Посвящение в Грецию. Дневник путешествия. Афины
Четыре дня в Афинах – это супермало!!!! Когда мы планировали эти дни в столице, мы четко не представляли себе, что хотим там посмотреть, кроме Акрополя, разумеется, с Парфеноном. Просто не хватило времени все тщательно изучить. Решили разбираться в достопримечательностях на месте!
Конец июня – уже стояла почти сорокаградусная жара. Очень жарко, особенно в городе.
На следующее утро мы, как и планировали, поехали в Акрополь. Я одела рубашку с длинным рукавом, боялась сгореть на этом солнцепеке. До Акрополя добраться было достаточно просто, так как мы жили в районе красной линии метро, и станция Акрополь была от нашей через шесть остановок. Но до метро еще нужно было добраться. Вроде дошли, вроде нашли свою станцию Алимос… Метро в Афинах теперь новое, недавно было достроено несколько дополнительных веток, я сравнивала старую схему и новую, земля и небо. Метро очень современное, довольно малолюдное, или мы были там не в часы пик, там прохладно, на табло высвечивается вся информация о проходящих поездах, множество лавочек. Теперь в Афины даже с аэропорта Элефтериос Венизелос можно попасть просто по синей ветке метро. Касс в нашем представлении вы там уже не найдете (что ставит часто в тупик малоискушенных туристов), проездная карта пополняется автоматическим способом. Это искусство мы освоили с помощью двух импозантных греков, которые, видя, что мы стоим в недоумении перед автоматом, просто показали конкретно, как это работает (купили нам билеты) и рассказали нюансы на неплохом английском. Спасибо им!!!
Слава богу, станция метро с одноименным названием – рядом с Акрополем, есть указатели. Стали в очередь в кассу. Очередь двигалась медленно. Обилие туристов таких же, как мы. Разношерстность одеяний, иногда даже национальных. Особенно нас немного озадачил крупный представитель Ирландии, в разгар лета он был - в толстых черных вязаных носках, зимних кроссовках и толстовке. Сопровождающие их – его и еще одного парня - девушки были в черных открытых платьях и сверкали белоснежной кожей рук и полуоткрытых декольте. Хоть они - то были одеты по сезону!
Да, билеты в Акрополь - двух вариантов : 20 евро - посещение самого Акрополя и его склонов и за 30 евро вы можете посетить еще и дополнительные шесть объектов. Покупаете билет здесь же в кассе, а потом обходите их все в течение пяти дней, когда вам удобно. Комплекс работает с восьми до восьми…
И вот билет куплен и мы входим. Проверявшая билеты служащая, увидев, что у мужа на бедрах сумка - пояс, предупредила, чтобы мы были осторожны. Спасибо, ведь могла бы и не обратить внимание, сколько людей проходит здесь каждый день через ее руки. Мелочь, а приятно!
… И опять – мои любимые амфитеатры. Явно я к ним неравнодушна! Теперь уже театр Диониса под стенами Акрополя привел меня в полный восторг. Он был значительно меньше эпидавровского, но какой-то уютный, что ли, домашний. Но это так только на первый взгляд. Увидев реконструкцию и как он – амфитеатр - выглядел тогда, я поняла, что его верхняя часть, та, что ближе к стене Акрополя, просто разрушена, поэтому и кажется он таким компактным. Первый ряд амфитеатра был представлен креслами для вип - персон: они были снабжены спинками с полукруглыми углублениями – для удобства, и сидения тоже были немного утопленными. С левого края амфитеатра понемногу уже заменяли старые сиденья на новые, а в остальном все сохранялось в первозданном виде - кое-где между рядами сидений уже прорасла трава, верхние ряды плавно переходили в земляной вал, поросший зеленой травкой. Да, еще не успела она выгореть, жара только начиналась. Вокруг растут кипарисы, сосны и еще какие-то большие кустарники. Мозаика полукруглого оркестра, кстати, неплохо сохранилась, если это не реконструкция, конечно. Мы немного там побродили, посидели, выбрав для себя какие - то вип - сиденья с углублениями, кстати, очень комфортно сидеть, если недолго.
Да, прямо пред амфитеатром когда-то находился храм Диониса, теперь от него остался, (да можно сказать ничего не осталось), небольшой кусок стены. О том, что здесь был храм, напоминает только мраморная табличка с надписью. Да, храмов было два – более ранний, архаичный – 6 век до н.э. и более поздний – 4 век до н.э. Когда-то здесь находилась и статуя бога из золота и слоновой кости работы скульптора Алкаменеса. Сегодня сохранились только основание храма и основание культовой статуи, да еще основание алтаря. Впрочем, еще перед амфитеатром, прямо перед уже отреставрированной стеной мы лицезрели статую отца психологической драмы Менандра (памятник возведен в 291/0 г. до н. э. ). Прожил драматург всего 51 год - утонул во время купания. Написал около 100 пьес. Памятник в его честь был воздвигнут сразу после его смерти сыновьями знаменитого скульптора Праксителя. Надпись гласит: «Кефлсодотос и Тимархос сделали это». Бронзовый оригинал был утерян, но остались многочисленные римские копии, из которых и была отлита нынешняя статуя. Предположительно недалеко от Менандра стояли еще три бронзовые статуи - Эсхилу, Софоклу и Еврипиду. Их римские копии сохранились, но находятся они не в Греции, впрочем, как и многие другие многочисленные археологические бесценные находки.
