Памятка. Как написать сочинение

Памятка для младших школьников
               

                Как написать сочинение

Сочинение – это вид письменной работы в школе на ту или иную тему, в которой ученик самостоятельно выражает свои мысли и впечатления, опираясь на полученные знания. 
Сочинение должно состоять из трех основных частей:
Вступление,
Содержание,
Заключение.
В сочинении всесторонне и полно раскрывается тема по конкретным вопросам.
План сочинения
1. Вступительная часть. Можно описать название темы сочинения, раскрыть суть названия, задаться вопросом, ответ на который будет раскрыт в содержательной части и обобщён в заключении. Можно задать вопрос, почему именно этот предмет стал темой сочинения, и ответить на него.
2. Содержательная часть - самая главная, основная часть сочинения, в ней раскрывается тема, разъясняется суть сочинения. В ней можно показать, как видят тему другие авторы в художественной литературе. Нужно избегать простого изложения или пересказа, надо осмысленно описать всё, что относится к данной теме, высказать своё собственное мнение.
3. В заключительной части подводятся итоги всей работы, делаются выводы из раскрытой темы сочинения. Заключительная часть должна быть не большой, но основательной. В заключительном абзаце можно сгладить все недочеты в ходе работы над сочинением, если он будет ясным, кратким и уверенно завершит сочинение, полностью ответив на все поставленные вопросы.

Какие бывают сочинения:
1. Сочинение-рассуждение. Такая форма учебного сочинения подразумевает написание сочинения на свободную, не обязательно по литературному произведению, тему в виде небольшого рассказа своими словами с рассуждением на заданную тему сочинения, например «Мое любимое время года», «Наша планета — Наш дом» и т.п.
2. Сочинение по картине художника. Описание картины подразумевает раскрытие темы сюжета произведения. Важно обратить внимание на каждую деталь для полного представления действия, сюжета или пейзажа, ответить на вопрос: что хотел показать художник через картину.

3. Сочинение-сообщение на заданную тему. Сообщение представляет собой краткое изложение непосредственной сути. В этом случае всегда имеется четкая тема, а художественная ценность сочинения не так важна, как в других видах сочинений. Примером может быть сочинение-сообщение о недавнем мероприятии или спортивном событии.

4. Сочинение на лингвистическую тему. Такие сочинения связаны с языком и имеют форму рассуждения, раскрывающего смысл определенного высказывания известного человека, например «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию К. Паустовский». Таким сочинением могут быть сочинения, раскрывающие смысл пословиц.

5. Сравнительная характеристика героев литературного произведения. В сочинениях по теме литературного произведения часто приходится прибегать к написанию сравнительной характеристике героев. Часто в этой роли сравнения оказываются главные герои, обычно двое и с разными чертами, это может быть характер, возраст, социальное положение и т.д. Поэтому важно не только дать характеристику каждому герою, но и суметь сравнить героев в сюжете произведения, раскрыть их характер, написать, что у них общего и чем они отличаются.

Этапы написания сочинения:
1. Сбор материала. Каждому ученику полезно вести читательский дневник, собирать цитаты, высказывания разных великих людей по различным жизненным вопросам,  записывать интересные жизненные ситуации. Всё это может в любой момент пригодиться для сочинения.
2. Осмысленное чтение (При написании сочинения по произведению). При осмысленном чтении нужно обращать внимание не только на повороты сюжета, но и на особенности языка автора, средства выразительности, которые он использует, различия произведения с другими книгами той эпохи и т.д.
3. Составление плана. План должен содержать в себе такие вопросы, которые помогут раскрыть тему сочинения наиболее полно.
4. Написание пробного сочинения. Пробное сочинение поможет заметить собственные ошибки и недочёты, регулярное написание таких сочинений улучшит стиль и научит связно выражать свои мысли.
5. Работа над основным сочинением. При работе над сочинением нужно уметь правильно распределить своё время. Иногда ученик чрезмерно долго сидит над вступлением из-за чего у него не хватает времени на содержательную часть и заключение. В заключение обязательно нужно включить вывод, который обобщает всё сказанное в сочинении.
6. Проверка. Во время проверки нужно посмотреть, насколько части сочинения связаны между собой, соблюдена ли логика, все ли пункты плана раскрыты в полной мере, нет ли стилистических, грамматических и пунктуационных ошибок.

Язык школьного сочинения не должен быть слишком эмоциональным, но он должен быть образным, чётким, предложения не должны быть затянутыми.

Для того, чтобы хорошо писать школьные сочинения, необходимо много и осмысленно читать книги, особенно классическую литературу, вести читательские дневники.


Рецензии