лицом к лицу... не увидать

Лицом к лицу …не увидать лица ли?
Когда мы смотрим на лицо умершего человека, очень близкого, очень дорогого, мы видим только его лицо…и не видим лицо смерти…но иначе начинаем относиться к смерти…нет страха к умершему приблизиться, прикоснуться…поцеловать…
Побеждаем ли мы при этом смерть в себе? Или впускаем ее в свое сердце, и она становится частью нас, мыслей, воспоминаний, чувств, желаний, стремлений?
Знакомая  с детства песня:
 
Как больно, милая, как странно, раздваиваться под пилой…
Не зарастет на сердце рана…

Пока жива с тобой я буду
Ведь жизнь и смерть неразделимы…
(Александр Кочетков — Баллада о прокуренном вагоне)

Не утверждаем ли таким образом смерть в себе?
Барьер пал и мне легко читать в новостной ленте о смерти других людей, о скорби, боли – она тоже часть моей вдовьей жизни...

Но разум, осененный Духом и здесь начинает фильтровать информацию.

Во Франции в конце XIX века было много было утопленников, шагнувших в Сенну, их доставали десятками, и выставляли на показ на опознание, но одна девушка поразила патологоанатома безмятежностью лица. Он сделал гипсовый слепок. «Несмотря на то, что черты лица девушки не были безупречными, маска получилась настолько обаятельной, что с нее сделали массу копий, которые в последствии начали весьма успешно продаваться. Маска «незнакомки из Сены» стала произведением искусства. Ею украшали стены квартир и витрины магазинов, художники писали с нее портреты. Незнакомке были посвящены десятки произведений. Даже Владимир Набоков успел посвятить утопленнице стихотворение. Судьба молодой парижанки шагнула за пределы Франции и границы веков. В 1950-х норвежец Осмунд Лаердал, производитель кукол и манекенов, по просьбе австрийского врача Петера Сафара, разработал манекен для отработки навыков непрямого массажа сердца и искусственного дыхания. Он вспомнил маску, висящую на стене в доме его бабушки, и создал похожий манекен. Девушка, которая и по сей день помогает спасать человеческие жизни, приобрела женственные черты лица и была названа Анной. «Так, совершенно случайно, «незнакомка из Сены» стала обучать новоиспеченных спасателей и медицинских работников бороться за чужие жизни» – такую оценку событиям дает автор современной публикации в интернете, Статья названа «Самая зацелованная девушка».
Какие чувства вызывает эта информация у вас? Мне на мед. кафедре университета тоже не говорили, чье лицо у манекена…Если бы знала, захотела бы я ему дышать рот в рот? И что стоит за этим в духовном мире? Не издевка ли сатаны?

Интернет переполнен информацией об умерших и их влиянии на умы и чувства целых стран и поколений. В Англии Пенелопа Бутби, трехлетняя девочка с портрета Джошуа Рейнолдса (1788 год), умершая через три года, стала символом уходящей в прошлое эпохи – ностальгическим образом старого уклада жизни, мирного и спокойного детства, ангелом британского изобразительного искусства, вдохновлявшим художников, фотографов, писателей. Пенелопа вдохновила создателей популярной куклы «Маленькая мисс Маффет», которая производится и в настоящее время.
Знают ли родители и дети, что стоит за миловидной улыбкой любимой куклы?  Не все родители знают, что изготовленная из ПВХ кукла может становить причиной бесплодия ее хозяйки, которая любя, целует свою игрушку.
Смерть смотрит с экранов, картин, входит в дом и прочно занимает позиции задолго до того, как в нем реально кто-то умрет. «Лицом к лицу лица не увидать».
Однажды я задумалась, как много написано стихов о смерти... где смерть порой зовут и превозносят.

Смакуют Смерть!
Не много ль чести
для ручки, что откроет дверь возмездья?

