Юрий Рыченков. Свет души

СВЕТ ДУШИ СЕРГЕЯ ГАЗИНА

                Здесь перлы лучшие со дна моей души…
                С. Я. Надсон

У меня в руках только что вышедшая из печати, великолепно изданная в издательстве «Серебро слов» книжка для детей «Неожиданные приключения. Сказки» нашего современника Сергея Газина. Прочитав с удовольствием эту небольшую книжку, я убедился, что автор в полной мере следует собственным словам: «Просто написать какую-то небылицу мало. Нужно самому вжиться в мир своих героев и волноваться всем сердцем, ставя себя на их место в тех или иных сложных ситуациях, возникающих на каждом шагу. Сказка – отражение нашего мира…» Совершенно естественно, что тут не обойтись без детской фантазии. Я хорошо знаю Сергея Газина, как лирического поэта, но книжка для детей… В моей библиотеке имеются его книги, и под впечатлением прочитанного, я перечитал книгу стихов «Тенистые аллеи». И сразу же многое стало ясным, когда в стихотворении «Я вижу край земли обетованной…» мне встретилась строчка: «Во мне горит огонь воображенья…» Я как бы заново открыл для себя этого автора. Так бывает: чтобы оценить что-то в полной мере, необходимо тщательно вглядеться. Вгляделся и я, и обнаружил интересного, самобытного поэта, искреннего в разговоре с читателем.
И вот о чём я подумал, вспомнив вдруг  Михаила Юрьевича Лермонтова, одного из любимых моих русских поэтов, которого я перечитывал множество раз. Образы, созданные им, со временем не тускнеют и продолжают волновать сердца всё новых и новых поколений людей. Но вот что интересно: у каждого человека есть свой, любимый и близкий именно ему Лермонтов. Одни видят в нём прежде всего певца Родины, прославляющего «её степей холодное молчанье, её лесов безбрежных колыханье, разливы рек её подобные морям». Другие воспринимают поэта как юношу, печально и задумчиво смотрящего вдаль, которому «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Кому-то дорог и близок Лермонтов – мятежный автор незабываемого «Паруса», который, как и его лирический герой, сам просит бури, бесстрашно рвется навстречу бушующей стихии. И все они правы. Его произведения многообразны по тематике, настроению, искренний голос поэта очаровывает, волнует нас, заставляет сопереживать его чувствам и мыслям, обогащает наш внутренний мир.
Быть разнообразным – отличительная черта поэта. Отметил я невольно и большое разнообразие тем, и яркость впечатлений в стихотворениях Сергея Газина. И прежде всего – это тема Родины, любви к земле, родному краю. Как проникновенны строки стихотворения «В берёзовой роще»:

Заблужусь меж берёз – где же наша деревня?..
Буду долго искать, где запряталась Русь.

А с каким откровением написаны строчки, которые дышат русской стариной:

Снежные вершины – купола России,
Любоваться ими можно целый век,
Зимние седины – в золоте красивы,
Сколько бы ни падал с неба новый снег.

В книге много стихов, в которых поэт трепетно признаётся в любви к Родине. Вот только некоторые строки: «Я люблю белоснежье родное…»; «Ночь серебристая чудна; / Россия – снежный изумруд…»; «Мы русские люди с рожденья, / И нам не забыть о России…» Часто это признание опосредовано с очарованием сиюминутного момента (например, стихотворение «Утро»), родного и оттого неповторимого: «В поредевшей темноте / Вижу белый свет берёз, / В тихой ранней немоте / Слышу крик сгоревших звёзд…» Тема родины близка, наверное, всем большим русским поэтам. В стихотворении «Мужество» А. Ахматовой, написанном в феврале 1942 года, судьба родной земли связывается с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощением духовного начала России. Слово «Родина» и для Сергея Газина не абстрактное понятие, и главное, что из него вычленяет поэт – это «слово», главное духовное наполнение и смысл понятия. Не зря и стихотворение называется «Родина»:

