Преимущество Святоотеческого Богословия

Суть святоотеческого богословия
Завьялова Екатерина-Микаэлла
– Преподобный Иоанн Дамаскин написал «Точное изложение православной веры». Что мы должны знать об этом труде святого?
– Иногда его называют первым учебником догматического богословия. Мы должны ясно осознавать, что в «Точном изложении православной веры» не было такой системы, структуры, как, например, в современной системе догматического богословия, которая подразделяется на учение о Боге в Самом Себе, учение о Боге в отношении Его к миру и человеку и т.д. Не все темы затрагиваются в учении Иоанна Дамаскина, но, тем не менее, основные проблемы рассматриваются.


Он тот, кто уловил и передал суть святоотеческого богословия

Его иногда называют систематизатором святоотеческого предания, но, на мой взгляд, он не просто систематизатор, он тот, кто уловил и передал суть святоотеческого богословия. Причем, «Точное изложение православной веры» – это только часть трудов Иоанна Дамаскина. Он ведь – причем одним из первых – писал труды против иконоборцев, он написал полемические трактаты, он был проповедник, и не стоит еще забывать о том, что он был ученый муж. Преподобный погружался умом в глубины вероучения, как, например, Максим Исповедник, который тоже охватывал большие спектры христианского вероучения.
Но в чем особое отличие учения преподобного Иоанна? Дело в том, что он не делает таких глубинных экскурсов по излагаемым истинам, как Максим Исповедник. Он старается их структурировать, отлично чувствуя логику построения всего христианского вероучения, в некую единую систему. И ведь, несмотря на то, что его система отличается от современной нам системы изложения догматов, она, тем не менее, очень логична. Максим Исповедник не вкладывает, например, в свою сетку мыслей учение о Святой Троице, учение о Христе и т.д. А у Иоанна Дамаскина эта система уже где-то внутри присутствует, и он ее видит и логически строит. То есть у него нет неровности изложения, и при чтении «Точного изложения православной веры» создается впечатление некоего спокойствия, даже в тех местах его учения, где он полемизирует.


При чтении его трудов создается впечатление покоя, даже там, где он полемизирует

– Преподобный Иоанн написал также «Три слова в защиту иконопочитания». Видимо, он особой духовной чуткостью понял важность иконопочитания, будучи одним из главных противников иконоборчества?

– Да, но у Иоанна Дамаскина было одно преимущество: он жил вне пределов Византийской империи. Я думаю, что не один Иоанн чувствовал антиправославность иконоборчества, но суметь четко отреагировать и точно изложить, в чем именно заключается ошибочность иконоборчества, он смог одним их первых. Это можно назвать особым чутьем, православной интуицией, которая позволяет сразу увидеть чужеродный элемент. Иоанн Дамаскин увидел, что иконоборчество вступает в коренное противоречие со всем православным мироощущением и мировидением. Его духовная интуиция сразу отвергла иконоборчество, как чуждое учение. Подобный пример мы видим у Александра Александрийского и Афанасия Великого, которые чувствовали заблуждение арианства. Как бы Арий не изощрялся, все равно они чувствовали ложность его учения. Я считаю, что Иоанн Дамаскин и Герман Константинопольский, о котором, кстати, известно намного меньше, почувствовали глубинную опасность иконоборчества для Православия. Ведь они сумели не только уловить, что такое образ и первообраз, какова суть поклонения иконам в противоположность языческому поклонению идолам, но еще и сформулировать. Нужно было четко облечь эти идеи в словесную форму, и это, я считаю, великий дар.


© Copyright: Завьялова Екатерина-Микаэлла, 2020
Свидетельство о публикации №220020600492
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Другие произведения автора Завьялова Екатерина-Микаэлла
Рецензии
Написать рецензию
Другие произведения автора Завьялова Екатерина-Микаэлла


Рецензии