Важна не ручка и не дверь,
все что за ней...
02.12.15
Смерть стала героем картин, фильмов, книг. Идет подмена понятий.  Для моего поколения героями были те, кто смерть победил, потому, что победил сначала… в себе. Пока еще живы наши родители - представители поколения, которое видело историческую изнанку Великой Отечественной войны, которое стояло лицом к лицу со смертью, ощущая реальную угрозу своей жизни.
Евреи-портные муж и жена колесили по селам России перед войной, не каждый пускал их в свой дом. Останавливались в Азаричах (Злынковский р-н, тогда Орловской области) у моей бабушки Молодухо Федоры Ивановны, жили и шили, пока были заказы у сельчан, потом ехали дальше. С приходом фашистов за укрывательство евреев грозил расстрел, но, когда портниха пришла тайком одна и попросила укрыть, Федора приняла, хотя у самой муж на фронте и две дочери: Мане -8, а Тане - 5 лет. А через дом с одной стороны живет полицай и с другой недалече тоже. И узнали, и пришел полицай искать, и спрятала на печке, накрыв постелью и посадила детей, заслонять спинами ее…не нашел…, а ночью эта женщина пошла дальше…
А потом был еще один случай, каратель - поляк увидел возле бабушкиного дома красивую девушку-соседку Татьяну, был на коне, погнался, но на скаку ударился о перекладину калитки и замешкался, а потом, разъяренный, ворвался в дом с криком: «Где паненка?!». А та, воспользовавшись заминкой, вбежала в дом, заскочила на печку, где на лежанке сидели дети и легла за их спины, они опять набросили на нее рядно и подушки, и закрыли собой. Был день, но дом освещался через небольшие окошки и свет в доме не был ярким. Ярость застилала ли глаза карателя, или Господь их закрыл, но он увидел только перепуганных детей на печке и стал метаться в поисках ее по дому. Заглянул в подполье, под печку и набросился на Федору: «Где паненка?», она не видевшая, как девушка вбежала, в неведении растерянно в ответ: «Я паненка». Он схватил стоявший на столе графин и ударил ее по голове… и выскочил из дома…остались живы все по милости Господней.
В это же время в белорусской деревне Рысловье Ветковского района Гомельской области моя прабабушка полячка Анастасия (либер) Гатальская и бабушка (по мужу Кончиц) Мария Гавриловна прятали односельчанку- еврейку с детьми в своем доме. Сидели те скрючившись днем под большой печкой, там, где обычно хранят дрова и чугуны, а ночью выбирались… Днем в деревне двери не запирались, и в любую минуту мог кто-то зайти. Анастасия была в деревне авторитетным человеком, многие приходили за советом, за помощью…, а евреев деревня не любила, хотя эта семья тоже занималась портняжеством и обшивала всех соседей. Приютить в беде оказалось больше некому, и оставаться в партизанском доме надолго нельзя, ушли они как-то ночью через реку Сож, направились в Гомель, пытаясь затеряться в большом городе. А в дом полицаи нагрянули с засадой, всю ночь на полу лежали караулили партизан. Дедушка Илья создавал материально-продовольственные базы для партизанского движения, а односельчанин сдал их фашистам, партизаны голодали, и бабушка для отряда хлеб пекла и в снег закапывала. Донесли полицаям. Всю ночь бабушке с прабабушкой и моему пятилетнему отцу Владимиру смерть в глаза заглядывала. Сохранил Господь праведников в эту ночь, не пришли этой ночью партизаны…сохранил и в день, когда соседка-жена полицая приползла огородами по картошке с вестью: «Бегите, каратели вот-вот нагрянут». Побежали в лес, да недалеко отбежали. Каратели не застали их дома и давай из пулеметов лес прочесывать. Бабушка моего отца своим телом прикрыла, а пули так над головой и свистят…Около сорока человек партизанских семей собрали тогда каратели по окрестным деревням и расстреляли. Сохранил Господь боящихся Его и чтящих Его народ. О чем молилась они в эти злые ночи и дни…

Еврейский народ стоял перед лицом смерти, шесть миллионов она унесла с собой. Как Господь допустил это? А сколько миллионов человек в это скорбное время смогли ради жизни на земле, ради спасения своих детей и детей Божьих, глядя в глаза смерти, убить ее в себе, не дрогнуть, и не позволить ей убить в себе человека.

Бессмертный полк (Надежда Салейко)

Поблекших фотографий стаи
Ведут безмолвную беседу.
На родину в начале мая
Зовет великая победа.

Бесшумно крылья распластали,
Своим еще считая долгом
Прикрыть под небом цвета стали
Идущих от шальных осколков.

Орлы и соколы погостов
Бессмертными над миром кружат.
И, став на много выше ростом,
У смерти вызывают ужас.

