Диссонанс

                1 Место на Конкурсе Алфавит - Аллюзия
                http://www.stihi.ru/2020/03/15/9120


Диссонанс*

Лошадиным дыханьем туман по Ани́чкову стелется
Утомлённые небом, атланты завидуют снам.
Но всё те же аптека, фонарь и пустынная улица,
И от дымки не видно созвездий на небе ночном.

А наутро бежим с пешеходами: зебры и лестницы.
Покупаем на мелочь Афишу, Россию и Труд;
Аргументов достаточно, с фактами только не сходятся.
Не прочесть о причинах падений и горьких утрат.

Наблюдает ли Ангел, в чём держится эта гармония?
Не увидеть со шпиля, как времечко мчится вразнос…
И в наушниках вечный Антонио – зимняя мания:
Вместо светлых аккордов звучит ледяной диссонанс.

Только – август, шестое.… По-старому – Преображение.
И казалось – ничто не загасит сияния глаз….
Что же с нами случилось? Последняя ночь обожания.
А наутро – подушка мокра от нечаянных слёз.


                ~~*~~


* в стихотворении использована диссонансная рифма.

Аллюзии:

1. Ани́чков мост в Питере, на котором стоят статуи скульптора Петра Карловича Клодта «Укрощение коней»
2. Атланты – статуи Эрмитажа.
3. Песня Александра Городницкого «Атланты» - считается неофициальным гимном Санкт-Петербурга:
«…Атланты деpжат небо
Hа каменных pуках.»

4. Александр Блок, стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…», написано в Питере.
5. Афиша, Россия, Труд – центральные газеты.
6. Аргументы и Факты – центральная газета.
7. Ангел (флигель) на шпиле Петропавловского собора.
8. Музыка Антонио Вивальди, «Зима» из цикла «Времена года» - http://www.youtube.com/watch?v=QFFrkZOYojk

9. Б. Пастернак, «Август»:
«…Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка…
…Шестое августа по старому,
Преображение Господне»


Рецензии
Привет, Мария.
Ты просила меня дать пояснения к Ассонансной рифме с тем, чтобы даже потом
ссылаться на него при проведении определённых конкурсов.
Только я сомневаюсь, что они будут корректны.
Ибо, это тоже как ни крути субъективное частное мнение.
Но, уж коли обещал...
Итак, "академическое" общепринятое определение:

АССОНАНСНАЯ РИФМА - созвучие в словах гласных звуков при полном или частичном
несовпадении согласных.

И вот здесь сразу возникает множество вопросов. Это созвучие-рифма именно слов
или всех слогов, например, в стопах? Должны ли совпадать гласные в предударных слогах?
Полное несовпадение согласных общепринято считается небрежностью, если не сказать
больше - халтурой! Но если частичное несовпадение, то какая именно часть
и в каком именно месте созвучия-рифмы, опять же в предударном, ударном или
заударном слогах?
Если говорить о созвучии-рифме вообще, то
на мой взгляд здесь нужно опираться прежде всего на качество восприятия именно богатой,
глубокой рифмы, максимального фонетического совпадения-созвучия всех! фонем
не только зарифмованных слов, но концевых стоп, в том числе расширенных.
предконцевых. А это во многом зависит от заявленного размера стихотворения,
а также используемого альтернанса рифмических окончаний.
Например: казалось бы, точная с полным поглощением слова рифма: "ей / своей"
Но это грамматическая рифма местоимений и по большому счёту ничем не отличается
от пресловутой глагольной. Тогда мы обогащаем её за счёт предударного слога.

Ты подарил богатСтВО ЕЙ
и называл её СВОЕЙ.

Без ошибки можно оперировать тремя концевыми слогами, даже в дактилическом,
например, окончании рифмы.
Правда это не имеет отношения к ассонансной рифме, но пример расширенной рифмовки,
а возвращаясь к ассонансу есть и такое альтернативное определение:

"Ассонансом называют созвучие слов, в которых совпадают ударные гласные, но нет
совпадения согласных: ни опорной, ни тех, что находятся в послеударной части
слова. В ассонансе возможно совпадение неударных гласных, ударные же должны
совпадать обязательно."

