О Мастере и Маргарите. Фрагменты. Часть 4

(предыдущие главы:
http://www.stihi.ru/2020/03/04/6140
http://www.stihi.ru/2020/03/06/6876
http://www.stihi.ru/2020/03/13/4366 )


Прежде всего прочтите это (НЕ моё!): http://stihi.ru/2021/01/11/6213

Вампиризм (многосмысловой, многоплановый) Маргариты настолько недвусмыслен, избыточно нарочит, что даже отягощает художественное впечатление, но это диктуется контекстом и является неизбежной его издержкой — контекст перенасыщен женскими вампирскими образами: Гелла, Низа, Аннушка с завязанной на неё темой декапитации,
детоубийца Фрида, Тофана, юная предательница Ида Геркулановна — сплошь людоедки-упырихи, даже и незадачливая недоведьма Фрида, наверняка же ей не просто
ежедневно платок подают, а и требуют снова и снова "реализовывать" его по выбранному ею же самой назначению ("назначение" его было избрано раз и навсегда самой Фридой, теперь же оно лишь воспроизводится, сценарно перманентно, ведь прошлое, настоящее и будущее в загробном мире слиты воедино.
Время не движется, а распадается на три пласта, на три уровня, которые всё равно слиты в одно целое).

Сплошное блоковское "ТАЯСЬ, ПРОХОДИТ САЛОМЕЯ С МОЕЙ КРОВАВОЙ ГОЛОВОЙ".

Через весь роман проходит, сквозь Сумрак его смыслов, многомерность измерений, загадок и тайн.

Онтологически Маргарита произрастает НЕ из Татьяны Лариной, не из классической галереи жертвенных и верных женщин русской литературной традиции,
и её ореол "декабристки" — мистификаторский приём автора, по сути стёб, для наивных экзальтированных читательниц, юных и не очень.

Софья, отфутболившая Чацкого и прельстившаяся Молчалиным — это да, это близко, это "тепло", мы почти подобрались;
и чем холоднее рисуется Софья — тем "теплее" в наших поисках спрятанного.
Ведь в Софье Фамусовой уже ощутимо угадывается самка богомола, и через трупы и Чацкого, и Молчалина она перешагнёт не оглянувшись, даже не заметив содеянного.
(Заметим в скобках: повезло обоим, пронесло, Бог миловал).
А уж не она ли Молчалина жалела, пестовала, преисполнена была нежного к нему сочувствия и смиренной покорности ("Хотите вы?.. Пойду любезничать сквозь слез...")
Любезничать "сквозь слёз" — прям Маргарита на балу. Ни дать ни взять.

Да, Чацкому с Молчалиным повезло (не в пример Мастеру). А то бы только шкурка осталась.
А поодаль — удаляющийся жёсткий треск похрустывающих хитиновых челюстей.
Не для слабонервных.

Но Софья в роковую женщину не вызрела.

Настасья Филипповна, ЖГУЩАЯ деньги — ещё ближе (к Маргарите), ещё "теплее".
Деньги мужа жжёт, деньги Мастера охраняет. Но цену за эту охрану требует непомерную.


Эллочка у Ильфа и Петрова — материалистка, донельзя бытовая и мужем недостаточно обеспеченная материально.
Маргарита же в этом отношении бескорыстна, ей особняк и обеспеченный быт малоинтересны.

А возможно, богатство (хотя бы как этап) — и знатность — необходимое условие допуска и приобщения к подлинному ведьмовству?
В этом смысле — слово "вампиризм" берётся нами в расширенном понимании. Стрекоза, мстящая Муравью. Такому земному, приземлённому. Стрекоза, мстящая хозяйственному муравью с его циничным, отвратительно приземлённым практицизмом.
Маргарита...


Но в любом случае — это прежде всего окультуренный потомок Панночки, не без примеси неметчины ("Я-то? Да, пожалуй немец"), ведь и Гоголь во многом из "Ганца Кюхельгартена" выпочковался, из раннего немецкого романтизма (йенской школы).

Маргарита.
Вечный его соглядатай.
Морок Мастера, его воплощённый или вовремя развоплощённый кошмар.


Рецензии
Суть вампиризма - ненасытная жажда, тяга, не поддающаяся никакому контролю, жажда быть живым - но кровопийство не даёт жизни, даёт лишь волюшку, способность лишь к одному - жаждать ещё больше и пить ещё больше... Дыра внутри размером с Бога. Ничем не заполнить... А жизни-то нет... Как не завидовать смертно, как не мстить живым-то?... В этом их целостность - жажда и месть, ненасытность и ненависть. Астарта. Союз её с Молохом, с Золотым Истуканом инспирируется отцом лжи соблазнять агнцев с двух сторон - обладать и сладостраствовать. В контексте Мастера и Маргариты удивительно вот что: даже неотвратимость и испытаний, и самой гибели не означает для Мастера потери Любви, ведь всё он про неё, про Маргариту чувствует и знает, и страдает ЗА НЕЁ, вместе с ней, а сильнее всего, что не видит, как помочь и спасти...
Жертва? А что в итоге? А это смотря как, что и кому жертвовать. А главное, с какой верой, ведь чтобы отдать что-то, нужно, чтобы было что отдать, а весь путь многотрудный и участие в Творении приводят к открытию, Бездна - "что", а Любовь - "Кто"... "Того, что больше меня, не отнять у меня, ведь без этого меня нет, возьми всё, да и кровь даже, и плоть - а большее спасёт тебя, когда погибаешь, ведь и тебя нет без этого..."
Ведьма верхом на жертве, самка богомола - аллегорические образы, открывающие двойственность сил природы, которых, как кажется, ярит и распаляет все сдерживающее и направляющее. Хтонические чудовища шутить не любят, всё спалить, разрушить, рассеять и улечься энтропически... А кто сказал, что сила достаётся легко? Но она не самодостаточна - ей необходимо что-то двигать, и вот формы, формы... Коров-то юный Дионис Аполлону не вернул - а то как простил его Аполлон, попросив себе его лиру, сделанную из раковины... И Дионис отдал. Коровы - Лира. Морок - освобождающее (в отказе от соблазна) смирение. Сила - движение. Вампиризм - прощение (быть больше себя) - альтруизм. Единый проект. Никуда не денешься.

