Милан и Генуя. Натали... ч. 1

 
   Путь к Генуе лучше всего начинать с путешествия в Милан. Билет из Москвы в Милан стоил дешево-2.500 рублей, а удовольствие посетить столицу роскошной европейской моды – «Золотой квадрат» - настоящий праздник души! Оно прибавит вам радости от новых впечатлений, не считая покупок. Лететь в Милан надо к распродажам , или чтобы послушать оперу с какой- нибудь звездой. так многие делают.В Милане вы остановитесь на пару деньков в отельчике, чтобы навестить все самые знаменитые достопримечательности города, его символ – знаменитый, незабываемый собор из белого мрамора- вершина пламенеющей готики и совершенства (Дуомо Duomo di Milano.) посещение стоит от 3.5 евро. Посвящен Рождеству Пресвятой Девы Марии.Строили несколько веков. Начали строить в 1368 по 1965. Нужно непременно побывать на его крыше и созерцать город с высоты. Сделать незабываемые кадры на память, и даже позагорать, если будет солнечно среди архитектурных  игл. Высота шпиля собора 106,5 м.И даже был принят указ не строить здания такой высоты, чтобы четырёхметровую позолоченную бронзовую скульптуру святой Марии было видно отовсюду. Общая длина храма составляет 158 метров, ширина поперечного нефа 92 м. Собор может вместить до 40 000 человек. Много скульпторов и архитекторов приложили свой талант к созданию этого собора. По приказу Наполеона над лицом собора, выходящим на Соборную площадь, работал скульптор Карло Амати, однофамилец, а возможно, и родственник великого скрипичного мастера. Он возвел «каменный лес» из 135 мраморных игл, что создавало впечатление полета,устремлённости ввысь этого готического чуда. Вдруг я слышу очень знакомый голос, звучит «Аве Мария». Сколько раз в этом соборе звучал этот специальный гимн деве Марие! В разном исполнении, и в разное время. Но, главное,это слова- «Аве ,Мария»- «Радуйся, Мария!»"Здравствуй,Мария!" Вслушиваюсь в стены собора… поёт моя любимая подружка- Наталья Дацко, известная оперная певица. Голос под сводами собора звучит потрясающе. Вспоминаю, что здесь, в этом соборе был коронован в 1805г. Наполеон королём Италии. После этой коронации, он кромсал "итальянский пирог",одаривая кусочками пирога своих родных - любимых сестёр- Элизе и Паолину, даря им разные княжества и провинции. В этом соборе бывали многие известные люди, все приходили сюда, чтобы насладиться всей этой красотой из белого мрамора.
        Затем непременно нужно посетить самый знаменитый оперный театр мира- "Ла Скала" (перевод - лестница). Приготовьте 40 евро. Его в своё время открывали музыкой великого композитора - Сальери! Да, того самого, над которым суд шёл столетиями. Думаю, он никого не травил, был очень успешный и богатый музыкант, талантливый композитор, сам создал только 26 опер! Судили якобы за отравление им Моцарта.Сын Моцарта у него учился музыке и все музыканты, кто его знал- прекрасно о нём отзывались. Ну, тут и Александр Сергеевич руку приложил.Стою у театра и вспоминаю Моцарта и Сальери, и в Зальцбурге всегда их вспоминаю. Бедный Сальери! Незаслуженно оклеветали, я уверена. Он так переживал, то лишился разума к концу жизни.
