Великий авиатор В. М. Ткачёв 1885-1965

Годы Октября и Гражданской войны были кромешной стихией,
что в течение десятков лет продолжала бушевать,
сея смерть и страдания над Россией.
И эта кровавая эра породила много трагических героев,
ставших смертоносным орудием  междоусобных убоев.
А одним из орудий этой кровавой суматохи -
был гениальный белый авиатор Вячеслав Матвеевич Ткачёв,
ставший важным звеном в цепи той трагической эпохи.

Он был кубанским казаком, с 6-ти лет севшим на коня,
и мог стать ловким джигитом и лихим рубакой-кавалеристом,
однако тяга к знаниям подтолкнула его к артиллерии,
сделав его образованным офицером-артиллеристом.
В качестве артиллериста он мог бы сделать -
сногсшибательную карьеру,
но в 1911-ом увидел аэроплан над Одессой
и влюбился в небо - без края и без меры.
Это привело его в авиашколу Одесского аэроклуба,
где он получил диплом гражданского пилота.
Однако он не остановился на этом и добился направления на учёбу: 
в Севастопольскую школу Воздушного Флота,
и после её окончания он в конце 1912-ого  -
сдал экзамен на звание военного пилота,
а в начале 1913-го его местом службы стала: 
Седьмая воздухоплавательная рота.
Он служил в ней рьяно до июня 1913-го, 
когда произошло её расформирование,
и продолжал, и после новых назначений,
прекрасно справляться  со всеми служебными испытаниями.

                стр.1

Например, на него было возложено участие в подготовке и формировании  -
первой крупной авиаединицы российской армии*,
и он  -  с честью выполнил это задание.
Спустя некоторое время, в октябре 1913-го, он совершает (на "Ньюпоре") -
рекордный перелёт**, что завершился удачей,
и, несмотря на неблагоприятную осеннюю погоду и другие тяжёлые условия,
Ткачёв  -  блестяще справился и с этой задачей.
За это от Киевского общества воздухоплавания -
он получил заслуженный почёт,
когда оно присудило ему золотой знак:
"За наиболее выдающийся в России (в 1913 году) перелёт".
К началу Первой Мировой войны он, будучи в чине подъесаула***,
получил новое назначение:
командира 20-го корпусного авиаотряда, расположенного в Лиде,
и Первого Августа 1914-го прибыл в его месторасположение.

В Первую Мировую войну  -  он честно служил Российской державе,
и как один из её верных сынов  -  покрыл себя бессмертной славой.
Он довёл свой пилотный уровень до грандиозного класса,
и, закалившись, как сталь, в огне войны,
стал общепризнанным воздушным асом.
Весь его боевой путь  -  был воистину беспримерен,
и продемонстрируем сказанное  -  несколькими наглядными примерами.

  * Третьей авиароты в Киеве, где он проходил службу в 11-ом корпусном авиаотряде вместе с Петром Нестеровым
 ** По маршруту Киев-Одесса-Керчь-Тамань-Екатеринодар общей протяжённостью в 1500 вёрст
*** эквивалентно капитану

                стр.2

               
В начальный период войны наш герой совершил  -
очень важные разведывательные полёты,
и, с риском для жизни выполняя боевые задания,
неоднократно попадал в различные боевые переплёты.
Опасности подстерегали его на каждом шагу,
однако он  оставался невредим и цел,
но однажды боевая судьба  - 
взяла его на серьёзный прицел:
это когда он, возвращаясь с ценной информацией,
попал под ружейный обстрел.
Одна из пуль пробила масляный бак,
но подъесаул Ткачёв, собрав в кулак всю волю и ухватку,
сполз на пол и, заткнув пробоину одной ногой
и нажимая на педали другой, повёл аэроплан на посадку.
Ему удалось дотянуть до русских позиций и, раздобыв коня,
он поскакал в ближайшее место, где имелся телефон,
и там передал по назначению разведданные, вынесенные из огня.
Затем, спасая аэроплан  от австрийского захвата,
наш доблестный герой привязал его к двуколке
и вывез из-под носа у наступающего неприятеля, как подобает подлинному хвату.
За этот подвиг он был награждён орденом Святого Георгия 4-той степени*,
послужив  наглядным примером,
т.к. стал среди российских лётчиков  - 
первым Георгиевским кавалером.
  В декабре 1914-го подъесаул В.М. Ткачёв снова внёс немалый взнос,
когда выстрелами из личного пистолета ("Наган") атаковал и заставил ретироваться  -
немецкий аэроплан "Альбатрос".
  В период  4-6.1915  есаул** Ткачёв неоднократно  -  жизнью рисковал своей,
подчас пробивался в неприятельский тыл,
и, несмотря на губительный огонь зенитных батарей,
собирал важные сведения, с тем чтоб доставить их по назначению,
и тем лучше, чем скорей.