Я восхищаюсь русским словом,
Оно с рождения со мной –
Родною речью очарован…

И, конечно, поэт не может остаться в стороне от всех невзгод и испытаний, которые выпало перенести Отчизне. Так же, как поэты Серебряного века, из которых никто не отвернулся от России в трудное для неё время, каждый остался служить Отечеству, описывая свою любовь к родному краю, веря в могущество России, отражая в своих произведениях связь народа и природы, также и Сергей Газин с болью говорит о тяжёлом безвременьи:

Мрачит безысходностью хмурая гнусь,
Свинцовою стынью топорщится небо…
Горит безнадёжьем несчастная Русь,
И плачут поля от сгоревшего хлеба…

Горько читать кровоточащие строчки стихотворения «В адском пламени»: «Полыхает Россия в огне, / Выгорает деревня дотла… / И горит сердце болью во мне, / И чадит горьким дымом зола…», и с горечью восклицает: «Отчего ж так нынче бедно / В среднерусской стороне?..» Но поэт уверен, что Россия достойно выдержит все испытания. Он верит, что Россия только окрепнет и станет еще более сильной духовно. Сергей Газин знает, что это всё та же милая сердцу Родина, только облачившаяся в другую одежду: темную и отталкивающую, и потому искренне верит, что Россия рано или поздно предстанет в светлых одеждах нравственности и достоинства, заканчивая стихотворение «Во мраке» словами: «И вновь взойдёт твоя заря!»
Совершенно отдельная тема –  стихи Сергея Газина о войне военного человека, в которых ярко раскрывается мир его душевных потрясений и переживаний. Как истинный профессионал, досконально знающий предмет, Сергей Газин, в полной мере используя стилистический приём «автология», рисует живые картины с полей сражений. Редкий приём в поэзии: у него даже названия стихотворений предельно приближены к содержанию: «Штурмовик «ИЛ-2»; «Мёртвым солдатам не снится война…»; «Танк «Т-34»; «Бомбардировщик «ТУ-16». Вот только одна цитата: «Разила фрицев трёхлинейка / И побеждал трёхгранный штык – / И таял дым над деревенькой, / Когда врагам настал кирдык!..» И в настоящий момент поэт страдает вместе со всем русским народом: «Я болен горем Украины, / Где смерть приходит холодна… / Сожгли враги дома дотла… / И стонут раненые люди, / И плачут камни и зола…» И как настоящий воин-патриот не может не предупредить:

Народ наш добрый и доверчивый
И любит всех, кто к нам с добром, –
Кто меч поднимет опрометчиво –
Получит русским топором!

Поэзия – высокая сфера правды, добра и красоты… «Но что же поэзия, как не чистая высшая награда?» – пишет Жуковский Вяземскому:

«…поэзия небесной
Религии сестра земная; светлый
Маяк, самим Создателем зажженный,
Чтоб мы во тьме житейских бурь не сбились
С пути…»

Как бы следуя сказанному, продолжая традиции русской поэзии, для которой человек был важен сам по себе, важны его мысли и чувства, его отношение к вечности, к Богу, к Любви и Смерти в философском, метафизическом смысле, Сергей Газин предельно откровенен. Что стоят начальные слова стихотворения «В храме»: «Остановись, подумай о себе, / И с Вечностью себя соотнеси…» Или строки стихотворения «Хмурое утро»: «Но кресты православные, кровь согревая, / С куполов шлют надежду, сияя во тьме». Невозможно не улыбнуться, представив себе картину стихотворения «Московская осень»:

Улыбнутся глаза
Золотым куполам,
Закружит ветерок
Под звенящий мотив.
Упадёт вдруг слеза
Прямо с неба на храм,
И взовьётся листок,
Богу душу открыв.