" Ла Скала" – великий театр, тут пели мировые звёзды. Стою у его стен и слушаю голоса великих певцов, кто выступал на этой сцене. Список займет несколько страниц. Но у этих стен я вспомнила не только о великом Карузо, Марие Каллас, Монсерат Кабалье, но и о своей подруге Наталье Дацко, выдающейся оперной певице из Львова. Какой у неё голос! Сначала у неё было сопрано, а со временем меццо- сопрано, очень крепкое и красивое по тембру. Ноты верхнего регистра у неё звучали всегда безукоризненно. А какие божественные дуэты я слушала с её участием, да и все, кто бывал на её концертах и спектаклях. Не забуду концерт Наташи с Теймуразом Гугушвили у нас в Самаре, а потом в Большом зале консерватории в Москве . Он известнейший оперный певец современности, который пел на всех сценах мира, самых престижных и знаменитых. Как о нём говорят и пишут - «Золотой тенор Грузии», народный артист, профессор, педагог, лауреат различных премий, значительно обогативший национальную вокальную культуру. Он спел все теноровые партии классического оперного репертуара.
Гастрольная география певца так же обширна и велика, как и его репертуар. Теймураз Гугушвили пел в США, Англии, Шотландии, Дании, Голландии, Израиле и Турции. Выступал на оперных сценах  Ирландии, Испании, Франции, Германии, Италии, Японии, Бельгии, Казани, Екатеринбурга, Киева, Баку, Кишинева. Самары.
 Как у них красиво сливались голоса! Они пели прекрасный репертуар- звучал их любимый Верди, Доницетти, Чайковский- «Пиковая дама»! ,Моцарт  и т.д. Обширный и красивый репертуар, где были показаны все возможности выступающих и в дуэте, и в сольном исполнении. Как звучала партия Неморино в "Любовном напитке"Г.Доницетти! Этого не забыть. А каков Радамес из Аиды - нет слов. Таких оваций, как после выступления Натальи Дацко и  Теймураза Гугашвили, я в жизни не слышала. Хотя я часто бываю в театрах, и не только в нашей стране, а слушаю мировых звёзд в разных странах. Как звучали дуэты с Ириной Архиповой! Она часто выступала в концертах с Наташей – это можно слушать бесконечно. Какой Чайковский звучал в их исполнении! Вообще, слушать её в опере и в концерте - одно удовольствие. Я очень любила слушать её Лизу, Ариозо из «Пиковой дамы» просто настоящий шедевр. У нас она выступала с Народным артистом Александром Сибирцевым - известным тенором страны, и с Народным артистом Владиславом Пьявко в оперном театре. Я считаю, и меня многие музыканты и критики поддерживают, что Наталья- лучшая Лиза, которую я слышала в своей жизни, и не только я. Она лучшая Сантуцци из " Сельской чести" Масканьи,я уж не говорю о "Трубадуре" Д.Верди! Когда она выступала, то залы были набиты битком, и в Самаре, и в Москве, и в Екатеринбурге,и за границей .В Екатеринбурге  она проработала в оперном театре несколько лет и просто осчастливила их своим талантом, и за границей в Граце. Как я завидовала любителям оперы, которые могли наслаждаться её красивым, чистым голосом.Она пела и   произведения современных композиторов, таких как Александр Бердюгин, большой талант, прекрасный пианист и педагог.Он жил в нашем городе, а потом переехал в Санкт-петербург, где много работал и писал свои произведения. Наташа первая была исполнительница его произведений. Он был обладатель очень редкой премии имени Д.Д.Шостаковича среди композиторов.Первый, её получившей, был Родион Щедрин, второй- Александр Бердюгин,очень интеллигентный и скромный человек,наш самарский композитор. Его очень высоко ценили коллеги по цеху, у нас в Союзе композиторов   музыканты всегда выделяли именно его,подчеркивая его одаренность и индивидуальность.Его первый поздравил с победой Р.Щедрин, он был тогда на гастролях в Лондоне,и оттуда позвонил, сердечно поздравил Сашу.Саша очень гордился этим. Ему нравилась музыка Щедрина, особенно "Кармен-сюита". Мне очень жалко,что он рано ушёл из жизни, и не успел раскрыть весь свой талант в полной мере.Его произведения Наталья исполнила на Ура!Саша был очень доволен.
