Рассказы детям. Зеленое хозяйство

Моя тетя Набига, проживающая в деревне Лаклы, была вдовой.
Ее звали замуж, но она всем отказывала. Ее покойный муж 
был в общем-то неплохой человек, но он увлекался
горячительными напитками и в конце концов ушел в мир иной.

И тетя больше не вышла замуж, так как страсть к спиртному
сильно распространилась среди мужчин, а женщине в деревне
нужен муж трезвый, сильный. Несмотря на трудности,  тетя
держала  в деревне свое хозяйство и очень даже неплохо.
С ней проживал ее младший сын Роберт, который помогал ей.

У нее была два садика, один овощной огородик и большой
картофельный огород. В одном садике, который располагался
с правой стороны, сразу при входе во двор, росли смородина,
красивые цветы: оранжевые лилии и огромный тополь.

Следом за этим садиком размещался огород, где тетя
выращивала морковь, лук, свеклу, огурцы и прочую овощную
мелочь. Все овощи росли очень дружно и весело. Морковь
и лук всегда были крупными, сочными.

В садике, который находился слева за домом, тоже имелись
кусты смородины и красивые махровые маки, красные и белые. 
Они цвели всегда дружно и пышно.

Рядом с этим садиком  стоял большой сарай для скотины
с сеновалом, высокой поленницей из березовых дров под
крышей и с загончиком.

Вся эта часть двора была перегорожена высоким деревянный
забором, в котором имелась калитка, она вела в большой
огород.

Когда выходишь  через калитку в большой огород, то здесь
с возвышенности  открывается очень красивый вид. Видна
сверкающая на солнце река Ай, бегущая справа налево, 
и ее  противоположный берег с огромными зелеными, желтыми
полями и голубыми далями, где  находились другие деревни.

Здесь хорошо просматривался деревянный паром, который ходил
с одного берега на другой, а иногда  одиноко простаивал.

В  большом огороде  прямо у калитки  имелась  высокая
теплая грядка из соломы и навоза, где дружно росли кабачки,
а дальше по склону расстилалась широкая полоса с картошкой.

Рядом тянулись такие же широкие гряды с картошкой тетиных
соседей. И между ними не было ограждений. Они отделялись
друг от друга тропками.  Ботва у картошки всегда была
высокой, густой, здесь  иногда  мы играли в прятки.

Большой  огород спускался вниз к берегу реки Ай и отделялся
от  берега забором. У забора росла  густая кусачая крапива.
Можно было перелезть через этот забор и сразу очутиться
на обрывистом берегу реки, спуститься по тропке вниз,
искупаться в прохладной воде и позагорать.
 
Свои овощи тетя поливала водой, которую на коромысле
в ведрах приносила с реки. Это было не просто.

Я попробовала один раз понести небольшие два ведра и
поняла что это не для меня.  Нужно с детства к этому
привыкать.

В то время не было водоколонки,  воду для питья тетя
приносила в ведрах из далекого чистого ключика,
поэтому вода в деревне была драгоценностью и  просто
так не лилась.

Воду для чая  тетя кипятила в большом медном самоваре
с трубой на углях. Труба вставлялась в специальное
отверстие в печи. Когда вода закипала, самовар начинал
громко  деловито гудеть,  а угли  внизу у него так 
ярко горели, и этот медный пузатый чан сразу становился
центром внимания и заботы в доме.

Тетя убирала трубу, брала самовар за обе ручки, быстро
заносила в комнату  и ставила его на стол на металлический
поднос. А он продолжал громко гудеть и важно пыхтеть.

Тетя Набига брала фарфоровый чайник, сыпала в него душистый
индийский чай, заливала кипятком и ставила сверку на крышку
самовара, и он стоял такой гордый и деловой, готовый
к церемонии чаепития.

После чаепития, тетя мыла чашки: наливала кипяток в блюдце,
брала чашку за ручку, ставила бочком на блюдце с кипятком
и поворачивала ее бока. Также аккуратно мылись ложки и
блюдца. 

На мытье посуды уходила немного воды. И эту воду тетя 
выливала в ведро, сюда же она выливала воду от мытья тарелок, 
и сюда же бросала чистые очистки картофеля,  лука,  моркови,
остатки хлеба. Все это вечером  преподносилось  как угощенье
пришедшей из табуна корове. А она все это пила и ела 
с таким смаком, что глядя на нее, мне казалось вкуснее
этого пойла ничего на свете нет.

=Тина (Танзиля) АНСАРОВА


Рецензии