А если взглянуть вглубь веков?! Перед лицом смерти встал Мардохей и весь иудейский народ (Есфирь 4 глава – Библия).
13 И сказал Мардохей… Есфири: не думай, что ты одна спасешься в доме царском из всех Иудеев. 14 Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придёт для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?
15 И сказала Есфирь в ответ Мардохею:
…и я со служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть – погибну.
17 И молился  Мардохей: … «не презри достояния Твоего, которое Ты избавил для Себя из земли Египетской; услышь молитву мою и умилосердись над наследием Твоим и обрати сетование наше в веселие, дабы мы, живя, воспевали имя Твое, Господи, и не погуби уст, прославляющих Тебя, Господи.»
 И все Израильтяне взывали всеми силами своими, потому что смерть их была пред глазами их. И царица Есфирь прибегла к Господу, объятая смертною горестью, и, сняв одежды славы своей, облеклась в одежды скорби и сетования… И молилась: о враге который покусился  на то… «чтобы ниспровергнуть заповедь уст Твоих, и истребить наследие Твое, и заградить уста воспевающих Тебя, и погасить славу храма Твоего и жертвенника Твоего, и отверзть уста народов на прославление тщетных богов, и царю плотскому величаться вовек. Не предай, Господи, скипетра Твоего богам несуществующим, и пусть не радуются падению нашему, но обрати замысел их на них самих: наветника же против нас предай позору. Помяни, Господи, яви Себя нам во время скорби нашей и дай мне мужество.»

Они не просят спасения собственной жизни себя ради… Их забота о Господе и обо всех народах, чтобы не отверзть уста народов на прославление тщетных богов, и царю плотскому не величаться вовек…

И Господь спасает им жизнь за благоговение их. А нас кто защитит и кто спасет? Нужна ли Богу молитва о защите?

Нуждается ли Бог в защите?
Ну, разве, идол, истукан.
Не обессудьте не взыщите,
Доверит он вашим рукам
Пыль вытирать и чистить злато,
А вдруг пожар - спасется ль сам?

И лишь Господь - Бог Вседержитель,
Кто не нуждается в защите
Ни прихожан, ни государства.
Он Сам воспламенит пожар.
Восставит мертвых без лекарства.
Спасателей опередит -
На помощь душу пробудит,
И Валаамова ослица
Проговорит остановиться
К тому, кто лезет на рожон,
Коль посягнул на Божье он.

Смолчит она - так больно бьют,
И камни вдруг возопиют.
Так, многим, ослепленным миром,
Поет витиевато лира,
И простоту отвергнут строк-
В чести ли был когда пророк...

Кто им указ - явленье Бога?
Но Савлов на земле не много…
Ослепнут пред Судьей, прозрея?
Не всяк,  кто и рожден евреем,
Наставлен в вере был и тверд,
Как тот, кто гнал  Христов народ.

Кто на колени пасть посмеет...
Внемли ослице, злоязычный,
Не Бог нуждается в защите -
Тебя спасет благоговенье.

Коронавирус идет по планете, и ставит пред лицом смерти и беспечных, и дрожащих от страха. Идет проверка душ на предмет поклонения.

Мы взмываем высоко,
После падаем ниц.
Мы в смиренье глубоком
Перед болью больНиц,
Перед страхом темНиц.

Перед кем, человек,
Ты готов преклоНиться:
Кто герой и кумир твой
Сейчас, назови!

Жизнь однажды твоя
В бесконечность продлится.
Божья горНица ждёт нас –
Свет вечной любви.

Господь ничего не делает без предупреждения. Но! "Имеющий уши, да слышит". Имеющий глаза – да читает. Имеющий разум – да поймет. Имеющий силу Духа - да станет в молитвенном проломе за народ!
«Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё».
Второзаконие 30:19

Страх Господень был не в моде –
Мир кутил сколько хотел.
Знал: придет, уже приходит
Время Божьих судных дел.
И притих, вовсю нашкодил:

Новый вирус на колени
Опускает поколение.
Мировых финансов кризис
Царство Божие приблизит.
Каждый, так или иначе,
Сам пройдет долиной плача...

Что такое Божий страх?
Богу ты солдат, иль враг.
На войне, как на войне.
Шар земной уже в огне –
Отсидеться негде мне.

Врагом Божьим стать боюсь
и о мудрости молюсь -
Шар земной горит в огне,
Божья милость в каждом дне...

 Блажен, кто станет пред лицом Всемогущего с покаянием, станет на Его сторону прежде, чем увидит лицо смерти своей... и видел ли кто ее лицо...или это просто мгновение на переломе миров...


Рецензии