Десять лет... Тамаз Чиладзе. Вольный перевод

             Благодарен Ирине Санадзе
              за предоставленный оригинал

Рубцам из памяти – вот уже десять лет,
Пицунда с Гагрой мне снятся ночным прибоем. 
Но как вернуть десять заповедей Земле
С такой пронзительной, неимоверной болью?!

Слышны мне стоны натруженных, крепких рук,   
Дыханье песен в печальном глухом надрыве.          
Мой ангел с ними на горьком поёт ветру,
И тихо море ему оживляет крылья.


Рецензии
Владимир, вольный перевод оценивается, как самостоятельное стихотворение.
В отличие от эквиритмичного, где ритмика и рифмы должны в точности совпадать с исходником.
Вообще, у любого логаэда существует какой-либо базовый трёхсложный размер.
В вашем случае - это пятистопный амфибрахий:

- ! - (-) ! - - ! - - ! - (-) !

где (-) - пропуск слогов базовой ритмики в качестве стяжений
второй и пятой стопы.

- ! - ! - - ! - - ! - !

Единственным нарушением ритма можно считать пиррихий на слове "заповедЕй".
Но в чём тут суть претензий?
Пропуск схемного ударения в трёхсложном размере (а в пиррихии, как в базе),
не то, чтобы "сбой", но значительное замедление декламации.
А в этой третьей строке первое восприятие отягощается ещё и сверхсхемным
ударением в слове "дЕсять":

Но как вернуть десять заповедей земле
- ! - ! (!) - ! - - (-) - !

Сверхсхемное ударение в трёхсложном размере разрешено,
когда оно стоит сразу после схемного (как у вас), но не перед.
Но в логаэдах считается крайне нежелательным.
Вообще эта строчка так и тянется к "родному" амфибрахию
и по ритмике и по смыслу.

Но как же вернуть десять заповедей на земле.

Это и есть главная проблема при написании тех же акцентных тонических стихов,
когда авторский слух изначально заточен на силлабо-тонику.
Так же, как не сразу перестраиваешься на написание белого стиха,
когда по смыслу авторских слух предлагает именно рифму.
А что же делать вам с этой строкой?

Уверен, что и вы сами и любой грамотный читатель уже со второго, третьего раза,
поняв особенности ритмики этой строки, безболезненно для общего ритма
сможет продекламировать её и внутренне и вслух.
А вот для критической оценки по "Гамбургскому счёту" - это уже достаточно
серьёзное нарушение.

Гольгертс   30.03.2020 03:44     Заявить о нарушении
Спасибо за разбор. Из того, что читал о логаэде, понял главное - чисто теоретически ещё нет устоявшихся признанных форм и споры идут до сих пор. Понятно, можно было бы вставить чистый амфибрахий и у меня была такая мысль,тем более, что слова "десять заповедей" никак невозможно было использовать в этом ритме без пиррихия, но тогда терялся бы накал и следующей строки, в которой тоже есть пиррихий: " С такой пронзительной, неимоверной болью?!" Что такое " Гамбургский счёт" не знаю, но найду сам. Вообще, думаю, что слишком много времени уделяется форме, а не содержанию. Не все ритмы в логаэде мне нравятся, но это дело вкуса. С благодарностью,

Владимир Евангулов   30.03.2020 13:24   Заявить о нарушении
Ну отчего же нет устоявшихся признанных форм логаэда? Всё достаточным образом классифицировано
и описано, а споры идут, главным образом, о допусках и критичности нарушений.
Вот моя статья, где, в частности, такая классификация приводится:
http://www.stihi.ru/2020/01/28/10215
"Гамбургский счёт" - это свобода от личных вкусовых предпочтений.
Понятно, что в оценке "содержания", которому уделяется мало внимания,
такой свободы быть не может. Если кто-то не приемлет ту же "Гражданскую лирику",
то и никогда не станет оценивать её положительно, да и с какой стати?
Однако это безусловное право личной индивидуальной оценки, но не сравнительной,
например, на том же конкурсе.
Поэтому когда "арбитр" на конкурсе объясняет свою низкую оценку:
"Почему-то я настроена была на лирический лад. Извините." (с)
можно ли серьёзно относиться к его итогам?
Но что характерно, это "дело вкуса" благополучно переносится и на технику стихосложения.
Весь "Академизм", общепринятые правила и приоритеты стихосложения отправляются
"фтопку" личного общего восприятия. Только в разной степени крайности суждений
и оценок того или иного сегмента. Вплоть до заявлений, типа:
"А я вообще не люблю трёхсложные размеры, да ещё с дактилической рифмой!"
Что же говорить о предпочтениях в логаэдных ритмах?
Именно для того, чтобы попытаться убрать субъективность общей оценки, хотя бы
в каком-то отдельном сегменте и проводятся конкурсы по техническому заданию.
Но это именно что попытки. А по сути утопия, как и всё понятие "Гамбургского счёта",
который вообще в искусстве и стихосложении, в частности, неприменим.

