тайная. Тёмная.
Они случайно замечали. Нет, не в зеркало. Зеркало не показывает тёмное.
Обстановка нагнеталась. Страшилки шуршали по вечерам перед сном и я начинала бояться свою любимую куклу.
И вот настал день Х.
Нас почему-то отпустили с уроков из школы. Была отчаянная весна. Звенела листва, воздух был пронизан солнечным светом, птицы вили гнёзда и воспевали жизнь.
Но я. Я была охвачена страхом. Мне было лет 9. Сестра в школе. Мама на работе. Папа в командировке.
Всегда, всегда всё происходило, когда папа был в командировке.
Смеюсь. Всё-таки, в удобном кресле легче открывать свои страхи, ошибки...
Наверное, это характер...
- Ты боялась, но шла домой, - понимает Динара...
- Ты всегда такая? Наперекор буре? - это уже Алия.
Они настоящий тандем, эти девочки. Им интересно. Они наблюдают. Задают свои, вроде такие простые вопросы. И это только начало.
Но я согласилась на это интервью. Я предложила провести его в форме беседы... И я рассказываю то, что выставляет меня глупой, ранимой, легковерной дурочкой...
Я поднималась на наш 3 этаж, ноги мои наливались свинцом, а мысли и домыслы - страхом. Мой ключ не вставляется в замочную скважину. Я здесь. Там, за дверью, - она. Шаги. Звенит ключ и начинает поворачиваться замок.
Сейчас свет оператора направлен только на моё лицо.
Звукорежиссёр! Мастер! Фоном включить нагнетающую страх музыку и звук биения сердца. Страх. Он сжимает тебя и всё твоё естество до маленького сердечка, которое стучит набатом на всю Вселенную.
Я боялась. И я рванула вниз!
В секунду, оглашая весь мир ужасом, я оказалась на первом этаже. Поцарапала руку о перила. Кровь хлестала, я орала. В этот момент в подъезд входит соседка. Я - дикая, ору, кровь хлещет... И сверху голос папы:
- Доча, что случилось?
Пожимаю плечами.
Занавес.
- Как занавес? И почему ты говоришь, что это смешная история?
- Понимаете. Катание на свинье - весело.
Прогулки уроков - весело.
Всё - весело. А тут можно посмеяться над собой. Я так и осталась, наивной, смешной... В добрых приключениях... Всегда.

Счастье.
Оно какое?
Знаете, нам когда-то пытались внушить непреложную истину : все счастливые семьи счастливы одинаково, а несчастные каждый по-своему.
Наверное, так кажется со стороны.
Только путь к счастью у каждого свой. И да, я говорю о счастье, опираясь на счастье в семье.  Счастье - оно разное, многогранное. Бывает, маленькое и незаметное. Да ценится больше. Бывает, шумное, яркое, как фейерверк. Тут уж от мудрости зависит, как его удержать...
- А ты, Мари, ты счастливый человек?
- Знаете, я всегда говорила, что главное - покой.
- Ты хочешь покоя?
- Я говорю о покое души. Мне это важно.  Чтобы моя душа была спокойна за моих родителей. Чтобы душа радовалась за детей. Чтобы просто знать, что всё хорошо.
- А так получается?
- Не всегда. Иногда мы придумываем ... Я придумываю себе истерику, тихо плачу, устраиваю шумную уборку, немедленно хочу новое платьишко... Достаю из шкафа что-то забытое, нафуфыриваюсь и срочно зову всех своих в кино, на посиделки, на прогулки по городу...
- Это рецепт счастья? - спрашивает Динара.
Смеюсь: это рецепт от депрессии.
И попадаю в эти ловко расставленные сети:
- То есть, придумать истерику это рецепт от депрессии?
Ну как же бывает сложно с этими психологами. Вот тебе мягкое кресло, вот чашечка чая и ложечка серебряная, и кусочек сахара...
И вдруг : бац, и ты ...
- Скажите, а рекламная пауза будет, - пытаюсь ускользнуть от ответа....
- Как сказать. Ты ж помнишь, в 12 часов карета может превратиться в тыкву...- Алия смеётся.
- Да. Девочкам иногда надо поплакать. Придумать о чём плакать. Выплакать. Пострадать.
- Это у нас в крови, как думаешь?
- Это у нас со времён пещерного быта! 
Мужик за мамонтом, баба в пещере. Выйдет в поле, ни зги не видать. Только жёлтая луна на краю неба качается. Баба в вой. Поплачет, вытрет слёзы, а тут и рассвет. И уже страшные тени всего лишь тени. И очаг не погас. И мужик с добычей возвращается. Ну такое простое счастье.
- Всё-таки, счастье = семья?
 - Счастье - быть. Ну вот просто быть. Уметь любить. Уметь радоваться тому, что вот - солнце, вот - улыбка родная, вот - рекламная пауза!!!
Какая музыка может быть во время рекламной паузы?
Сегодня я бы включила из мультфильма про Фунтика....
Хорошо бродить по свету, с карамелькой за щекой.... И ещё одну для друга,
Взять в кармашек про запас....

-  Мари, а если взять список: Жена, Мама, Специалист, Возлюбленная, Дочь, Я... Или что-то ещё... То кто ты в порядке очерёдности, в порядке важности для себя, скажи?

- Дааа, девочки. Такое интервью хорошо давать в большом доме, чтобы камин трещал искорками тепла...
Я зажигаю свечи, ставлю на стол. Их блики мерцают и мы замираем на несколько секунд...
- Я.