 * Приказом армии Юго-Западного фронта от 24.11.1914 за № 290
** Эквивалентно майору

                стр.3
               
 
 Однако и в данный промежуток времени, кроме зениток,
случались и воздушные столкновения на авиатрассе.
Так и наш герой столкнулся с немецким аэропланом, вооружённым пулемётом,
и принудил его убраться восвояси.
  4.7.1915-го, в районе рек Лины и Стыри,
производя воздушную разведку с целью рекогносцировки,
он вскрыл сосредоточение  - 
ударной немецкой группировки.
  1.8.1916-го есаул Вячеслав Ткачёв (наряду с напарником)  -
сбил австрийский аэроплан "Авиатик",
но не удовлетворился достигнутым результатом
и проявил себя  -  как боевой прагматик-фанатик.
Он приземлился рядом со сбитым аппаратом,
и оба российских авиатора действовали целенаправленно и неустанно,
когда, обнажив пистолеты, выскочили наружу
и взяли в плен неприятельских лётчиков, вместе с подбитым аэропланом.
  В том же августе есаул Ткачёв возглавил 1-ю истребительную авиагруппу,
в которую вошли 2, 4 и 19-ый авиаотряды,
и своё первое боевое крещение лётчики авиагруппы получили  -
в сентябре 1916 под Луцком, во время прорыва воздушной блокады.
Тогда отважным пилотам, в ходе борьбы за господство в воздухе,
удалось добиться существенного перелома,
и немецкие лётчики в российских небесах -
перестали чувствовать себя как дома.
В конце концов небо действительно покорилось небесным силам России,
но непростым был этот переход,
и о том, что воздушные бои носили ожесточённый характер,
свидетельствует следующий эпизод.
13.9.1916-го 8 немецких аэропланов пытались прорваться к Луцку
и это не впервой,
но были перехвачены над эшелоном российских войск 7-мью истребителями,
и завязался отчаянный бой.

                стр.4               

После потери 3-ёх аэропланов немцы вынуждены были ретироваться,
но российские лётчики преследовали их  -  настойчиво и аккуратно,
сбив ещё несколько неприятельских машин,
и из этого полёта - "лишь" один российский пилот не вернулся обратно.
В конечном итоге, тактика эскадренных воздушных боёв  -
принесла неопровержимый успех:
число сбитых немецких аэропланов было втрое большим
и небо России  -  превратилось в твёрдый орех,
а российские лётчики стали летать на разведку -
довольно успешно и без серьёзных помех.
Наш Герой показал себя не только как отличный организатор*,
но и как храбрый и умелый лётчик - птица большого полёта,
став первым асом России, а по тем временам асом считался пилот,
сбивший не менее пяти вражеских самолётов.
Февральская революция 1917-го отнюдь не нарушила -
его военной карьеры,
и он продолжал свою деятельность на благо российской авиации,
преодолевая служебные барьеры.
В начале 1917-го подполковник Ткачёв был назначен командиром авиадивизиона,
а потом  инспектором авиации Юго-Западного фронта.
В июне 1917-го он был назначен начальником Авиадарма**,
по сути главой российской авиации, когда впереди лишь линия горизонта.
Он продолжал служить России рьяно и исправно,
и Верховное Командование  -  оценило по достоинству его старание:
присуждая ему боевые награды, а в августе 1917-го  - 
возведение в полковничье звание.