На сцену Наташе несли не только букеты цветов, но конфеты, книги,игрушки,духи и т.д. Но за успехом и признанием стоит титанический труд певицы, многие годы постоянной работы над собой, учебы и стажировки, участие в конкурсах, выступления в фестивалях, судейство в различных конкурсах вместе с Марией Биешу и Ириной Константиновной Архиповой.  Не забыть, как чествовали Ирину Константиновну в её 75 -летие 6 апреля 2000г. в Большом зале консерватории. Поздравляли юбиляршу посланцы и.о. президента, патриарха, мэра, глав республик и государств, театров, консерваторий, университетов, музеев, академий, обществ, творческих союзов,дипломаты, и просто поклонники певицы. Это был потрясающий концерт и заслуженный елей,который лился с небес из уст выступающих!Все многоголосно величали её. Вёл концерт восхитительный Святослав Бэлза. Сто букетов цветов и множество подарков, в которых сцена и юбилярша просто тонули.Это было творческое приношение царице сцены.Сколько талантов склонялись перед ней в этот вечер и славили её. Наташа пела блестяще!Как писал о выступлении Натали музыкальный критик Пётр Поспелов: "Главное потрясение концерта -лирико-драматическое сопрано Наталья Дацко (Екатеринбург): роскошный, мощный, точный и свободный голос, неотразимая Тоска." Да, именно так она и блистала на сцене! Неотразимая певица, встречу с которой все ждут с нетерпением, кто хоть раз её слышал.Кроме всего прочего, - она чудесный, жизнерадостный человек, прекрасный друг и просто красивая женщина.У неё всегда полно поклонников и среди мужчин, и среди женщин. Были и есть поклонники, что не пропускают ни одного концерта, следовали за ней, я это много раз наблюдала.Всегда дарили цветы и подарки, а сами скромно, даже не подходили после спектакля. В "Ла Скала" она стажировалась два года и знала совершенно блестяще итальянский язык. Мы были этому свидетели. Однажды она приехала к нам в Самару на гастроли и жила у нас дома. Мы так всегда замечательно общались, и любили все друг друга, что не хотели её селить в гостинице, чтобы быть больше вместе. И вот ей звонок по телефону из Италии. Звонил друг её, любитель оперного искусства, и конечно, почитатель её таланта. Она с ним беседовала, да так быстро разговаривала по- итальянски,что нас, конечно,очень удивила такой свободой общения. Он звонил почти каждый день и спрашивал о всех мелочах:-  всё ли хорошо у неё, какая погода, что она любит на завтрак, над чем работает, оделась ли она правильно на улицу,не простудила ли горлышко,надо теплее одеваться, чтобы не простыть и не намочить в дождь ножки. Удобная ли у ней обувь для прогулок, не протекают ли туфли. Такая забота умиляла нас, и мы все были рады его звонкам, он всех веселил. Уж эти мне поклонники! - Звонит твой Джузеппе,- говорю я Наташе, а сама тут же добавляю - Гарибальди... и мы смеёмся.Это уже как на автопилоте- если Кант, то Иммануил, произносишь про себя, хочешь ты этого, или не хочешь.
 Интересно, что многие поклонники звонили и пеклись о том, что надо ей беречь своё здоровье,свой драгоценный голос.Опекали её, как младенца, её это даже смущало.Вот такой был и Джузеппе! Шутки- шутками, а в Милане, да и почти во всех городах Италии, и в Латинской Америке, есть улица или площадь Д.Гарибальди. Обычно это самая широкая и красивая, часто украшена памятником этого борца за объединение Италии. Ну, и кроме всего,-это был очень пламенный мужчина во всех смыслах, не только в борьбе, которой он отдал жизнь, но и в любви к своей прекрасной Анне - подруге и соратнице по борьбе.   
