Посвящение в Грецию. Дневник путешествия. Афины

29 июня 2018.  Афины. День первый. (продолжение)
Четыре дня в Афинах – это супермало!!!! Когда мы планировали эти дни в столице, мы четко не представляли себе, что хотим там посмотреть, кроме Акрополя, разумеется,  с  Парфеноном. Просто не хватило времени все тщательно изучить. Решили разбираться в достопримечательностях на месте! 
Конец июня – уже стояла почти сорокаградусная жара. Очень жарко, особенно в городе.
На следующее утро мы, как и планировали, поехали в Акрополь. Я одела рубашку с длинным рукавом, боялась сгореть на этом солнцепеке. До Акрополя добраться  было достаточно просто,  так как мы жили в районе красной линии метро, и станция Акрополь была от нашей  через шесть остановок. Но до метро  еще нужно было добраться. Вроде дошли, вроде нашли свою  станцию Алимос… Метро в Афинах теперь новое, недавно было достроено несколько  дополнительных веток, я сравнивала старую схему и новую, земля и небо.  Метро очень современное,  довольно малолюдное, или мы были там не в часы пик, там прохладно, на табло высвечивается вся информация о проходящих поездах, множество лавочек. Теперь  в Афины даже с аэропорта  Элефтериос  Венизелос можно попасть просто по  синей ветке метро.  Касс в нашем представлении вы там уже не найдете (что ставит часто в тупик малоискушенных туристов),  проездная карта пополняется автоматическим способом. Это искусство мы освоили с помощью двух  импозантных греков, которые, видя, что мы стоим в недоумении перед  автоматом, просто  показали конкретно, как это работает (купили нам билеты) и рассказали нюансы на неплохом английском. Спасибо им!!!
Слава богу, станция метро  с одноименным названием – рядом с Акрополем, есть указатели. Стали в очередь в кассу. Очередь двигалась медленно. Обилие туристов таких же,  как мы. Разношерстность одеяний, иногда даже национальных. Особенно нас немного озадачил  крупный представитель  Ирландии,  в разгар лета  он был - в толстых черных  вязаных  носках, зимних кроссовках и толстовке.  Сопровождающие их – его и еще одного парня -  девушки были в черных открытых платьях и  сверкали белоснежной кожей рук и полуоткрытых декольте. Хоть они - то были одеты по сезону!
Да, билеты  в Акрополь - двух вариантов : 20 евро -  посещение самого Акрополя и его  склонов и  за 30 евро вы можете посетить еще и дополнительные  шесть объектов. Покупаете билет  здесь же  в кассе, а потом обходите  их все   в течение  пяти  дней, когда вам удобно.  Комплекс работает с восьми до восьми…
И вот билет куплен и мы входим. Проверявшая билеты служащая, увидев, что  у мужа на бедрах сумка - пояс, предупредила, чтобы мы были осторожны. Спасибо, ведь могла бы и не обратить внимание, сколько людей проходит  здесь  каждый день через ее руки. Мелочь, а приятно!
  … И опять –  мои  любимые  амфитеатры. Явно я к ним неравнодушна! Теперь уже театр Диониса под  стенами Акрополя привел меня в полный восторг. Он был значительно меньше эпидавровского,  но какой-то уютный, что ли, домашний. Но это так только на первый взгляд. Увидев реконструкцию и как он – амфитеатр -  выглядел тогда, я поняла, что  его  верхняя  часть, та, что  ближе к  стене Акрополя,  просто  разрушена, поэтому и кажется он таким компактным. Первый ряд  амфитеатра был представлен   креслами для вип - персон: они были  снабжены спинками с полукруглыми углублениями – для удобства, и сидения тоже были немного утопленными. С левого края  амфитеатра понемногу уже заменяли  старые сиденья на новые, а в остальном  все сохранялось в первозданном виде - кое-где между рядами сидений  уже прорасла трава, верхние ряды плавно переходили в земляной вал, поросший зеленой травкой. Да, еще не успела она выгореть,  жара только начиналась.  Вокруг растут кипарисы, сосны и еще какие-то большие кустарники. Мозаика  полукруглого оркестра,  кстати, неплохо сохранилась, если это не реконструкция, конечно.  Мы немного там побродили, посидели, выбрав для себя какие - то  вип - сиденья  с углублениями, кстати, очень комфортно сидеть, если  недолго.