 * За что был удостоен (3.12.1916) звания войскового старшины (эквивалентное
   подполковнику)
** Сокращение: "Авиации действующей армии" (Полевого управления авиации и
   воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего)

                стр.5               

Октябрьская революция 1917-го выбила из колеи и нашего героя,
расшатав одним взмахом все существующие устои.
А если бы в декабре 1917-го он не покинул Ставку в Могилеве,
то и на него бы революция наложила свою длань,
но, опасаясь расправы со стороны враждебно настроенных солдат и матросов,
он скрылся на родную Кубань.
Ничего не поделаешь: земля забунтовала -
и на таких, как он, свою злость срывала.
Дело в том, что очень многим  -  щедро одарила его природа,
но всё в одном нет ни в ком: он был далёк от простого народа.
В труде и в бою он был подлинным хватом,
но ни в коем случае не отец солдатам.
Нижними чинами он лишь только управлял,
но как людей  -  их по-барски не замечал.
И в послереволюционную Гражданскую Войну -
он увидел в Белом движении свою естественную сторону.
А большевикам, которых не любил  -
весьма изрядно насолил.
Однако вернёмся к хронологической действительности  -   
адской во всей своей зловещей отвратительности.
Наш герой прошёл через много страданий,
пока ему удалось добраться к родной Кубани.
Однако этим не избавился от оков,
т.к. в начале 1918-го этот регион был во власти большевиков.
И тогда же, пока без имени-звания,
а просто в качестве одного из добровольцев народной публики  -
он воевал (рядовым в белом партизанском отряде полковника Кузнецова) -
против войск Северо-Кавказской Советской республики.
Однажды отряд  должен был прикрывать переправу через Кубань  -
главных сил белого генерала Покровского, но был окружён,
и наш герой, к его огорчению,
угодил к красным в полон.

                стр.6

С марта 1918-го он находился в Майкопской тюрьме,
и лишь в сентябре (того же года) был освобождён*.
Так после длительных мытарств  -
наш герой дождался желанного перелома,
и, поступив в распоряжение Краевого правительства,
вновь почувствовал себя как дома.
Тут его имя было хорошо известно и высшее командование  -
было наслышано про его достоинства и деяния, 
а т.к. авиации у белых практически не было - 
его сразу же впрягли в её создание.
Он немедленно получил признание, а также воинское звание,
и в качестве войскового старшины Кубанского казачьего войска  - 
ему поручили важнейшее задание:
создание 1-го Кубанского авиаотряда  - 
и он, собрав нужные сведения, приступил к его формированию.
Поначалу  в отряде было -
всего несколько старых изношенных аэропланов,
но постепенно численность белой авиации росла  - 
за счёт трофеев и поставок иностранных**.
В результате кипучая деятельность Ткачёва  -
достигла некоторых вершин,
и к маю 1919-го в 1-м Кубанском  - 
было уже около десятка боеспособных машин.
Тогда же авиаотряд Ткачёва вступил в бой
и круто, без лишних слов,
поддерживал  Кавказскую Добровольческую армию Врангеля  -
в боях против большевиков.


 * После захвата Майкопа белыми, который сопровождался крупномасштабными
   кровавыми эксцессами со стороны белых сил под командованием генерал-майора
   В.Л. Покровского
** В основном из Англии

                стр.7
               
И для пущей конкретизации  - 
приведём яркий пример для разъяснения.
После завершения стадии боевой подготовки и снаряжения,
вышеупомянутый авиаотряд  в битве у станицы Великокняжеской  - 
прошёл боевое крещение.
Лётчики под руководством Ткачёва атаковали красную конницу Будённого и Думенко  -
бомбами и из пулемётов,
посеяв панику и хаос в рядах красногвардейцев,
что растерялись от неожиданных налётов.
Белогвардейской стороне  -  всё это воздалось сторИцей.
т.к. позволило белым кавалеристам генерала Улагая легко прорвать фронт
и начать стремительное наступление на Царицын.
Ткачёв, как это бывало и раньше, лично рвался в бой,
и в ходе одной из штурмовок он был ранен пулей, выпущенной с земли,
но сумел  -  благополучно возвратиться домой,
и после непродолжительного лечения вернуться в строй.
Генерал-лейтенант П.Н. Врангель  -
высоко оценил действия нашего героя и в качестве награды:   
продвинул его в должности в Кавказской армии,
назначив его начальником её авиаотряда.
Однако на этом не закончились награды:
19-го мая он был произведён в полковники* и подчинили ему  - 
три дополнительных авиаотряда**.
И всё ж таки почести, награды и эйфория побед,
но был ли великий авиатор удручён тем, что воюет против собственного народа?
Да поможет автору этих строк более осведомлённый читатель  - 
наткнуться на сведения подобного рода.
Одно лишь точно:  колоссальные жертвы российского народа  -
мало кого интересовали: весной и летом 1919-го года.