Это слеза. Закрываю и открываю глаза. Всё ещё слёзы. И всё враньё, что лечит время. Стирает грани и притупляет боль.
Я была жена.
Вдова.
Одна?
Двое детей. У сына прекрасная девочка. Красивая. Смотрит на него так, что сердце замирает. Её можно любить только за её взгляд на моего сына. Он достойный человек. Настоящий. Очень добрый.
Дочь. Это дочь. Моя радость, отрада, счастье. Ещё у нас две кошки. Я мама.
Какая я дочь? Иногда мне кажется, я бы от меня плакала. Мне дали очень много самостоятельности и я ушла в своё плавание. У меня далёкие мои родные берега.
Я не возлюбленная. Если только кто-то сумасшедший и тайный поклонник. Но это вряд ли.
- Почему???
- Почему вряд ли тайный или почему сумасшедший?
- Ты думаешь, тебя нельзя любить? Или ты боишься? Или не доверяешь?
- Ох, Динара. Ну как это а? Нет. Я не боюсь. Или боюсь, но боюсь, что у меня не будет моей свободы...
Впрочем, свобода была всегда. Не знаю. Я подумаю.
У камина так хорошо. Поглаживаю кошку. Там за окном огромный мир. Недалеко от дома лес.
Я поутру пойду за мхом.
- Зачем мне мох?
Это важное во мне. Я специалист. Я флорист. Я люблю свою работу. Даже когда я очень устаю в праздники, когда руки исколоты и исцарапаны шипами, когда пальцы немеют от холода или от того, что неудачно обожглась горячим клеем... Я вижу результат своего труда. Я вижу счастливые лица и слышу слова благодарности....
- А ты, ты сама у себя где? Насколько ты важна сама себе?
- У меня есть я, мои дети, мои все... Я подруга, друг. Мои друзья - моя семья. Мы вместе. Просто вместе. И это важно.  И у меня есть моё любимое дело. Это неразрывно. Я не была бы собой и не умела бы ценить то, что есть, если бы я занималась чем-то другим...
- Мари, мы ещё вернёмся к этому... Но интересно.
Ты со своей профессией можешь жить в любом городе мира. С каким городом ты себя ассоциируешь? Так, быстренько, в паре фраз -ты-город-ассоциации? Давай пусть будет 3 города.
- Парой фраз? 
Я - Москва. Мне близка эта скорость, немного суета. Мне хорошо в тихих московских улицах. Это образ жизни. Бежишь, успеваешь, делаешь, видишь... И вдруг маленький поворот, ты уже идёшь по тихой улочке, прошёл летний дождик, сияет радуга и тебе улыбается просто прохожий. Или я улыбаюсь ему.
- Ты улыбаешься просто прохожим?
- Да. Они порой сначала напряжены, а потом улыбаются в ответ. Мы просто гуляем на одной планете. Можно и улыбнуться.
- А ещё? Какой город = ты?
- Мне всегда казалось, что ну кто я, где моя родина? Да Москва же, и это так. Но где мы только не жили. И немного в своей жизни я жила в Ташкенте. Становление характера в юности, замужество, рождение детей. Я с зелёным чаем, с прохладой воды горных рек, с горячим солнцем, с музыкой, лепёшками, с золотистым рисом впитала в себя Восток. Я = Москва. Но я чай завариваю в чайничке, я гостям разливаю чай в маленьких чашечках,  по чуть-чуть...
- Мы заметили, - смеются девочки....
Всё просто. Гости пьют чай, я им подливаю, ухаживаю за ними, уважаю. Мне нравится, что они мои гости и пришли в мой дом.
- Мари, а сейчас что?  Твой дом? Кабинет у Динары? Беседа через монитор...?
Часть меня это Восток. Но я не Восток. Я = Москва. Я = Питер. Да. Я дожди, я тишина, я белые ночи, прогулки по городу. Я гуляю по набережной Невы и дышу историей этого города. Я его радость, солнце, боль и слёзы. Я все стихи, что написаны и будут написаны в Питере. Мне просто там хорошо.
Третий город?
Я = Валенсия, Испания.
 Я покрашу волосы в чёрный цвет, вставлю в них алую розу, надену шелестящие шёлком длинные, в пол, юбки... Белая кружевная батистовая блузка с воланами...
Я впитываю этот горячий воздух, я дышу морем... Я Валенсия.
- Мария, возвращаясь к одному нашему главному вопросу. Ты говорила, что ты - специалист, флорист. Ты как есть. А если б не эта профессия? То кто тогда ты могла бы быть? - это туз в рукаве у Алии.
- Кем я могла бы быть? В детстве я мечтала быть учителем начальной школы, жить в деревне... Моя преподаватель вернула меня на землю, объяснив все прелести жизни в деревни мне, напрочь городской девчонке. Но я всё-таки немного учитель! Я преподаю флористику детям. Это счастье.
Я мечтала быть актрисой. Я веду праздники...
Наверное, я бы построила себе отдельный домик на своём участке, устроила бы кабинет, библиотеку и писала бы книги....
- О чём?
- О жизни, о любви, о себе, о нас... Всё то, что я балагурю сейчас, я облекала бы в книги, которые интересно читать.
- Мари, было интересно и хорошо. Спасибо за то, что без фильтров.
Девочки уезжают. Я остаюсь стоять на тропинке у входа...

Завтра в вёрстку выйдет интервью. Его сократят. Пусть. Несколько вопросов и просто ответы, без рассуждений. Тоже я.
Как есть. Без фильтров.
У меня тоже есть туз в рукаве. На моём рабочем столе папка. Почти завершён роман. Я решилась.
Мои герои ... Тссс, пока это тайна...


Рецензии