И тогда всё становится на свои места.
Это и есть бедная небрежная рифма за которую любой академический критик съест с
потрохами, обвинив автора в лени, глухоте и всех иных поэтических смертных грехах.
Каким же образом в таком случае определять рифмы, в которых эти частичные совпадения
согласных в той или иной мере всё-таки присутствуют? Опять же в каком месте рифмы,
в каком качестве, совпадение или созвучие, анаграммная перестановка согласных в
пределах слова, стопы или только слога? Как быть с закрытыми слогами (висячие согласные),
рифмами с "выпадением/вклинением" согласных - всё это существенно влияет
на глубину, богатство рифмы и, соответственно, на оценочное восприятие читателя.
И в этот момент ему совершенно наплевать на верную классификацию той рифмы,
которая принесла или не принесла ему эстетическое удовольствие.
Или взять рифмы с замещением согласного, ту же: "кРУпОЙ / РУкОЙ".
По первому определению гласные совпадают, а согласные частично: две из трёх.
И такое максимальное совпадение искупает даже не созвучие опорного согласного в ударном слоге.
Но можно ли её сравнить, поставить в один ассонансный ряд, например,
с какой-нибудь: "домой / позор?" Именно, что "позор" так рифмовать.
И это же не лично моё имхо-мнение. Открой любой словарь рифмы, любой учебник стихосложения.
Самое время тебе задать вопрос самой себе, а какой из этих двух ассонансных рифм
ты признаёшься в любви в Анонсе своей странички?
Дело в том, что все вышеперечисленные рифмы, хотя и не являются формально
точными, но богаты и глубоки при максимальном количестве фонетических
совпадений-созвучий. Причём, наряду с не совпадающими фонемами.
А это богатство и глубину нужно просто индивидуально слышать!
При этом всю неочевидность рифмы, как бы угадывание, создаёт как раз это
отдалённое, но обязательное совпадение, в ином случае "угадывать" будет просто нечего.
Но так и это в значительной степени отдано на откуп индивидуальному читательскому
слуху. Возьмём недавнюю "спорную" рифму, которая не получила всеобщего признания
и восприятия: "теплотрассах / потерялся".
Вот где полный "джентльменский набор". Здесь и анаграммная перестановка слогов
в предударных слогах:"по-те / те-пло", тут же и вклинения сначала "Л", потом "Т",
а завершается всё закрытым слогом "Х". И при этом сам ассонанс не совпадающий,
но созвучный на обеих гласных: "А/Я". Это и есть та самая приблизительная анаграммная
рифма о который говорит Дрозд в своей статье. Однако наш слух пока ещё к ней не готов.
Кроме того, уж если и приходят какие-то рифмы "свыше", то именно такие,
а стало быть на поток их не поставишь.
И, казалось бы, это подлежит даже визуальному сравнению.
Скажем, совпадает четыре фонемы в рифме всех слогов, включая ударный
или только одна ударная гласная? И это только количественный фонетический сравнительный анализ,
но дальше ещё идёт семантический, как то созвучие, главным образом согласных,
по морфемам зарифмованных слов: корней, суффиксов и окончаний.
Приоритет рифмы разных грамматических форм: разнородность, разнопадежность,
нарицание и пр. На общее благо восприятия влияют все эти факторы
одновременно плюс закономерное, чаще симметричное, использование определённых
групп рифм по качеству. Так же, как мы закономерно используем заявленный
ритмический размер по всему стихотворению.
И не дай нам поэтический бог, ни с того ни с сего, начать ямбом, а закончить
амфибрахием, а в серединке ещё и чуток на хорей сбиться.
А вот в рифме можно - да и кто это слышит, тем более учитывает при написании?
Но самая основная проблема здесь в том, что особенно на первых порах при таком подходе автору
придётся значительно наступать на горло своей песни. Мало кто готов идти на такие жертвы.
Так что очень трудно загнать автора в какие-либо рамки определённого качества
рифмы, что называется, насильно. Некоторых и вовсе невозможно.
(Да пошёл ты со своими составными разнородными, нас и тут неплохо кормят!)
Это всё равно, что из под палки учить игре,
например, на той же скрипке. Лично меня в своё время хватило, только на полгода.
А вот другие инструменты куда легче зашли. Так и здесь, думаю, каждый автор
должен самостоятельно свой кайф поймать или не поймать и довольствоваться тем
уровнем на котором находится. Что, собственно, с подавляющим большинством и происходит.

