Канюк Филя

                Северная новелла
       Север. Заполярье.  Необъятные  просторы  тундры, ее  озер,  вечная мерзлота,  неописуемая  гладь  Карского  моря.
       Говорят, что Север суров и очень коварен.  И это  сущая  правда.  Особенно суров край тундры. Если в лесу от холода и ветра могут спасти деревья, то в тундре спрятаться или укрыться нет никакой возможности:  ветер сбивает с ног,  метель заметает так, что не видно ладошки вытянутой руки.  И горе тому, кто  в такой момент окажется один, вдали от населенного пункта. 
       Но, оказывается,  и  здесь есть своя прелесть и красота.
       Пять лет нам посчастливилось жить в поселке Амдерма, что стоит на самом берегу Карского моря. 
       Прилетели мы сюда в августе, поэтому  Амдерма встретила нас не  снегом, а   желто- зеленым ковром вечной мерзлоты, которая очаровала наш взгляд   из  иллюминатора  самолета.  Сейчас   подобные картинки  можно найти в Интернете, а тогда,  картины, которые мы увидели с высоты полета, были  для нас  чем-то незнакомым,  необычным  и  сказочным.  Кругом был виден  простор с огромным  количеством озер.  А  когда  подлетали,  внизу было  безбрежное   море,  а под нами   небольшой поселок, который  стоял на холме,  и длинная полоса  аэродрома,  тянувшаяся  вдоль побережья.   Неясно проглядывали   трех,  двух  и одноэтажные   здания, а по краям  мелкие приземистые   лачуги.    Как только мы сошли  с трапа  самолета,  то ощутили     немного холодный  и  сырой воздух.  В этот день  он был чист и прозрачен.  И ветер. Этот ветер потом сопровождал нас на протяжении всех пяти лет.  Это бриз, который   дует  на  побережьях  морей.  Бриз   меняет свое направление дважды в сутки,  и  связан  с  температурой   на  суше  и  море. 
       Мы быстро устроились и  получили  комнату  в двухкомнатной квартире.  Затем я пошла  в школу,  где  мне предложили место пионервожатой и  вести уроки рисования.  Выбора не было.  Так как меня взяли на работу в школу, сын  тут же  был устроен в садик.  Служба мужа началась уже на второй день.  А с  первого сентября начались занятия и у меня.
***
       Школа стояла на  самом берегу моря, как говорят «на семи ветрах». Здание было сооружено на сваях и возвышалось, как  избушка на курьих ножках, но только большая и трехэтажная была эта избушка.  Следует отметить, что все  здания здесь стояли на сваях, то  есть под  ними находилась  воздушная подушка для того, чтобы   основание не прогревало почву  и они, особенно в летний период, не  могли  провалиться в мерзлоту.
       Учебный процесс начался как обычно:  уроки, линейки,   праздники.  Жизнь в школе бурлила.  Мы устраивали конкурсы песен, выставки рисунков,  а   осенью ходили в  тундру  и проводили там разного рода соревнования.
       Осень закончилась очень быстро. Уже в середине сентября земля стала покрываться снежным покровом.  Постепенно наступала зима, а вместе с ней  дни становились все короче, а ночи  не было конца.  Да-да наступала полярная ночь   –  период,  когда Солнце   не поднимается над горизонтом и прямое солнечное освещение отсутствует.  Полярная ночь не  означает полную темноту в течение всех суток, главная ее  особенность  в том, что      весь день состоит  из сумерек.  В полдень наступает улучшение видимости, можно непродолжительное время обходиться без дополнительного освещения,  но  Солнце так и не восходит. 
       Первый раз краешек солнца мы начинали  видеть с  18 января.  На материке   в это время  день прибавляется на час,  а в Амдерме  солнце  нас  начинало радовать своим первым видимым лучиком.
***
       Уроки рисования  мне нравились. Я заметила, что дети коренных жителей- ненцев, очень хорошо рисуют природу,  а особенно чумы и оленей.  Олени  у них получались  с тщательно  прорисованными  коленочками, рожками и копытцами,  а главное, они были  микроскопическими в один- два сантиметра, были, конечно, и крупнее.  Эту их способность, так же как и чукчей, и эскимосов мы  можем наблюдать  в  их работах по кости. 
       А однажды произошел такой случай. Во время урока вдруг раздался громкий крик:
- Смотрите, смотрите!
Один из учеников смотрел в окно и громко кричал. Все устремились к окнам. Я не стала исключением.  Мы увидели, как белоснежный, красивый, виляющий своим пушистым хвостиком песец, направлялся к школе и  нырнул под здание. Эмоции у всех били   через край, каждому хотелось высказать, что он увидел.  Это же всегда так, смотрим  на  одну и туже, картину, но все видим разное.  Я дала возможность им высказаться, так как  вести дальше урок было бесполезно.  Да и сама была под сильным впечатлением.  Вот так близко песца за пять лет я больше не видела ни разу.
***
        В какой год это было,  я уже не помню,   только однажды  дети пригласили меня на улицу с  хитрыми и улыбающимися лицами.  Я вышла, они завели меня за здание и показали довольно большую птицу,  лапы которой они замотали тряпками.  Один из  мальчиков  попросил,  чтобы я взяла птичку себе, так как родители запретили приносить ее домой.  Дети рассказали, что нашли ее где-то около сараев, было видно, что у нее  повреждено крыло.  Мне ничего не оставалось,  как взять ее.  Я принесла этого красавца,   и мы с мужем стали рассуждать, что же  это за зверь?
        Петя сразу определил,  что это канюк. Позднее мы узнали:  поймать канюка – задача очень непростая из-за его острого зрения и слуха к нему даже близко не подойдешь.  Видно,  нелегко пришлось этой птичке, если она смиренно отдалась мальчишкам.
        Что же могло произойти?  Наши предположения   были разными:
на зазевавшегося канюка с добычей могут нападать  орлы, кречеты, соколы.
Эти птицы более крупные и сильные, так что в схватке с ними канюк может получить серьёзные раны.   Но подобное происходит нечасто, куда больше вероятность конфликта с другим канюком.  В таких схватках одна или даже обе птицы могут сильно пострадать от острых когтей и клюва.  В основном они происходят в брачный период, но и в другое время также возможны из-за территории – не всегда её хватает на всех, и обездоленные птицы вынуждены охотиться в чужих землях.  Побежденная  особь не имеет возможности охотиться и может умереть от ран и голода – ведь, чтобы раны зажили, ей нужно есть больше, но такой возможности у подранка  не было. А еще он просто мог стать легкой добычей песца.