 *В начале 1920-го года он уже стал генерал-майором
**4-й Добровольческий авиаотряд, 4-й Донской самолётный и даже 47-й
  авиадивизион, состоящий из английских добровольцев

                стр.8

Однако слава славою, но история продолжала создавать  - 
новые боевые страницы,
и в июне 1919-го 1-й Кубанский авиаотряд был переброшен  - 
для поддержки белой армии под Царицын.
Это когда после трёх неудачных попыток Донской армии под командованием генерала Краснова*,
которая продвигалась с территории области войска Донского  -
Кавказская Армия генерала Врангеля в мае 1919-го (ударом с южного кавказского направления)  -
атаковала город снова.
В результате этого удара сильно укреплённый Царицын, прозванный "красным Верденом",
который был словно сталью окован,
на этот раз 30 июня  - 
был до поры до времени завоёван**.
Красные части отступили на север до Камышина,
понеся большие потери, в то время как аэропланы Ткачёва  - 
бомбили и обстреливали отступающих свыше.

В дальнейшем 1-й Кубанский отряд Ткачёва был укреплён,
и, пополнившись людьми и самолётами,
был преобразован в авиадивизион.
В апреле 1920-го он был назначен начальником авиации ВСЮР***,
но 28.4.1920-го****  -   изменилось определение:
он стал начальником авиации Русской армии генерал-лейтенанта П.Н. Врангеля,
однако основная сущность - осталась без изменения.

 
   * В июле-сентябре 1918-го, в сентябре 1918-го   - январе 1919-го и в феврале 1919-го
  ** Силам Врангеля пришлось отступить в декабре 1919-го года, и 3.1.1920 Царицын был окончательно взят
     частями РККА (Рабоче-крестьянской Красной армии)
 *** Вооружённые Силы Юга России
**** После отставки командующего Добровольческой армии генерал-лейтенанта А.И.Деникина

                стр.9       

А теперь настало время обсудить дополнительный аспект,
что до сих пор не принимал участия:
пилоты Ткачёва были ангелами смерти наземных сил большевиков,
но в воздушном пространстве  -  не царило их единовластие, 
т.к. на их пути стояли  -  не менее самоотверженные красные пилоты,
которые представляли значительное препятствие.
Боевая эрудиция ткачёвцев была действительно достойна всяческих похвал,
но и красные авиаторы были народом смелым и умелым,
и в пилотном мастерстве  -  ни в чём не уступали белым.
И это, право, не диво  -  ни с какой стороны:
ведь все они были питомцами  -  той же великой и многострадальной страны.

Однако вернёмся к Ткачёву: несмотря на служебные взлёты,
он, по-прежнему, сопровождал своих пилотов в боевых полётах.
Его преданность своему делу продолжала не знать размеров,
и воздушный поединок с Петром Межераупом*  -
служит одним из блестящих примеров.
Это произошло неподалёку от Мелитополя, 
где Ткачёв возглавлял группу из шести "Де Хевилендов" (DH.9) -
по пути на бомбардировку,
и был атакован парой "Ньюпоров" (на одном из них пилотировал Межерауп),
продемонстрировавших прекрасную боевую сноровку.
Этот поединок продолжался в течение 45-ти минут,
самолёт Ткачёва был повреждён в пяти местах, и в итоге боя:
обе стороны направились на свои базы,
т.к. истощение горючего и боеприпасов  -  вывели их из строя.
Заслуживает внимания и то, что боевые качества Ткачёва обрушили на героя   - 
бурных оваций шквал,
но ведь и красный командир (П. Межерауп) достоин  - 
не менее ярких похвал.


* Командир 213-го Казанского отряда 13-той Армии

                стр.10

И достоин сожаления тот прискорбный факт,
что такие доблестные люди были объединены лишь той незавидной судьбой,
которая вынудила их стать заклятыми врагами
и столь ожесточённо сражаться между самими собой.