Прямо по ходу движения на Акрополь были еще несколько интересных объектов, среди них - святилище бога Асклепия и его дочери Гигиеи - 5 век до н.э. Это уже второе посещенное нами святилище Асклепия, первое было в Эпидавре. Святилище включало храм и алтарь бога, а также две крытые галереи – стои. По преданиям, одна из них служила залом для посетителей Асклепиона, которые оставались там на ночь и чудесным образом исцелялись богом, который появлялся в их снах.
Вообще великолепие этого места трудно себе представить по останкам стен, валяющимся тут и там кускам колонн, много чего уже не возвратить, и только реконструкции дают понимание как это выглядело тогда. А выглядело это монументально. Чего стояли одни галереи! Это были крытые открытые помещения. По размерам они превосходили сами храмы. Например, стоа святилища Асклепия была двухэтажной и состояла из семнадцати колонн, помещение должно было быть достаточно большим, чтобы вместить всех желающих попасть к врачевателю. Еще одна галерея была одноэтажная с четырьмя комнатами и колоннадой с десятью колоннами. А стоя Евмена, соединяющая Театр Диониса и театр Одеон Герода Аттического вдоль древнего Акрополя та и вовсе была образована двумя рядами колонн - внешняя колоннада состояла из 64 дорических колонн, а внутренняя - из 32 ионических. На реконструкции она выглядит великолепно, но в наше время от нее практически ничего не осталось!
Кстати, еще один огромный амфитеатр - Одеон Герода Аттического, сооружение римского периода, находится тоже ниже Акрополя и сейчас мы к нему приближаемся. На реконструкции я видела, что он был крытый, а сейчас от прежнего великолепия осталась передняя стена с огромными окнами, через которые так величественно смотрятся Афины! Сейчас это – действующая площадка для культурно - массовых представлений. Оркестр – площадка перед сценой там тоже полукруглый, как и в театре Диониса, и там сейчас в самом деле располагается реальный оркестр. Все ряды его сидений заменены на новые – колоссальная работа, конечно, и необходимая, так как мрамор и известняк разрушается на открытом воздухе. Но, похоже, если эта благая работа продолжится и дальше, скоро мы не увидим уже античную Грецию, а только реконструкции. Очень колоритное место, хотелось бы там побывать внутри!!! А пока мы только смотрели на него сверху, пока поднимались на Акрополь!
Туристов – видимо - невидимо. В Пропилеи – вход в Акрополь – нужно было уже чуть ли не протискиваться. По - крайней мере держать ухо востро, не зевать, идти со всеми в ногу. Час пик. Потом расслабитесь. Обувь и впрям нужна с хорошей рифленой подошвой, чтобы не скользить, камни от обилия туристических ног уже становятся обточенными и гладкими. Я же в своих «греческих» сандалиях то и дело пыталась поскользнуться. Осторожно!!!
Ну все, мы на Акрополе, на самом верху… Внизу – Афины вольготно раскинулись сверкающими на солнце крышами домов. Рядом с Акрополем, у его подножья - белые дома с оранжевыми крышами старинного района Афин – Плаки, он хорошо просматривается сверху, остальное – новые Афины. Кстати, когда Афины стали столицей Греции в начале 19 века, там проживало всего пять тысяч человек! Невероятно, но факт. И посмотрите сейчас, около 4 миллионов!!! Да и город основательно разросся!
Но довольно истории! Впереди – Парфенон, обиталище Афины – богини мудрости. Где-то посредине между Пропилеями и Эрехтейоном стояла когда - то 9 - метровая бронзовая статуя Афины Промахос работы знаменитого ваятеля Фидия! Участь ее незавидна, как и многих других величайших произведений искусства той поры. Время, войны и варварство не щадили эти шедевры! В пятом веке статую перевезли в Константинополь, и как гласит надпись возле предполагаемого места ее размещения на Акрополе: «там она была разрушена толпой во время осады города франками в 1204, потому что было решено, что протянутая рука богини поманила врага». Поистине чудовищно!!!
Парфенон уже давно реставрируют или правильно, реконструируют. Дело в том, что мрамор под воздействием атмосферных осадков начинает сдавать и поэтому ненадежные части колонн заменяют новыми, их сразу видно, они белее остальных. Обилие кранов и какой - то техники опутали его. Но даже в таком железном одеянии Парфенон поражает воображение, прежде всего своими огромными размерами, высота его колонн равна 10 –ти с половиной метрам, диаметр их основания — почти два метра.
Дальнейшие наши действия состояли из обхода Парфенона с разных сторон, фотографирования на его фоне, прогулкам по площади. Посетили мы и Эрехтейон – храм, известный благодаря статуям кариатид, посвященный легендарному афинскому царю Эрехтею.
Совсем обошли мы вниманием храм Ники Аптерос, наверное, потому что он стоит справа от входа в Пропилеи, и естественно, когда ты уж прошел сквозь врата, тебе не до того, чтобы оглядываться по сторонам, впереди – Храм Афины, и все, естественно, устремляются туда…
В этот день мы не стали уже испытывать судьбу и посмотрев АКРОПОЛЬ, уехали тем же путем на квартиру. Все-таки, Афины – город немаленький, не мудрено и заплутать. Нужно было изучить еще карту, разобраться в хитросплетениях его улиц и кварталов. Со станции метро шли пешком. Днем было легче разобраться, где же все-таки находится наша улица. По дороге – да, опять деревья - у нас их называют бесстыдницами. Огромные, я охватить не смогла!!
Остаток дня мы провели, наслаждаясь неторопливым отдыхом, ужином на балконе и видом на вечерние Афины – с высоты нашего четвертого этажа Алимос был виден как на ладони…
(продолжение следует).
Фото автора: Афины. Вид с Акрополя. Справа вдалеке - холм Ликавитос.
Свидетельство о публикации №120031907301