Пацаковское

                “Блаженны нищие духом...
                Блаженны алчущие и жаждущие правды…“


Проживая, как последний паца́к*,
Не поймёшь никак – где правда, где ложь:
Вознестись ли в услуженье жрецам,
Пресмыкаться ли для правящих лож?
Одинаково противны душе
Те и эти – яро лгущая рать.
Много жаждущих на ярмарке тщет,
Тот, кто сыт, не будет правду алка́ть.

Каждый отдан в руки собственной лжи,
Пожинает свой недавний посев.
Лучше совести про всё расскажи,
Встав пред нею в обнажённой красе.
Может – гордость, или жребий таков:
Не приму ни этой правды, ни той;
Создавая плот из песен и слов,
Я счастливее своей нищетой.


                ~~*~~

*Пацак – низшая категория, зависимый гражданин Плюка – "чатланской" планеты из пророческого фильма-антиутопии
Г. Данелии "Кин-дза-дза! "


Рецензии
Привет, Мария.
Как говорил Уэф Скрипачу (у Данелии):
"Я тебя полюбил, я тебя научу!"
Но учить-то я тебя не стану, просто отвечу на известный вопрос профессора Преображенского:
"А что вы можете сказать по поводу прочитанного?"
Я - не Шариков. И согласен с обоими: и с Энгельсом и с Каутским.
То есть и с формой и с содержанием, но к "девочкам нужно присмотреться,
девочки хорошие, правильные".
Хотя правильность именно формы у многих, полагаю, может вызвать вопросы.

Всё-таки базовая ритмическая схема строки в данном случае
пятистопный хорей с расширенной (до трёхсложной) концевой стопой.

1о1о1о1оо1
Каждый отдан в руки собственной лжи

Не знаю, можно ли определить её, как русский логаэд наоборот,
в котором трёхсложная стопа стягивается до двухсложной.
Но так или иначе понятен сам принцип, методология именно лёгкого,
не критичного для слуха ритмического нарушения.
И всё бы ничего, если бы не пиррихии, применение которых особенно в середине строки,
если не запрещено (кто может поэту что-то там запретить?), то считается,
крайне не желательным, поскольку воспринимается сверхсубъективно.
Но ты же прекрасно помнишь Ритмический конкурс на КЗС, где высвечивалась
ровно такая же проблема.
Либо постоянство цезуры, либо строгое соблюдение иктов заявленной ритмической схемы
по всему тексту.
Тем более, что первые две строки подчёркивают предполагаемую цезуру даже рифмически.

Проживая, как // последний паца́к*,
Не поймёшь никак – где правда, где ложь:

А далее по тексту это ритмическое ожидание частенько нарушается.
Таким образом - эта ритмика для гурманов.
Это авторская схема внутри которой нарушений нет.
Дело за "малым" - нужно, чтобы и читатель смог и захотел "понять и принять" её.
Конечно, не сразу, возможно со второго, третьего прочтения.
Но именно так и воспринимается любая достойная музыка.
Это шлягеры заходят моментально, только отчего-то от них тошнит уже после
того самого третьего прослушивания.

И вот тут как раз возникает вопрос единства формы и содержания.
Если ритмика такая, скажем, не простая для общего восприятия, должен ли быть
таким же не простым контекст?
Тут же кроме очевидных отсылок к Данелии и Лозе много чего намешано.
С другой стороны, если сама ритмика предполагает многократное прочтение,
то и смыслы (пласты) должны параллельно уложиться.
Ах, да... чуть не забыл. По моей любимой рифме (куда ж без неё).
Сразу вспомнилась из юности "Железнодорожная вода" БГ:
http://www.youtube.com/watch?time_continue=73&v=NJJ4ZckDIR0&feature=emb_logo

Есть те, что верят, и те, что смотрят из лож.
И даже я порой уверен, что вижу, где ложь.

Как говорится, ты только придумал, а люди уже давно написали и воплотили.
С рифмой да и вообще с авторской формой такое частенько бывает.
Здесь всё зависит от отношения потребителя (читателя/слушателя).
Иной скажет - здорово! ещё одна отсылочка, а другой сморщится - вторичность!
А при этом сам автор "ни сном, ни духом".
Что же касается "Кин-дза-дза!", здесь тоже неоднозначная история восприятия.
По мощи и объёму заложенного, это произведение могло бы принять эстафету
"культурного кода" у наших "Ильфа и Петрова".
Можно так же общаться цитатами оттуда, которые применимы, практически, ко всем
уровням нашего социума. Только современное поколение перестало получать
удовольствие от такого общения. Америкосы навязали им свой код, увы.

Гольгертс   21.03.2020 05:58     Заявить о нарушении
Олег, большое спасибо тебе за развёрнутую рецензию - ты всё так красиво развернул, я даже не ожидала. И правда, я ни сном, ни духом по рифме "ложь-лож". Похоже, что я даже "Железнодорожную воду" сейчас впервые прослушала, вот растяпа..) Хотя БГ слушала конечно и раньше. Но я как-то быстро устаю от такого уплотнения смысла и образов. Больше мне по сердцу наполненность воздухом, невесомость.
А это моё "Пацаковское" видимо, наболело..)

Не знаю даже, как назвать данную ритмику - а, просто сделала одну пеонную стопу в конце и всё. А вот про цезуру, балда, забыла..))
А с другой стороны, при наличии цезуры с внутренней рифмой, стих можно "развернуть", поделив строки пополам, а я этого терпеть не могу почему-то. Наверное поэтому подсознательно избегаю, как бы отстаивая своё авторское право на именно такую длину строки.

Думаю, что технически это стихо непритязательно. Я больше люблю его за настроение - некое упорство в нищете духа при прогрессирующих в социуме тенденциях направить свой дар или на служение псевдо-патриотизму, или - превдо-религиям. Таким образом творческие натуры пытаются пристроить свои таланты, реализовать их, таким образом и показать их. Мне это претит. Ну, в общем, и по смыслу этот стишок неказист.. Но он мне дорог, видимо тем, что выражает мою гражданскую протестную позицию..))

Рада, что ты обратил на него внимание, мне безумно приятно, что ты им занялся и проанализировал. Надеюсь, ты тоже получил удовольствие..)

Поздравляю тебя с Днём Поэзии! Думаю, что это именно твой праздник.

Мария Абазинка   21.03.2020 13:57   Заявить о нарушении
.. и если ты меня слышишь, наверное (всё) это не зря.. ©

Мария Абазинка   21.03.2020 14:01   Заявить о нарушении
"Красиво развернуть" можно, практически, любой стих, если уметь.
Равно как и опустить достойный.
И то и другое только лишь характеризует рецензента.

Гольгертс   21.03.2020 19:46   Заявить о нарушении
Значит, у меня развилась паранойя - боюсь этого "разворачивания", будто тебя препарируют..)Разрезали - а там.. совсем не то, что я ожидала в себе увидеть.

Мария Абазинка   21.03.2020 21:05   Заявить о нарушении
Не знаю, не знаю...
Вот читаешь иногда развёрнутый анализ от профи, какого-нибудь стиха Бродского
или той же Цветаевой. Там тебе и семантический и лексический и ешё чёрти-какой...
И думаешь, неужели автор стиха может всю эту "хрень" держать в голове и учитывать?
Просто невозможно представить, что так может быть.
А вот потом всякие "филологи" пусть резвятся, если им охота.

Гольгертс   21.03.2020 21:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.