Ткачёв уделял много времени  -  боевой подготовке своих пилотов,
обучая их летать строем и слаженно действовать в группе,
точно следуя приказам командира, во время боевых полётов.
Он разработал также систему взаимодействия
между наземными войсками и авиацией,
а т.к. в те времена радиосвязь на самолётах отсутствовала  - 
он разработал визуальную сигнализацию.
Им также был разработан  удобный сигнальный пакет,
когда авиаторы передавали сообщения на землю  -
с помощью вымпелов или различных комбинаций цветных ракет.
А когда симферопольские умельцы (в местном авиапарке)  -
провели установку радиостанции на двух из его самолётов,
эффективность и оперативность воздушных разведок  -
достигла новых взлётов.
Необходимо также добавить к перечню его деяний первоклассных,
что столь чёткой системы взаимосвязи "между небом и землёй",
как у Ткачёва, не было ни в других белых армиях и ни у красных.
Состояние его аэропланов оставляла желать много  лучшего,
но он не тратил времени на отговорки и объяснения причин,
а просто умел выжать максимум  - 
из изрядно изношенных боевых машин.
Организационные действия и обучение его пилотов  -
сочеталось с почти непрерывным участием в боевых полётах.
К примеру, 7 и 8 июня они совершили более 150 вылетов  -
на бомбардировку и разведку,
поддерживая наступление белой армии и действуя  -
хладнокровно, чётко и метко.
С учётом того, что под командованием Ткачёва  -
находилось всего 35 аэропланов,
причём часть из них  -
была неисправна из-за различных изъянов,
каждый экипаж выполнял за день не менее трёх боевых вылетов,
и лишь этим достигалось - выполнение оперативных планов.

                стр.11

К концу июня атмосфера на отрезке фронта по пути к Перекопу:
накалилась до исступления, 
и это когда 1-й конный корпус легендарного Дмитрия Жлобы  -
прорвал фронт и перешёл в наступление.
И опасность от этого развития событий  -  была весьма ощутима,
грозя отрезать белогвардейцев, воевавших в Северной Таврии, от Крыма.
У Жлобы было свыше 10000 конников при поддержке артиллерии и бронемашин:   
впечатлительно даже для сильных нервов.
И казалось, что остановить их невозможно,
т.к. у белогвардейцев, на данном участке фронта, не было никаких резервов.
Врангель не видел иного выхода из этой гиблой ситуации,
кроме как возложить всю надежду на Ткачёва с его авиацией.
И ранним утром 29 июня 13 бомбардировщиков DH.9,
ведомых самим Ткачёвым,-
появились, у деревни Вальдгейм, над биваком красных кавалеристов,
и удар был жестоким и суровым.
При первых же взрывах бомб кони бросились врассыпную и очень броско,
и, обезумев от грохота, сбрасывали и топтали седоков,
опрокидывая тачанки и артиллерийские повозки.
Освободившись от бомбовой нагрузки, и зарыв все чувства живьём,
РОССИЙСКИЕ ЛЁТЧИКИ, снизившись до 50-ти метров,
поливали РОССИЙСКОГО ПРОТИВНИКА  -  кромешным пулемётным огнём.
И когда самолёты улетели, чтоб пополнить боеприпасы,
красные командиры кое-как собрали своих бойцов в походную колонну.
Однако за этим последовал новый налёт,
а за ним  -  ещё один, и с ними  - новые уроны.


                стр.12

На этот раз авиация Ткачёва  - 
красных полностью разгромила,
и 30-го июня корпус Жлобы перестал существовать
как собранная боевая сила.
Мелкие группы всадников, прячась от авиаударов,
рассеялись по деревням и хуторам,
и лишь не более двух тысяч из них сумели спастись и выйти к своим,
да и то с горем пополам.
Всем остальным  - судьба обернулась матом:
они либо погибли, либо сдались в плен  - 
подоспевшим к месту прорыва врангелевским солдатам.
Разгром кавалерии Жлобы стал наивысшим достижением белой авиации  -
за всю Гражданскую войну,
но и одной из её величайших трагедий;
и какое российское сердце не замрёт, измеряя её глубину?
По сути дела, авиаторы впервые - оказали решающее влияние на ход войны,
т.к. если бы Жлобе удалось прорваться в Крым,
то красные одержали бы победу уже в июле 1920-го - к ужасу белой стороны.
А, может, так было бы лучше для России
и положение было бы  -  менее ужасным?
Ведь на этой стадии белые были уже обречены,
так что любые народные жертвы  -  были уже совершенно напрасны.
Однако кого интересовали жертвы российского народа  - 
летом 1920-го года?
И дело вовсе не в Ткачёве:
он, вне всякого сомнения, доблестно исполнил свой служебный долг,
но дело в том, что какой для России  - 
вышел из этого толк?
Ведь если бы не было - этой воздушной атаки,
то были бы живы и красногвардейцы Жлобы и многие белые вояки.
И ещё одно: об этой трагедии с красной стороны  - 
много писалось и говорилось,
но ни одна из версий не предоставила ответа на жгучий вопрос:
как это получилось,
что, в такой критический момент,
красная авиация в воздухе не появилась?