Да, прямо пред амфитеатром  когда-то  находился храм Диониса, теперь от него остался, (да можно сказать ничего не осталось),  небольшой кусок стены.  О том, что здесь был храм, напоминает  только мраморная табличка с надписью. Да, храмов было два – более ранний, архаичный – 6 век до н.э. и более поздний – 4 век до н.э. Когда-то здесь находилась и статуя бога  из золота и слоновой кости работы  скульптора Алкаменеса. Сегодня сохранились только основание храма и основание культовой статуи, да еще  основание алтаря. Впрочем,  еще перед амфитеатром,   прямо перед уже отреставрированной стеной   мы лицезрели   статую  отца  психологической драмы Менандра (памятник возведен в 291/0 г. до н. э. ). Прожил драматург всего  51 год  - утонул  во время купания. Написал около 100 пьес. Памятник в его честь был воздвигнут сразу после его смерти  сыновьями  знаменитого скульптора Праксителя. Надпись гласит: «Кефлсодотос и Тимархос сделали это».  Бронзовый оригинал  был утерян, но остались многочисленные  римские копии, из которых и была отлита  нынешняя статуя. Предположительно недалеко от Менандра стояли еще три  бронзовые статуи  - Эсхилу, Софоклу и Еврипиду. Их римские копии сохранились, но находятся они не в Греции, впрочем, как и  многие другие многочисленные  археологические  бесценные находки. 
Прямо по ходу движения  на Акрополь были еще несколько интересных объектов, среди них -   святилище бога Асклепия и его дочери Гигиеи  - 5 век до н.э. Это уже второе посещенное нами святилище Асклепия, первое было в Эпидавре. Святилище включало  храм и алтарь бога, а также  две крытые галереи – стои. По преданиям, одна из них  служила залом для посетителей Асклепиона, которые оставались там на ночь и чудесным образом исцелялись богом, который появлялся в их снах.
Вообще великолепие этого места трудно себе представить по останкам стен, валяющимся тут и там кускам колонн, много чего  уже не возвратить, и только реконструкции  дают понимание как это выглядело тогда. А выглядело это монументально. Чего стояли одни галереи!  Это были крытые открытые помещения. По  размерам они превосходили сами храмы. Например,  стоа  святилища  Асклепия  была двухэтажной и состояла из семнадцати  колонн,  помещение должно было быть достаточно большим, чтобы вместить всех желающих попасть к врачевателю.  Еще одна галерея была одноэтажная с четырьмя комнатами и колоннадой с десятью  колоннами. А  стоя  Евмена, соединяющая Театр Диониса и  театр Одеон Герода Аттического вдоль древнего Акрополя  та и вовсе была образована  двумя рядами колонн -  внешняя колоннада состояла из 64 дорических колонн, а внутренняя - из 32  ионических. На реконструкции она выглядит великолепно, но в наше время от нее практически ничего не осталось!
Кстати,  еще один огромный амфитеатр -  Одеон Герода Аттического, сооружение римского периода,  находится  тоже ниже Акрополя и   сейчас мы к нему  приближаемся.  На реконструкции я видела, что он был крытый, а сейчас  от прежнего великолепия осталась передняя стена с огромными окнами, через которые так величественно смотрятся Афины!  Сейчас это – действующая площадка для  культурно - массовых представлений. Оркестр – площадка перед сценой  там тоже полукруглый,  как и в театре Диониса, и там сейчас в самом деле располагается  реальный оркестр.  Все  ряды его сидений заменены на новые – колоссальная работа, конечно, и необходимая,  так как  мрамор и известняк разрушается на открытом воздухе.  Но, похоже, если эта благая работа продолжится и дальше, скоро мы не увидим  уже  античную  Грецию, а  только реконструкции. Очень колоритное место, хотелось бы там побывать внутри!!!  А пока мы только смотрели на него сверху, пока поднимались на  Акрополь!