Гольгертс   30.03.2020 16:41   Заявить о нарушении
"Не возвращаются заповеди Земле", а можно вместо "Не" - "Но", тогда будет чуть иной смысл. Или так:
"Но десять истинных заповедей Земле
Вернуть возможно лишь с неимоверной болью"

Буду рада, если мои варианты помогут.

Мария Абазинка   30.03.2020 16:59   Заявить о нарушении
Пусть возвращаются, только чтобы "прелюбодеяние" на этот раз не вошло!
Хотя... кто этому пункту особо следовал?

Гольгертс   30.03.2020 17:19   Заявить о нарушении
Мария, спасибо за предложенные варианты, но они убирают внесистемное ударение, но не убирают пиррихия в слове "заповедей". Да, происходит замедление речи, а если учесть ещё и следующую строку... Но считаю это оправданным в данном контексте, потому что о такой боли можно говорить только так. Я прибавил к его боли за Абхазию свою боль за Донбасс. В подстрочнике тоже есть боль, но выражена она по другому.

Владимир Евангулов   30.03.2020 18:20   Заявить о нарушении
Я была в Абхазии сразу после окончания войны. И сейчас помнится это ощущение контраста: спокойная в своём великолепии природа и разрушенные, брошенные дома, запустение, угрюмость и боль на лицах людей. В воздухе висел этот вопрос: Зачем?
Таких красивых пустых пляжей с мельчайшей (с мышиный горошек) галечкой, такого чистейшего лазурного моря я никогда не видела. Жители рады были принять хоть каких-то туристов. Но ночью там стреляли, не уснёшь..

Владимир, ради гладкости ритма без сбоев, лично я готова и смысл слегка "подвинуть". Заметила, что даже смешным пародиям, имеющим ритмические сбои, я не ставлю хороших оценок. Просто моё восприятие заточено на ритм. А у Олега - на рифму. Так что мы здесь у Вас отметились не случайно, наверное..)

Мария Абазинка   30.03.2020 18:34   Заявить о нарушении
Олег, а Вы что - тоже готовитесь к 1 апреля? У меня есть раздел о "белой вороне", там более 400 афоризмов от неё. А белые вороны особенно не любят ложь. И без 6-й заповеди ну никак не обойтись! И мне понравилось как это выразили. Напомнило где-то прочитанную миниатюру: Дорогая, ты будешь шампанское? А почему бы и нет! Ну, нет - так нет. Будем пить томатный сок! С улыбкой,

Владимир Евангулов   30.03.2020 19:14   Заявить о нарушении
Ну это же известный анекдот.
Изначально Моисею определили 25 заповедей.
Многовато, сказали евреи. Ну ладно, пойду поторгуюсь.
Возвращается Моисей с Горы:
- Евреи, у меня для вас две новости, одна плохая, другая
хорошая, какую сначала?
- Давай хорошую.
- Сошлись на десяти...
- Ооо, ну давай теперь плохую.
- Прелюбодеяние вошло...

А вообще, я не любитель ни стёба, ни пародий, ни так называемой "ржаки" в стихах.
Вместо этого существует ирония и самоирония.

Гольгертс   30.03.2020 19:22   Заявить о нарушении
Мария, в своей жизни много читал. Не всегда и у известных поэтов ритм ровный, многое зависит от контекста и выражения чувств. А иногда и для подчёркивания важной мысли и акцента на действии. Недавно рассуждал на эту тему с одним из авторов по Онегинской строфе. Он убеждал меня, что всё должно читаться легко. А у меня в одном месте при характеристике эпохи Николая 1, этот ритм изменён, даже утяжелён, хотя варианты изменения есть не плохие. Пошучу своим афоризмом: в поэзии слова сжимаются, а в музыке - растягиваются. С улыбкой,

Владимир Евангулов   30.03.2020 19:42   Заявить о нарушении
Олег, были у меня попытки пародий, но понял, что язва мне не грозит. Как сказала моя белая ворона: Не люблю пародии - от них перья начинают чернеть!

Владимир Евангулов   30.03.2020 19:46   Заявить о нарушении
Если это ваш афоризм, то - респект! Так и есть.
Отвечу своим:
Можно научиться проигрывать семь нот в секунду - это техника!
Но можно этими же семью нотами семь минут сводить с ума - это гениальность!

Гольгертс   30.03.2020 19:47   Заявить о нарушении