Любовь к родной природе красной нитью проходит через все лирические произведения Сергея Газина. Она близка чувствам и переживаниям его героев. Но всегда ли поэтический язык способен выразить тот восторг, что охватывает человека перед вечно-прекрасными картинами природы? В его стихотворениях природа не просто одушевленная, она живая: «В щедрых привольных просторах / Солнце бежит босиком». Какая нежность, какая любовь в словах поэта, когда он говорит об истинно русской красоте:

Плачут берёзки застенчиво,
Чтоб не услышал никто.
Зябко… Стоят недоверчиво
В лёгоньких белых пальто.

Совмещение, слияние с окружающим миром входит в замысел поэта. Все вокруг него в движении: «Облетает с берёзок листва»; «С неба льётся мерцающий свет». Всё вокруг живёт: «В морозном воздухе снежинки / Неслышно падают в тиши…» Красота и поэтичность слов и сравнений передают и красоту окружающего мира: «Взбив с утра подол подушки, / Лес закутался в туман…» Они помогают поэту передать то необычное состояние, когда природа и человек едины, когда человек буквально сливается с окружающим его миром. Вкладывая свою душу в таинственную «душу» природы, поэт смог найти необходимые слова, чтобы передать всю прелесть окружающего мира. Любовь к природе у Сергея Газина органично переплетается с любовью к женщине. Но я намеренно не буду подробно останавливаться на этой теме, которая требует отдельного исследования, отмечу лишь прекрасную развёрнутую метафору из стихотворения «Я люблю восторг свободы…»:

Рассмеюсь весёлым ветром,
Разгуляюсь в облаках,
И, резвясь, с небесным светом
Заискрюсь в твоих глазах.

Сергею Газину не чужды и философские сюжеты, и размышления о вечных вопросах художественного восприятия. Вот, например, рассуждения о вечной теме любви:

И за пределами ума
Я восхожу на пик Безмолвья, –
И гибнет напрочь в сердце тьма,
И сердце полнится любовью.

Или, например, афористическое выражение из стихотворения «Мгновение»: «Воспринимаю жизнь – мгновеньем!..» Эфемерность времени поэт ощущает особенно остро: «Бегу вперёд, и это не забава – / Я не вернусь в сегодня никогда!..»; или: «Не поймать во веки время, / Сколь мгновенья не лови».
В заключение хочется привести высказывание О. Мандельштама, которое и сегодня актуально, как никогда: «Если литературная неграмотность в России велика, то поэтическая неграмотность чудовищна, и тем хуже, что её смешивают с общей, и всякий, умеющий читать, считается поэтически грамотным». Заметим, что это было сказано примерно 100 лет назад. Следует заметить, что поэтический дар рождается с человеком, но поэтический слух и художественный вкус вполне поддаются развитию и воспитанию. Взаимоотношения читателя и книги меняются с развитием литературного процесса. Оценка художественных качеств произведений может быть иной уже в следующем поколении читателей. Поэтому современник автора, которому адресовано произведение, иногда может стать «инструментом» для его анализа и определения эстетического своеобразия.
Согласимся с классиком отечественной литературы и в том, что «Поэты – руководители людей к благородному понятию о жизни и к благородному образу чувств: читая их произведения, мы приучаемся отвращаться от всего пошлого и дурного, понимать очаровательность всего доброго и прекрасного, любить всё благородное; читая их, мы сами делаемся лучше, добрее, благороднее». Всё это в полной мере относится к поэзии Сергея Газина.

Ю. Рыченков


Рецензии
Рецензия дышит не только умением найти лирическую особинку книги, но и чуткостью к стиху и традиции, народной основе речи. Всё сказано по делу, справедливо, с тонким ориентиром в будущее.
Спасибо за серьёзную статью, значимую для всех поэтов основу её.
С самыми добрыми и искренними пожеланиями,

Дмитрий Гавриленко   23.09.2023 09:32     Заявить о нарушении
Ориентир в будущее, как хорошо это сказано! Это и есть то, что в первую очередь нужно и важно для любого автора. Очень приятно, Дмитрий, что Вы прочитали и одобрили эту рецензию, спасибо большое!
Взаимно с самыми светлыми пожеланиями и добром,

Сергей Газин   27.09.2023 11:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.