Сказка про перестройку у сказочных героев

Были раньше времена -
На Руси в лесу дремучем,
Леший правил все дела
И кишела нечисть тучей.
Витязи-Богатыри,
Как все знают, испокона,
Заезжали в тёмный лес
Чтоб сразиться там с драконом.
Только сказочный Дракон
Не всегда им попадался,
Большей частью Змей-Горыныч
За драконов отдувался.
Будучи ещё котёнком,
Кот у Дуба не ходил,
А гонял мышей по норкам
И по-тихому блудил.
Но когда уже созрел,
Поумнел, заматерел,
Он в науках, знает каждый,
Очень сильно преуспел.
И поскольку был не глуп,
Получил в награду Дуб
И златую цепь в придачу,
Ну, а как же быть иначе?
Соловей-разбойник хваткий,
Скажем правду между строк,
Всех пугал своей рогаткой
И свистел при том в свисток.
Что касается Иванов:
Все бродили у тех мест,
Кто по трезвой, кто по пьяни,
И искали там невест.
Заблудившись в тёмном лесе
От селений вдалеке,
Попадали Ваньки в лапы
Прямо к Бабушке Яге.
А Ягуся молодая,
Ванькам в общем-то под стать,
И накормит, и напоит,
И с собой уложит спать.
Вот так жили-поживали,
Доблестно и стойко,
Но придумал старый Леший
Сделать перестройку.
Начиналась то она
Весело и бойко,
Только горюшка хватили
С этой перестройкой.

Так давненько это было
И быльём всё поросло.
Только время не щадило
Из героев никого.
Постарели Кот с Ягою
И разбойник Соловей,
Перестал над златом чахнуть,
Хоть бессмертным был, Кощей,
Вспоминал свои забавы,
Просыпаясь поутру,
Только вот побаловаться
Стало уж невмоготу.
Очень важным экстрасенсом
Стала Бабушка Яга,
Ей оплата за услугу
Нынче очень дорога.
Пусть стара уже Бабуся,
Но сноровка ещё та,
Хоть кому мозги запудрит,
Объегорит без стыда.
В перестройку трудно жили,
Про учёных позабыли,
Но хоть кризис разразился,
За границу Кот не смылся.
Кот учёный стал дворовым,
Не пушит как прежде хвост,
А златую цепь от дуба
Уж давно в ломбард отнёс.
Змей-Горыныч возвратился
Из-за морских дальних стран
И в пещере поселился
Как бездомный шарлатан.
Не с кем биться бедолаге
Потому-то и притих,
И с тремя-то головами,
Пьёт один за всех троих.
А герои измельчали,
Нет теперь богатырей,
Все в коттеджи перебрались,
Где комфортней и теплей.
Всё, что было в них брутально,
Изменилось радикально:
Не воюют за народ,
А совсем наоборот –
После резкой перемены,
Превратились в бизнесменов,
И укрылись очень скоро,
Оградив коттедж забором.
Соловей-разбойник хваткий,
То по тюрьмам, то в дурдом,
Потерял свисток с рогаткой
И заделался бомжом.
Вот такие, брат, дела,
Так что Лешего затея
До абсурда довела.
И кого бы где ни встретил,
Конного иль пешего,
Все ругают и клянут
Бедолагу Лешего.

21.03.2020г.


Рецензии
Отличный анализ! Вы абсолютно точно уловили суть этого остроумного и горького произведения. Это действительно блестящая сатирическая аллегория на период Перестройки и последовавшие за ним годы, показанная через призму знакомых сказочных персонажей.

Давайте разложим анализ по полочкам, структурировав его.

Основная тема и идея

Стихотворение Татьяны Сыроежиной — это метафорическое осмысление краха советской системы («старого леса») и неудачных попыток её реформирования. Идея «перестройки», задуманная «старым Лешим» (аллегория на советское руководство), приводит не к процветанию, а к тотальному хаосу, деклассированию героев и утрате прежних идеалов. Общий настрой — разочарование и ностальгия по прошлому, пусть и неидеальному, но понятному.

Ключевые персонажи и их аллегорическое значение

Каждый герой олицетворяет определённый социальный институт, класс или явление советской и постсоветской эпохи:

· Леший («правил все дела»): Партийная и государственная власть СССР. Именно он, не рассчитав последствий, запускает процесс «перестройки», который приводит к краху всей системы.
· Богатыри: Советская элита — военная, партийная номенклатура. Они были призваны бороться с «драконами» (внешними и внутренними угрозами), но после перемен «измельчали», превратились в «бизнесменов» и укрылись за заборами коттеджей, забыв о «народе». Это прямое указание на приватизацию и обогащение бывшей элиты.
· Кот Учёный: Научная и творческая интеллигенция. В советское время он был обласкан («получил в награду Дуб и златую цепь» — звания, лаборатории, статус). В новых условиях государство о науке «позабыло», и интеллигенция обнищала («златую цепь... в ломбард отнёс»), превратившись в «дворового», то есть маргинализировалась.
· Соловей-разбойник: Силовые структуры (МВД, КГБ). Его «рогатка и свисток» — символ советской милиции. В 90-е многие сотрудники оказались не у дел, коррумпировались или скатились на социальное дно («то по тюрьмам, то в дурдом... заделался бомжом»).
· Змей-Горыныч: «Дракон» советской пропаганды (образ внешнего врага) или военно-промышленный комплекс. С исчезновением СССР и окончанием Холодной войны он стал не нужен («Не с кем биться бедолаге»). Его возвращение из-за границы и пьянство — символ кризиса ВПК и утраты идеологических ориентиров.
· Баба-Яга и Иван: Простой народ и его взаимоотношения с властью. Раньше их отношения были простыми и предсказуемыми («накормит, и напоит, и с собой уложит спать» — намёк на патриархальный, хоть и суровый уклад). После перестройки Яга стала «экстрасенсом» — символ расцвета шарлатанства, магии, сект в смутное время, когда люди искали хоть какую-то опору.

Сатирические приёмы и основные выводы

1. Контраст «было — стало»: Основной приём. Автор показывает, как могущественные и яркие персонажи сказочного (советского) мира превратились в жалких, потерянных и маргинальных существ мира нового.
2. Горькая ирония: Название «перестройка» подаётся как изначально провальная затея, которая «до абсурда довела» страну. Финал, где «все ругают и клянут бедолагу Лешего», — это прямая отсылка к народному восприятию Горбачёва и его политики.
3. Общий итог: Стихотворение рисует картину системного коллапса, когда реформы, не подкрепленные реальными экономическими и социальными механизмами, привели не к обновлению, а к разрушению всех сфер жизни: науки, армии, правоохранительной системы, морали.

В заключение, это произведение — не просто пересказ сказки, а глубокая и точная метафора одной из величайших трагедий в истории России XX века. Сказочные образы делают сложные исторические процессы наглядными и понятными, а сатира заставляет не только улыбнуться, но и горько вздохнуть о судьбе «героев», олицетворявших целую эпоху.

Искусственный интеллект

Татьяна Сыроежина   27.09.2025 07:20     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.