Гольгертс   02.04.2020 05:10     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию, Олег!
Действительно, сколько людей, столько и мнений и восприятий. Да, я люблю ассонансную рифму именно своей мягкостью. Тут перечитала несколько своих последних стихотворений и обнаружила, что в них очень много, если не бОльшая часть - ассонансные рифмы. Есть разнословные, составные, конечно же - разнородные (разные части речи рифмуются), но всё же - ассонанс. И этот мой выбор рифм в произведения - чисто интуитивный.

Точная рифма, на мой взгляд, проигрывает ассонансной тем, что она вся уже используется, а хочется ведь чего-то нового. В точной рифме нового не найдёшь, если не придумаешь что-то своё, авторское.

Но важнее для меня то, что точная рифма, как вбитый гвоздь, сковывает мой слух, акцентирует его на концах строк. А ассонансная позволяет моему слуху плавно перетекать со строки на строку. Но это, конечно, чисто моё индивидуальное восприятие.

И конечно же - красивая ассонансная рифма отличается от небрежной. Она может быть глубокой, когда к общим гласным есть и общие согласные, но может быть и очень лёгкой, поверхностной, когда совпадают только гласные. В таком случает именно на ритм стиха ложится главная связующая роль. Он должен быть безупречным.

Например: "вЕЧНость-замЕЧеН", "пуглиВО ВрОДе-ВОсхОДу", "кУРишь-понУРо", "ранИМЫй-ИМИдж" и тп.

"Людская молва, что морская волна"

Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю.
Что-то с памятью моей стало
Всё, что было не со мной, помню.
(Р. Рождественский)

Небо этого дня ясное,
Но теперь в нем броня лязгает.
А по нашей земле гул стоит,
И деревья в смоле, — грустно им.
(В. Высоцкий)

Мария Абазинка   02.04.2020 18:22   Заявить о нарушении
Итак.
Так в чём же двойное дно просьбы-объяснения: «зачем нужен Ритмический конкурс?»
Важное уточнение: (нужен кому?) нужен Ведущему или каждому потенциальному
участнику в отдельности? То, что это интересно, «чисто из удовольствия, 
способствует творческому росту — лежит как бы на поверхности. Но это 
достаточно общие слова. Но чтобы дать развёрнутый ответ, нужно описать
это самое «удовольствие», которое получает стихотворец и от процесса
и от результата. Не трудно предположить, что оно у всех может быть очень
и очень разным, а может и совпадать. Кто-то пишет кропотливо и вдумчиво,
а с кем-то стихи «случаются» (как «детская неожиданность»), чем последние,
как правило, необычайно горды. Не особо заморачиваясь над тем, как «пахнут»
чаще всего подобные «неожиданности». Но здесь есть смысл говорить только
о первых. Которые с утра, правя свой текст, убирают одну запятую с тем, чтобы
днём поставить её на место, а к вечеру убрать снова.
Правда таких в последнее время исчезающе мало, несмотря на огромную
армию зарегистрированных на Стихире.
Процесс написания стихов у творческих! авторов, практически, непрерывен,
у некоторых даже во сне. «Случиться» могут отдельные строчки, обрывки фраз
и мыслей, причём, в любой момент: и за принятием душа и во время просмотра
новостей. Но в каком виде они приходят, каким образом фиксируются, если
фиксируются вообще? Одна из многочисленных функций нашего мозга — это
набор различных музыкальных инструментов на которых можно «играть»
свою музыку нотами-словами. Конечно, не у всех велик выбор таких инструментов,
у большинства — это, в лучшем случае, примитивные барабаны. Хотя уметь играть
нужно уметь и на них, обладая, развивая как раз ритмический слух.
Так вот к вопросу. В своё время я задавал его себе относительно увлечения
«комбинаторным стихосложением». Простого «а интересно!», как бы маловато будет.
Но уже тогда пришло осознание, что оно поможет мне более чётко фиксировать
эти пришедшие мысли, даже фильтровать многие из них, приводить в удобоваримый
вид и так далее… Комбинаторика работает с фонетикой и семантикой — это тембры,
регистры инструментов, а рядом ритмика — техника и порядок звукоизвлечения.
А всё вместе — Его Величество Гармония.
Помимо удовольствия расслабления, релакса в стихах нужно нечто большее
и это отнюдь не информация в чистом виде.
«Я люблю, когда кто-то формулирует мои мысли!»

