Платошкина могила

                Посвящается жителю Малой Сайгатки
                Платону Егоровичу Санникову.

    Однажды,  меня потряс рассказ сестры Анны  о Платошкиной могиле в Малой Сайгатке. Не знает она    фамилии этого человека, но судя от названия места захоронения,       был он ещё совсем молодым. «Как-то раз, подчеркнула сестра, будучи ещё маленькой слышала  от старших такую  историю. В  годы эпохи политических перемен, то-ли в гражданскую, или в годы репрессий, пришли за Платошкой солдаты.   Он не собирался с кем либо воевать, а возможно испугался и,  побежал скрываться в лес. Но до леса не добежал, …не успел. Пристрелили. А настигла его пуля  на краю улицы «Заречкой». Где убили, на том месте  и закопали его жители деревни. Так и звали в народе это место «Платошкина могила», с глубокой  грустью подытожила сказ Анна. А люди жалели    его «шибко», но вслух говорить боялись».

    Для меня  же неожиданным моментом было ещё и то, что  в Сайгатке     «Заречкой», когда то была длинная улица.    Со временем одна её часть   стала не жилой,  ушла под сельхозугодья.   Вряд ли кто уже знает   как было на самом деле, всё когда то уходит в забытьё. Да и сам Платон стал забыт тоже, а  рассказ о нём ныне  звучит   как легенда. Но как ни печально, это быль. И  неизвестный   Платон чей то сын, из обычной крестьянской семьи,  возможно не успевший по настоящему даже влюбиться и завести семью. Человек малограмотный,  но любящий свою землю, в одночасье который, стал одной из тысячи жертв таких же несчастных людей.   …Убит в эпоху перемен на  земле где   родился сам, делал первые шаги, радовался восходу солнца, где жили его предки. А со временем был всеми забыт. 

    Забылась бы эта история и мне. Но, не много погодя   о «Платошкиной могиле»   я услышала новую версию. По которой, застрелили Платона красные, и воевал он за красных.   Когда пришла армия Колчака, и шли бои на Пашковой горе, он переметнулся к белым. За это его красные преследовали и застрелили за деревней.  Деревенские, многие его осуждали  за измену и перебежку к белым, поэтому не захотели хоронить на кладбище. «Я знаю место «Платошкина могила», подчеркнул мой собеседник.  Мы туда за малиной ходили. Путь шел через бывшие ремонтные мастерские и заправку, далее через покос Апроши Санниковой, а ещё дальше в лесу, эта самая Платошкина могила. Сомневаюсь, что там улица все же была. Конечно,  нужно как можно больше людей расспросить».

    …Да, вот были времена, совсем «инакий» рассказ. И ещё больше заинтригована была я. Стала искать истину дальше, и вскоре вышла на родственников этого Платона.  Его родные   о трагическом событии тех лет рассказывают совсем иначе. А им всё же, есть повод доверять больше, и в первую очередь не потому что оправдывают родного человека, а потому, что близко к сердцу пережили  это горе и знают историю события «изнутри». «Он не воевал ни с красными, ни с белыми, рассказывает Таисья. Был совсем юным, лет 17-18, не больше.  Пришла к власти белая армия, забрала всех молодцев, которые могли стрелять. Следом идет Красная Армия и тоже всех созывает. Платон понимал, что такое армия, и не хотел убивать людей, решил бежать. Но красноармейцы его поймали, связали, и не церемонясь  пытали за проделки белогвардейцев. И несмотря на то,   что  был связан, ему удалось бежать снова, он как мог спешно перебежал речку. Но перед полем в сторону Шапочкино был забор, а он будучи связан,  не смог пролезть через него. Там его и настигла пуля. Платона расстреляли. Тут же его и похоронили холмиком. Перезахоронить власти не дали, холмик постепенно  зарос, а те трагические события забылись.  Если бы не был связан, вероятней всего он бы ушел. А времена тогда были смутными, народ не понимал за какую власть воевать,  запутался и наш Платошка.»

    Теперь на этой истории можно поставить точку, нам  доподлинно известно   имя погибшего человека. Платон Егорович Санников, был он родным дядей Пелагее Григорьевне (Санниковой) Елькиной. А мне, вдруг, вспомнились мудрые слова китайского философа Конфуция: «не дай Бог жить в эпоху перемен».  Вот уж, правда!   Тютчев же, о подобных случаях писал: «Кто посетил сей мир в минуты роковые, его призвали все благие, как соплеменника на пир». Здесь же, уместно упомянуть  ещё фразу Александра Пушкина: «Есть упоение в бою у самой бездны на краю», используемую как формулу оправдания излишне рискованного действа.
 
    Какая разная философия великих людей! Так же и с нами, сколько людей, столько и мнений. В подобных случаях часто задумываюсь, а как бы поступила я, окажись в тот момент и в тот же час на этом месте? Задумайтесь и вы! Ещё не известно.

    Подводя итоги, можно сказать, что единой правды о событиях тех лет нет и не будет. И  правы те философы и историки, которые считают, что истина никогда не существует в единственном экземпляре.  «Правд» много и их интерпретация часто зависит не от фактов, а от личных пристрастий и интересов людей. Словами из Священного Писания  «Не суди, да не судим будешь»,  закончу повествование и я. Платону Егоровичу Санникову, да будет вечная память!  А кто будет проходить мимо того холмика,  люди добрые, поклонитесь. Это наша история!

Р.S. Соавторы не указаны, но имеются


Рецензии