Однажды, меня привело в восторг удивительное зрелище. Гуляя по холмам Рима,точнее по холму Яникул, я обнаружила потрясающую скульптуру женщины, держащую одной рукой грудного ребенка, другой пистолет в смертельном бою и ещё на скачущем коне, конь просто срывался с места. Это была такая экспрессия, что я остолбенела.Вот это композиция! Просто лавина энергии и силы духа,какая мощь. Она само движение, ураган, несущаяся лошадь того гляди сорвётся с пьедестала, и взовьётся, как вихрь ввысь. Валькирия на коне, да и только!Такое никогда не забудешь!Что это за женщина такая? Подобное я видела впервые. Это оказался памятник Анне Гарибальди, жене прославленного человека,известного героя не только в Италии, но и в Латинской Америке, и в Европе. Его знали и любили всюду.Этой красивой и отчаянной женщине бразильянке было 28 лет, когда, следуя за своим любимым мужем ,будучи беременной, она приехала в Рим, и там погибла от малярии, попав в эпидемию. Они были единомышленниками, горели идеями свободы и объединения Италии.Она похоронена под постаментом этого памятника. Таких памятников я не встречала никогда, и его уже не забыть. Загляните туда, посмотрите на эту женщину...Она прекрасна, и достойна того, чтобы о ней помнили. Мужу посвящена ниже аллея Гарибальди- одна из достопримечательностей Рима, холм Джаниколо.Сколько прекрасных площадей, улиц названо в разных странах его именем. Я на многих побывала,и ступая по ним всегда вспомнила этого харизматичного человека,горячего, сильного, поменявшего примерно 15 профессий от простого матроса, до адмирала, генерала, садовника, учителя, и нашего собрата писателя.Он возглавил в Уругвае масонскую ложу,стал великим магистром Итальянской ложи- объединив три.Дружил и переписывался с Герценом и Линкольном, объездил весь мир, и остался писать мемуары на острове Капрера.Вот они какие Джузеппе бывают. Кстати, имя свое Наташин друг получил в честь Джузеппе Гарибальди, значит и ещё чего-то прихватил от него...Я была права, мысленно его называя так тоже.
  Украинская певица НАТАЛЬЯ ДАЦКО дебютировала в Голландии, выступала в Австрии, стажировалась в миланском «Ла Скала», пела в лондонском «Карнеги Холл», давала концерты в Польше и Испании, выигрывала престижные международные конкурсы вокалистов имени Марии Каллас в Афинах( Греция), незадолго до выпускных экзаменов в консерватории, и очень престижный конкурс в Италии в 1988 году в Буссето. Натали одержала победу в международном конкурсе «Вердиевские голоса».Это был знак судьбы. Верди по духу очень близок Наталье, он её самый любимый композитор. Буссето - это место,которое всегда посетит любитель Верди и его музыки, ведь он родился в деревне, недалеко от этого места. Его талант заметил меценат Антонио Борецци, и взял его к себе в  Буссето, дал кров и обучение. Не обошлось без любви в этом доме с красавицей Маргаритой, дочкой хозяина. Сейчас там музей и жители очень гордятся им, ведь не каждый город может похвастаться тем, что его соседом был знаменитый композитор, написавший великую музыку – оперу «Травиату»! Вам расскажут и покажут рояль, на котором в четыре руки играли влюблённые, он двадцатилетний музыкант был учителем дочки хозяина, их соединила музыка,то есть, сам Бог! Но папа негодовал, и отправил учиться в Милан влюблённого юношу. Но, любовь всегда соединяет любящие сердца, и вопреки всему, через шесть лет они поженились, родили двух детей. Но судьба его не баловала -   внезапная смерть жены,а потом и детей,- опустошили его жизнь. В музее есть письма по которым можно проследить его душевные муки и переживания. Есть тут ещё уникальная коллекция дирижерских палочек, которые дарят музею каждый дирижер, посещающий музей.