Владимир Байбиков   10.04.2022 10:31     Заявить о нарушении
Художественная система двоемирия в романе "М. и М.", как и поэтика двоемирия вообще, соотносима со структурной парадигмой Солярис//Земля, воспроизведённой Лемом в его "Солярисе".
Солярис способен генерировать неограниченное количество клонов Хари по образу и подобию оригинала, но ни один из них собственно Хари не является.
Воланд генерирует объекты по мере необходимости, и они для него лишь технический инструментарий для достижения целей.

Маргарита, встреченная Мастером в метафизически пустынном переулке Арбата (настолько же потустороннем, насколько потусторонен Солярис по отношению к Земле), — это клон реальной "земной" женщины, проживающей с мужем в особнячке с особенными окнами (потом из этого окна-иллюминатора будет вылетать уже Маргарита-2).

Эта Маргарита-2 настолько же механически привязана (в прямом смысле этого слова) к Мастеру, как Хари-2 и Хари-3 привязаны к Крису.
Клоны Хари буквально не могут существовать в отрыве от него.
Но с течением времени Хари-3 начинает обретать всё б́льшую самостоятельность, выражающуюся в способности пространственно обходиться без него. (Ср. с Маргаритой-2, которая, по словам Мастера, "начала уходить гулять" и делала это всё чаще, оставляя его в обществе Алоизия).
Они начинают обретать ХАРАКТЕР. (Ср. с "новорождённой" нью-Маргаритой (Маргаритой-2), порождением Воланда, механически безвольно кидающей на асфальт цветы мимозы и сомнамбулически дефилирующей под руку с Мастером по пустынному тротуару),
а затем с условной Маргаритой-3, безвольной куклой пребывающей в тёмной комнате с обгоревшей тетрадкой и сушёной розой в руках).

Хари-2 (посетившую Криса ещё до Хари-3) Крис отправляет в космическое пространство.
Она улетает, подобно Маргарите, куда-то в ночное небо, навстречу пугающей неизвестности.

Но самое интересное в том, что Ни Хари, ни Маргарита НЕ ПОМНЯТ себя ДО и ПОМИМО Криса//Мастера.
Они не знают, КТО они и откуда пришли.
В каждую вложен крайне ограниченный отрезок ПСЕВДОПАМЯТИ, выполняющей чисто техническую цель (в случае с Маргаритой — в соответствии с целеполаганием Воланда).

"Не напоминайте мне этого, Азазелло, я была глупа тогда!"

Функция Маргариты-дублёра — быть при Мастере, жертвуя собой (вплоть до аннигиляции в случае необходимости).

Интересно также то, что воландовская Маргарита существует в двух измерениях: либо предельно замкнутом, вакуумном пространстве-камере (даже безлюдный арбатский переулок таков),
либо в предельно разомкнутом, космическом, космогенном.
Она не может контактировать ни с кем помимо Мастера, Воланда и его слуг.

Границы пространства "плывут" единственный раз, в пограничный момент перехода из одного мира (земного) — в другой (условно "Соляриса"): когда Маргарита (земная, Маргарита-1) беседует с домработницей и дарит ей чулки и флакон с духами.
Затем автор "окукливает" Маргариту и оставляет её в ячейке камеры хранения,
а из кокона вылетит уже её дублёрша, ОДИЛЛИЯ. Которую мы, по воле автора, временно потеряли из виду, пока Мастер пребывает в доме скорби. Всё это время Маргарита-2, голыми руками доставшая тетрадку с рукописью из печного пламени, поставлена на паузу... и пребывает в неподвижности в коконе тёмной комнаты с розой в руках (подобно Даме Пик на игральной карте) уже новорожденная Маргарита-3.

Чёрной бабочкой вылетающая из окна особняка в открытый космос.

Забирова Ольга   10.04.2022 12:48   Заявить о нарушении
будет вылетать уже Маргарита дубль-2)

Забирова Ольга   10.04.2022 12:53   Заявить о нарушении
Эссе об амбивалентности художественных архетипов, архетипическом двуединстве образов Одетта//Одиллия и теме двойничества здесь:
http://stihi.ru/2012/02/26/1568

Забирова Ольга   10.04.2022 13:23   Заявить о нарушении
Спасибо. Почитаю. Тема двойников, масок, подмены, самообмана, страха ошибиться - кладезь сюжетного богатства.

Владимир Байбиков   10.04.2022 14:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.