                стр.13

Отговорок было хоть пруд пруди  - им в воздухе было тесно,
но объяснения прославленного красного авиатора Ивана Спатареля  - 
звучат, правда, очень неубедительно, но особенно интересно.
Согласно им, легендарный Дмитрий Жлоба -
был разбит по многим причинам,
но, прежде всего, он сам навлёк на свой корпус  - 
его боевую кончину.
Дескать, несмотря на то, что Жлоба считался  -
великим героем и хватом,
но лишь его ограниченность и самоуверенность -
привели к столь трагическим результатам.
Дескать, в роли авиации он ничего не смыслил,
и поэтому отказался от авиаприкрытия,
и пусть пеняет лишь на себя за то, что подставил своих кавалеристов - 
под столь ужасные события.
Неизвестно знал ли легендарный Спатарель, что тот,
кого он охарактеризовал как ограниченного кавалериста,
закончил в 1917-ом престижную Московскую авиашколу
и начал военную службу - в качестве авиационного  моториста.
Как бы то ни было, лишь одно это  - 
порождает значительные сомнения,
а также наводит тень подозрительности  -
на все вышеприведённые утверждения.
Они действительно выглядят пресловутыми,
но дело не только в подозрительности:
дополнительные источники приводят к выводу,
что они очень  далеки от действительности.
Однако факты остаются фактами:
корпус Жлобы оказался наголову разбитым,
а что касается роли красной авиации:
вопрос остаётся открытым.

                стр.14

Однако давайте вернёмся к реальной действительности    -   
при всей её поразительности.
Белые были обречены, но победа красных серьёзно задержалась,
т.к., благодаря доблестным пилотам Ткачёва, Крым устоял,
и Гражданская война всё ещё продолжалась.
В начале августа красные форсировали Днепр в районе Каховки,
и, не теряя ни минуты, начали возводить на захваченном плацдарме:
мощные рубежи оборонной подготовки.
Когда белые, подтянув резервы, попытались контратаковать,
было уже поздно:
Каховка покрылась траншеями, проволочными заграждениями,
артбатареями и пулемётными гнёздами,
и выглядела весьма грозно.
Поэтому контратака белых попросту провалилась,
и потери были очень серьёзны.
Врангель этим ходом событий  -  был глубоко озадачен,
и снова бросил в бой аэропланы, но тут ткачёвцев впервые  - 
постигла серьёзная неудача.
В открытом поле их бомбы и пулемёты наводили ужас на атакуемых,
и были всемогущи и всесильны, 
но против глубоких окопов, блиндажей
и хорошо защищённых артиллерийских позиций  - оказались бессильны.
То значит, мелкие бомбы, что на вооружении белой армии,
в цель прекрасно попадали,
но построенных укреплений и укрытий  - 
отнюдь не разрушали.
И отсюда следует заключение,
что в данном случае авиация была малоэффективной
и пока ещё не осуществляла  - своего потенциального предназначения.
Гениальная эрудиция Ткачёва попросту опередила своё время
и не могла определиться,
т.к. отсталость тогдашней технологии  -
не предоставила ей никакой возможности осуществиться.
А пока белые лётчики,
разобравшись в обстановке,
стали бомбить красные переправы,
что по ним шло снабжение каховской группировки.

                стр.15

Однако красным силам  -   
это очень быстро стало сверх мочи,
и они потребовали авиаподдержки,
которая ограничилась советом: "действовать лишь ночью".
Совет, правда, помог, но откуда возникла  - 
такая анти-благодать?
А может просто иссякли возможности красных  - 
что-либо в воздух поднять?