В 38 лет он знакомится с оперной дивой Джузеппиной Стреппони,и вспыхивает страсть. Они вместе,но долго не венчались, жили в Париже.Он хотел уже уйти на покой, отойти от дел, но потом вернулись в Италию, и на родной земле она заставила Верди дописать «Риголетто», за что мы бьём челом ей, а благодарные жители построили театр Верди .(Верди-"зелёный" по- итал.) Все жители на премьеру явились в театр в зелёном, чтобы так приветствовать своего кумира, только он и его жена были одеты не в зеленый цвет.
   В этот театр стоит сходить на спектакль уже затем, чтобы понаблюдать за уникальной публикой. Местные жители, буквально выросшие на Верди, можно сказать,что с молоком матерей всосали и музыку своего земляка. Они настолько хорошо знают каждое произведение своего любимца, что подпевают хором солистам, и когда кто-то поёт мимо нот или пустит "петуха", не дай Бог!- то громко возмущаются, и ругаются на исполнителя, а кто-то в зале даже следит по партитуре за пением солистов! Каждую ли ноту взял солист? Не растерял ли чего в пути к верхней ноте...Суд идет! Такое я видела трижды за свою жизнь.( В Ла Скала тоже следят по нотам за солистом, если солист что-то пропоёт "не то" ,они забукают его, и выгонят со сцены,- бу-бу, бу-бу, это ужасно, или закидают яйцами и овощами). А здесь они тоже выражают неудовольствие, так как знают всю музыку Верди наизусть, как «Отче наш», и это правда. Любой житель - будь то князь, или продавец редиски, не важно,- споёт вам куплет из "Риголетто" или другой оперы, не моргнув глазом, и всегда чисто попадая в ноты. Здесь самые строгие, привередливые зрители, попробуй тут возьми неправильно ноту, это будет позор на всю жизнь! Поэтому многие боятся здесь выступать, чтобы не опозориться, даже от волнения.
   Недалеко, минутах в двадцати от театра,Верди по своему проекту построил виллу Санта-Агата. Через десять лет совместного проживания они с супругой сочетались браком,стали заниматься цветами, виноделием, даже продавали своё вкусное вино, хотя сам Джузеппе любил только французские вина, привычку к которым приобрёл в Париже. Ещё он имел огромный парк карет, и часто выезжал в Милан на них проветриться и по делам, каждая была для своей погоды. Его жена очень любила книги и собрала замечательную библиотеку редких книг, зато совсем была равнодушна к драгоценностям и нарядам, которых у неё было совсем мало.Наташу признали и полюбили там,на родине Верди.Вручая награду конкурса, зал рукоплескал молодой певице.
 Вот так Верди навсегда вошёл в жизнь Натали.И благодаря многим исполнителям, и её таланту, мы продолжаем восхищаться великим композитором, подарившим божественную музыку миру.Кто забудет "Травиату" ? Думаю,что никто и никогда!
А сейчас она услаждает неповторимым своим голосом российских и украинских любителей оперы.Сегодня она работает во Львове, и реже ездит за рубеж. Жаль, что границы не исчезают, а становятся высокими между нашими государствами. Но и это не мешает нам любить друг друга. 31 марта мы всегда её поздравляем с днём рождения и желаем здоровья, неизменного успеха и процветания. С Днём рождения, дорогая подружка! Здоровья, успеха, любви друзей и зрителей!
 
 30.03.2020г.      
 
   
 


Рецензии
С огромным удовольствием прочитал о Милане, Генуе и Натали Дацко! Очень увлекательно прямо-таки захватывающе, с массой интереснейшей информации и по-написанию просто прекрасно, талантливо, легко и свободно, спасибо, Оля! Новых замечательных вдохновений Вам! С уважением и теплом давней дружбы,

Абель Алексей   04.08.2020 20:32     Заявить о нарушении
Спасибо,Алёша!Натали-моя любовь! какой божественный голос. я так много ее слушала! А в генуе и Милане очень много интересного... Приятных путешествий! С теплом души и благодарности-Ольга.

Ольга Сергеева -Саркисова   04.08.2020 20:36   Заявить о нарушении