Туристов – видимо - невидимо. В Пропилеи – вход в Акрополь – нужно было уже чуть  ли не протискиваться. По - крайней мере  держать ухо востро, не зевать, идти со всеми в ногу. Час пик. Потом  расслабитесь. Обувь и впрям  нужна  с хорошей рифленой подошвой, чтобы не скользить, камни от обилия туристических ног уже становятся обточенными и гладкими. Я же в своих «греческих»  сандалиях  то и дело пыталась поскользнуться. Осторожно!!!
Ну все, мы на Акрополе, на самом верху… Внизу – Афины вольготно раскинулись  сверкающими  на солнце крышами домов. Рядом с Акрополем, у его подножья -  белые дома с оранжевыми крышами старинного района Афин – Плаки,  он хорошо просматривается сверху, остальное – новые Афины.  Кстати, когда Афины стали столицей Греции в начале 19 века, там проживало всего  пять  тысяч человек! Невероятно, но факт. И посмотрите сейчас, около 4 миллионов!!!  Да и город основательно разросся!
Но довольно истории! Впереди – Парфенон, обиталище Афины – богини мудрости. Где-то посредине между Пропилеями и Эрехтейоном  стояла  когда - то   9 - метровая бронзовая  статуя  Афины Промахос работы знаменитого ваятеля  Фидия! Участь ее незавидна, как и многих других  величайших произведений   искусства той поры. Время, войны и  варварство не щадили  эти шедевры! В пятом  веке статую перевезли в Константинополь, и как гласит надпись возле предполагаемого места ее размещения  на Акрополе: «там она  была  разрушена толпой во время осады города франками в 1204, потому что было решено, что протянутая рука богини поманила врага». Поистине чудовищно!!!
Парфенон уже давно реставрируют или правильно, реконструируют. Дело в том, что мрамор  под воздействием  атмосферных осадков  начинает сдавать и поэтому ненадежные  части колонн заменяют новыми, их сразу видно, они белее остальных. Обилие кранов и какой - то  техники опутали его. Но даже  в таком железном одеянии Парфенон поражает воображение, прежде всего своими  огромными размерами, высота  его колонн  равна 10 –ти с половиной метрам, диаметр  их основания —  почти два метра.
Дальнейшие наши  действия состояли из обхода Парфенона с разных сторон, фотографирования на его фоне,  прогулкам по площади. Посетили мы и Эрехтейон – храм,  известный благодаря статуям кариатид, посвященный легендарному афинскому царю Эрехтею.
  Совсем  обошли мы вниманием храм Ники Аптерос, наверное, потому что он стоит справа  от входа в Пропилеи, и естественно, когда ты уж прошел сквозь врата, тебе не до того, чтобы оглядываться по сторонам, впереди – Храм Афины, и все, естественно, устремляются туда…
В этот день мы не стали уже испытывать судьбу и  посмотрев АКРОПОЛЬ, уехали тем же путем на квартиру. Все-таки, Афины – город немаленький, не мудрено и заплутать. Нужно было  изучить  еще карту, разобраться в  хитросплетениях  его улиц и кварталов. Со станции метро шли пешком. Днем было легче  разобраться, где же  все-таки находится наша улица. По дороге – да, опять деревья -  у нас их называют бесстыдницами. Огромные,  я охватить не смогла!!
Остаток дня мы провели, наслаждаясь неторопливым отдыхом, ужином на балконе и видом на вечерние Афины – с высоты нашего четвертого этажа Алимос был виден как на ладони…
(продолжение следует).
 
 Фото автора: Афины. Вид с Акрополя. Справа вдалеке - холм Ликавитос.


Рецензии