Тем временем, численность белогвардейских ВВС*  -
постепенно таяла, вследствие разных причин,
причём не столько из-за потерь, сколько от аварий и поломок
изношенных до предела (непрерывной боевой работой) машин.
Если в начале сентября 1920-го число исправных аэропланов -
достигало примерно 30-ти,
то уже через месяц оно сократилось -  до менее 20-ти.
С такими силами противостоять красным было нереально:
ведь когда побиты ставки  -  не помогут уже никакие подставки.
А пополнения не предвиделось,
т.к. западные союзники  -  ещё летом прекратили поставки.
28-го октября красные нанесли удар с Каховского плацдарма в направлении Перекопа,
и рассеяли белых, как дым,
вынуждая их, с горечью на сердце,
поспешно убираться в Крым.
При этом белые уничтожили на прифронтовых аэродромах  -
почти все свои самолёты,
что от ветхости  - 
уже не могли совершать полёты.
11-го ноября пали укрепления Турецкого вала,
а утром 15-го последний пароход с солдатами белой армии и беженцами  -
отчалил от севастопольского причала.

Генерал Ткачёв после краха Белого движения  -
эмигрировал через Турцию  в Сербию, где некоторое время служил  -
в инспекции авиации объединённого королевства: Сербии, Хорватии и Словении.


* Военно-воздушные силы

                стр.16
               

А поскольку формально  -  Русская армия не распускалась,
военная карьера Ткачёва, как будто ничего не стало, продолжалась.
И подтверждением этого утверждения  -
могут служить два служебных продвижения:
в 1922-ом он получил чин генерал-лейтенанта и должность генерал-инспектора,
но этим ещё не достиг кульминации,
т.к. в 1927-ом он получил дополнительное повышение,
став первым и единственным генералом от авиации.
В Югославии он также проявлял заботу об устройстве российских лётчиков
и, в качестве общественного груза,   
был (с 1924-го по 1934-ый) председателем общества воздушного флота  -
4-го отдела РОВС (Российского общевоинского союза).
Имел и огромное влияние на другие эмигрантские организации,
а также служил в Штабе инспекции югославской авиации.
После отставки в 1934-ом он преподавал -
в русской мужской гимназии,
но исполнял также различные общественные нагрузки -
при всём их разнообразии.
В 1941-вом он стал походным атаманом Кубанского Казачьего Войска
и приняв назначение,-
он, после постановления о формировании Русского корпуса (12.9.1941),
участвовал в создании казачьих подразделений.
Однако прежде, чем приступить к продолжению  -
следует привести некоторое разъяснение.
Русский корпус был организован после нацистской оккупации Югославии,
где в то время проживало много белых эмигрантов,
И народы Югославии организовали партизанское движение   - 
для отпора немецким оккупантам.
Коммунисты под руководством Тито играли главную роль в этом движении,
но вследствие разбушевавшихся страстей,-
прокатилась волна убийств сербскими коммунистами  - 
белых эмигрантов и их семей.

                стр.17
               
Генерал-майор  М.Ф. Скородумов выступил:
с инициативой организации Белого движения  -
для защиты эмигрантского населения,
и, получив на это согласие немецкого полковника Кевиша,
немедленно принялся за осуществление,
пытаясь добиться от немецкого командования   -
максимальной автономности для своего соединения.
Солдатами и офицерами корпуса были белоэмигранты,
придерживавшиеся монархических убеждений  -
и порицали коммунизм и советскую власть  -
за совершённые преступления.
Генерал-майор Скородумов видел в Германии временного союзника,
необходимого для создания соединения,
ожидая, что немцы будут воевать в СССР против РККА*,
а не против гражданского населения.
Однако после известий о фашистских преступлениях  -
в корпусе возросли анти-немецкие настроения.
Скородумов не доверял немцам, но, будучи прагматистом,
он понимал,  что белая эмиграция без немецкой поддержки  - 
не сможет защитить себя от местных коммунистов...
Ткачёв же со временем отстранился от антисоветской деятельности
и отошёл от участия в эмигрантских организациях,
и, работая преподавателем в школах,
не участвовал в никаких конфронтациях.
А когда к нему обратились немецкие власти, восхищённые его талантом,
он наотрез отказался  -  кооперировать с фашистским оккупантом.

