Роберт Браунинг 1812 - 1889 Лик

О, если б мы смогли её головку
Писать на фоне бледно-золотом
И с мастерством тосканцев ранних* ловко!
Не властны тени над прекрасным ртом,
Чьи губы открываются так нежно –
Но не при смехе: всё испортит он,
А будто гиацинт пророс безгрешный,
Склонив в порыве страсти свой бутон,
Медово-красный, чтобы целоваться:
И губы стали тихо раздвигаться.
У тонкой, гибкой шеи чудный вид,
Она на блеклом золоте дрожит,
Вплоть до прекрасной формы подбородка!
На фреске у Корреджо**есть находка:
На небе лики ангелов, тела
Без очертаний, в свете тает мгла;
То лишь толпа, но я узреть мечтаю,
Как чудо вдруг родится напоказ,
Бледнея среди неба каждый час
(На блеклом фоне – милый нам анфас);
Тут сжались небеса в единый глаз,
Чтоб чуда не терять, ему мигая.

* …тосканцев ранних… – Здесь имеются в виду итальянские художники раннего Возрождения, т.н. кватроченто (XIV век) из Тосканы: Флоренции и Сиены. Их изображения мадонны и святых выполнены на золотом фоне, как византийские иконы. Браунинг в 1840 годах посещал Флоренцию, и знакомился там с творчеством Филиппо Липпи и фра Беато Анжелико.
** … на фреске у Корреджо… – Здесь речь идёт о знаменитой фреске «Вознесение девы Марии» (роспись плафона) собора в Парме, которую начал в 1524 году знаменитый итальянский художник-маньерист Корреджо (Антонио Аллегри; около 1489 —1534). Художник умер, не успев завершить работу. Корреджо впервые показал многочисленные группы людей не как искусное соединение отдельных фигур, а как живописную массу.



Robert Browning (1812 - 1889)

A Face

If one could have that little head of hers
Painted upon a background of pale gold,
Such as the Tuscan’s early art prefers!
No shade encroaching on the matchless mould
Of those two lips, which should be opening soft
In the pure profile; not as when she laughs,
For that spoils all: but rather as if aloft
Yon hyacinth, she loves so, leaned its staff’s
Burthen of honey-coloured buds to kiss
And capture ’twixt the lips apart for this.
Then her lithe neck, three fingers might surround,
How it should waver on the pale gold ground,
Up to the fruit-shaped, perfect chin it lifts!
I know, Correggio loves to mass, in rifts
Of heaven, his angel faces, orb on orb
Breaking its outline, burning shades absorb:
But these are only massed there, I should think,
Waiting to see some wonder momently
Grow out, stand full, fade slow against the sky
(That’s the pale ground you’d see this sweet face by),
All heaven, meanwhile, condensed into one eye
Which fears to lose the wonder, should it wink.


Dramatic Personae  1864


Рецензии
Добрый день, Александр Викторович!
Мне, как художнику, интересно было бы узнать подробности отношений Браунинга с прерафаэлитами. Можете что то по этому поводу рекомендовать?

Иван Сирин   13.03.2020 13:46     Заявить о нарушении
Добрый день!

Я не знаю биографию Браунинга в подробностях. Есть такая статья в Сети
http://www.victorianweb.org/painting/prb/browning.html

может она Вам что подскажет. Скорее всего, есть и какие-то монографии об этом.

Лукьянов Александр Викторович   13.03.2020 14:21   Заявить о нарушении
Спасибо!

Иван Сирин   13.03.2020 15:13   Заявить о нарушении