У двери дома с негодяями

...В сущности,

до римской поэзии

Эрос

означает не "любовь",

а смерть природы,

то есть муку, зиму и холод,

закат, падение светила,

разлуку и дисгармонию.


Всюду, где Эрос, там страдание.


...В трагедии, как и в философии,

Эрос представляет собой ненависть и распрю,

нечистую страсть,

проклятие, Аид,

всякое распадение и разрушение.


Обычные формы такого "дурного Эроса" -

губительные силы воды (ливни, наводнения),

воздуха (вихри, бури),

земли (землетрясения)

и главным образом огня (пожары):

в философии - "первоэлементы",

в трагедии - метафоры, сюжетные мотивы и персоны.


...Вакхическая форма Эроса - Дионис;

форма огня - Геракл.


...Эрос имеет две природы -

губительную и созидательную.

В мистерии он творец,

в трагедии - разрушитель.


В ряде трагедий его сила управляет

всем действием...

Хор "Семи" называет весь комплекс бед

трагической вражды братьев

"властью дурного Эроса".

И действием эсхиловских "Семи"

движет тоже Эрос.


Софокловская Антигона -

воплощение Эроса, ещё в женской форме.

Такой Эрос представляет собой

до-любовь,

вернее, любовь в мифологическом значении,

то есть СМЕРТЬ.


...В трагедии нет ПОНЯТИЯ смерти,

а есть мифологический ОБРАЗ смерти;

такой образ представляет смерть

в виде живой персоны,

заживо "уходящей" в преисподнюю,

"изгоняемой", "рабствующей" и т.д.


...Среди терминологии образов,

всё время говорящих о водах,

сама СУДЬБА представляется водой

загробной реки

/волна Коцита - судьба рода/.

Здесь явно видно,

что "судьба" равнозначна "преисподней",

смерти.

Над героями трагедии реет смерть.


По-гречески /морос/ значит

"судьба", "доля", "жребий",

но с определенным оттенком

именно смерти.

Как персона Морос считается в мифе

СЫНОМ НОЧИ (Гезиод).

..."Делёж" и "судьба"

по-гречески передаются одним и тем же словом.


Главная идея трагедии

заключается в том, что СМЕРТЬ протагониста,

получаемая в виде "судьбы"

при эсхатологическом дележе мойр,

всегда является смертью

искупительной,

смертью очистительной жертвы.

Эдип погибает,

но Фивы спасены им от чудовища.

Этеокл и Полиник убивают друг друга,

но город спасён.


...Кровавые, варварские темы

греческой трагедии

объясняются именно тем,

что зрительный греческий театр - балаган -

был панорамой, скрытой за пологом

или за дверью СМЕРТИ,

но смерти не людей, а мифологических существ,

в которых воплощались стихии

и силы внешней природы.

Образы

были гуманнее понятий...


..."Призрак" и "мертвец"

мыслились в виде тождества:

призрак и был мертвецом, как

"лишенное души подобие тела".


...Из драмы мертвецов

вырос понятийный сюжет о людях,

которых сделали мертвецами.


...Если в МИФЕ Геракл

бьётся у врат смерти с Кербером,

то в ПОНЯТИЙНОМ сюжете

герой ссорится у дверей дома

с негодяем.


О.Фрейденберг. Миф и литература древности. М., 1978.


Рецензии
Κέρβερος, лат. Cerberus) — трёхголовый пёс, охраняющий выход из царства мёртвых в Аиде; порождение Тифона и Ехидны. Он не позволяет умершим возвращаться в мир живых, а живым посещать мёртвых. В одном из мифов пса очаровало пение Орфея, который спустился в Аид за своей женой Евридикой.
http://ru.m.wikipedia.org › wiki
Цербер -

Евгений Виноградов Юниор   12.12.2022 19:52     Заявить о нарушении