Когда в октябре 1944-го к Белграду подходили советские войска,
Ткачёв отказался скрыться с горизонта,
и был  20.10.1944-го года арестован  - 
СМЕРШем 3-го Украинского фронта.

*Рабоче-крестьянская Красная армия

                стр.18

Был отправлен в Москву (на Лубянку),
и будучи на Родине, но в заточении,
он 4.8.1945-го, по приговору военного трибунала,
был осуждён по 58-мой статье*  -  на 10 лет тюремного заключения.
Жену его в СССР депортировать не стали,
и, вопреки многим другим супругам и далеко не только белых,
она осталась на свободе и несколько лет после ВОВ  - 
оказалась под Парижем в доме престарелых.
А что касается самого Ткачёва: он, отсидев в лагерях ГУЛАГа почти весь срок
и, будучи в возрасте почти 70-ти лет ,т.е. человеком в годах,
был 11.2.1955-го выпущен на волю  - 
без права жительства в больших городах.
Он поселился на родной Кубани (в Краснодаре)
и там бывший легендарный лётчик  -
влачил плачевный образ жизни, 
зарабатывая на существование как обыденный переплётчик.
В 1956-ом его разыскала жена, позвала к себе
и были трепетные ожидания,
но в итоге Ткачёв, получив гражданство СССР,  остался в России,
однако отнюдь не ясно: по собственному ли желанию?**
Однако всем чертям назло, и, несмотря на все отягчающие вериги,
он нашёл в себе духовные силы предаться литературной деятельности,
и из-под его пера вышли: две важные и интересные книги***.


   *За контрреволюционную деятельность
  **См. http://stihi.ru/2020/03/31/22
 ***Книга "Крылья России" (История Российской военной авиации 1914-1917 годов) и
    повесть "Русский сокол" (посвящена жизни и деятельности великого российского
    авиатора Петра Нестерова)

                стр.19

Умеп В.М. Ткачёв 25.3.1965-го В Краснодаре   -
в нищете и полном уединении,
и лишь 30 лет спустя после его кончины: ему воздали по заслугам,
и время  -  вернуло его имя из забвения*.
И это воистину прекрасно,
что Россия  - дожила до такого момента,
когда  без вины репрессированным  - 
стали возводить монументы.



* 23 сентября 1995-го года, в связи со 110-летием со дня рождения В.М. Ткачёва,
  на доме №82 по улице Шаумяна в Краснодаре, где он жил в последние годы,
  Главнокомандующий ВВС Российской Федерации генерал-полковник авиации (в скором
  будущем генерал армии) Пётр Дейнекин в торжественной обстановке открыл
  мемориальную доску. На митинге выступили атаман Союза казаков России Александр
  Мартынов, глава администрации Краснодарского края Евгений Харитонов, курсант
  Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков (ВВАУЛ) Алексей
  Дьяченко. Были отданы воинские почести. В небе над центральной площадью города
  продемонстрировала своё лётное искусство пилотажная группа "Стриж".

               
               
                ИосЭф МеерОвич (Израиль)


Рецензии
Иосэф, с интересом прочитал о жизни великого авиатора русского В.М. Ткачева!
Прискорбно, конечно, что в годы гражданской войны творился ужас и люди одной страны, а порой и родственники воевали друг с другом.

С уважением и добрыми пожеланиями.

Владимир Чугай   13.04.2024 12:27     Заявить о нарушении
Отвечу попозже.

Иосэф Меерович   13.04.2024 13:23   Заявить о нарушении
Глубокоуважаемый Владимир! Прежде всего, примите мою огромнейшую благодарность за прочтение как таковое, т.к. бесконечно (востину на вес золота!) ценю каждого читателя, у которого хватило терпения дочитать столь длинное произведение до конца и даже отозваться. Целиком и полностью присоединяюсь и к Вашим прискорбным заключениям, т.к. они красной нитью проходят и через все мои описания ужасов Гражданской войны (1918-1923 гг.). С глубочайшей благодарностью за солидарный отзыв и оценку, а также с подлиннейшим почтением и ответными добрыми пожеланиями, ИосЭф.

Иосэф Меерович   13.04.2024 14:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.