***       
         Мы поняли, что птице для восстановления нужна еда.  А чем питаются хищники?  Мясом.
         Наблюдая за  канюком, мы обратили внимание, когда он волнуется, то расправляет крылья и начинает ими размахивать, обдавая нас ветерком. Лапы у него довольно крупные и сильные, в чем мы,  в скорости,  и убедились. 
         Как- то мы стали кормить   птицу.  Обычно этим занимался Петя, я немного побаивалась.  Мы с интересом наблюдали,  как она спокойно брала куски мяса клювом и быстро их заглатывала, размахивая при этом крыльями и издавая  своеобразные звуки, очень похожие на слово Е-Щ-Е.  Но один  кусок вдруг упал на пол, и муж хотел взять его, но тут канюк вцепился ему в руку лапой с такой силой, что он вскрикнул.  А когда хотел вырваться из лап птицы, она сжала ее,  вонзая свои когти  сильнее и сильнее.  Пришлось  звать  на помощь соседа.  Мы придумали,  как высвободить зажатую канюком руку.  Сосед,  Володя, надел меховую рукавицу   и стал дразнить Филю, так мы  звали  нашего питомца.  Он стал отнимать у него мясо, птица внимательно смотрела на его действия и неожиданно схватила  лапой  его руку в  рукавице,  отпустив руку мужа.   Петр вздохнул с облегчением.  А канюк   крепко сжал  руку Володи,  и он быстро выдернул  ее  из  рукавицы.  На этом кормление в этот день закончилось. Но оно запомнилось нам на всю жизнь.  А на руке  Петра остались точечные синяки, которые долго потом еще  болели. Без рукавиц или перчаток он его больше не кормил.
        Так Филя прожил у нас недели две, а может и больше.  Он важно ходил по комнате и  также во время кормления кричал:- Е-Щ-Е.  Чувствовалось, что птица набирается сил.
        Со временем мы поняли, что его пора отпустить на «вольные хлеба». Однажды в выходной день  вместе со своими друзьями, мы отправились на Черные скалы, что были на берегу Карского моря и взяли с собой Филю.  Там мы сделали на память фото, где Филя стоит на голове мужа, нашего друга Юрия,  а потом и у  меня.  Он крепко держался за наши шапки, широко расправив свои крылья навстречу ветру.   
         Затем Петя взял птицу, прижал ему крылья вдоль туловища и подбросил высоко вверх. Филя быстро сориентировался, расправил свои огромные крылья, взмахнул  ими  несколько раз  и, произнеся  на  прощание  свое  Е-Щ-Е,стал подниматься все выше и выше, улетая за скалы.


Рецензии
Жалко Филю. Может ещё прилетит... Попутного ему ветра!

Валентин Корнев   06.06.2022 20:26     Заявить о нарушении
Надеемся, что все у него
будет хорошо. Спасибо, дорогой! Приятных летних деньков!

Татьяна Семеняка   09.06.2022 07:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.