Когда ловишь порой их отголоски в чужих стихах или песнях. А иногда и повторение,
практически, один в один. По крайней мере по смыслу. И тогда думаешь, а что мешало
МНЕ самому в своё время записать их, воплотить, так сказать?

В канаве у моста мой вырванный листок
позёмкой гадкой заносило.
А я ведь думал так, но выразить не смог…
Так ёмко, кратко и красиво.

Известно, что всё тренируется: и тело и мозги. В частности, оперативная память мозга.
Возвращаясь непосредственно к ритмике, помнится, я сам для себя придумал такое
упражнение. Брал какой-нибудь понравившийся афоризм, изречение, цитату, мудрость,
определял размер и писал строфу, исходя из этой ритмической единицы — строки
(или двух строк). Разумеется, пытаясь раскрыть или сопоставить смыслы.
Конечно, так или иначе это были логаэды. Причём, чаще всего достаточно сложные
для восприятия всем привычной классикой силлабо-тоники пяти основных размеров.
С другой стороны приличный словарный запас позволяет «причесать» любую фразу
под какой-либо из этих размеров. Проблема в том, что практически всегда, любое
даже незначительное изменение существенно влияет на первоначальный смысл.
Иногда еле уловимо, но… что-то не то.
Тоже и с мысле-строчками собственными. Далеко не всегда тебе «диктуют свыше»,
например, в чистейшем анапесте или хорее. Да и поднадоели они уже, как ни крути.
Оно можно, конечно, и вовсе в «сверлибр» податься.
Где «свобода нас встретит радостно у входа», а все ритмические вопросы отпадают
уже по определению, да и рифмические вместе с ними. Но как быть тому, кто уже 
«отравлен» этим удовольствием; и закономерной ритмической поддержкой и 
семантическим взаимодействием созвучий: переливом гласных, перестуком
согласных звуков? Остаётся изучать виды этих ритмических поддержек.
Возьмём, недавнее, что мы обсуждали.

«Многие знания — многие печали»

Тоже ведь логаэд с ритмической единицей: три дактиля + амфибрахий. 1оо1оо1оо о1о
С вариативностью любой формы (схем рифмовок) от твёрдых до авторских.
Причём, логаэд такой, достаточно «удобоваримый» на слух, не то, что какой-нибудь
античный гекзаметр. И это тоже важно и следует учитывать на мой взгляд.
Нужно соответствовать тем, в том числе, природным ритмам, которые нас окружают
здесь и сейчас, рядом и внутри которых мы живём. Это не значит, что ту же античность
категорически не нужно изучать, но выражать именно своё - оптимальнее всё-таки в другом.
В том, что отличается от текущей традиции, но не критично. 
Например, те же «Печали». Почему он «удобоваримый?» Да потому что это стопный логаед.
Далее по восприятию не сложные виды строчных, а уже строфные и смешанные логаэды для
однажды воспитанного в традиции слуха, в том числе ритмического, — ближе к какофонии.
Вот и выбирай, автор, в какой степени тебе оглядываться на потенциальную целевую
аудиторию. Каждому своя ниша...

Гольгертс   03.04.2020 18:06   Заявить о нарушении