Фаюмские портреты диалог поэтов

Авторы:



Михаил Азнауров (М.А.)http://www.stihi.ru/2020/03/13/2429
Валентина Захарова (В.З.) http://www.stihi.ru/avtor/serenada6
Надежда Ямщикова (Н.Я.) http://www.stihi.ru/2020/03/13/3124



(М.А.) Фаюмские портреты, это созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I-III веков. Своё название, портреты получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Портреты являются элементом видоизменённой под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: в которой, портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии. Портреты находятся в коллекциях многих музеев мира, таких как: Британский музей, Лувр, Метрополитен-музей в Нью-Йорке. В том числе, 23 погребальных фаюмских портрета находятся в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, обнаруженных в Египте в 1870-е годы. Они дают возможность проследить развитие этого жанра на протяжении четырёх веков (с I по IV века).

Проматерь творчества, художественный стиль.
Фантастика? Нет, быль.
Фаюмские портреты – в чём секрет,
Техникой какой, прославился портрет?

Фаюм, оазис, на кладбищ;
Что археолог Питри ищет?
Нашел портреты – ну, и что
В истории след оставили какой?

В традициях погребальных, Питри, что открыл,
Как всё менялось, пояснил
Менялись взгляды как, традиции и стиль,
С четырёх веков «сдул» историческую пыль?

Египет, греко-римское влияние,
Значенье жанра, новое признание,
Усопших обликов портреты,
Что сохранила жизнь в веках?



(В.З.) Когда видишь портреты впервые.
Боже мой, они ж живые.
Безумно красивые лица.
Желанье смотреть, насладиться.

Женщины и мужчины, дети.
Обнаженные и в шеврете.
Портрет сохранил форму и цвет лика
Поищем, в чем тут закавыка?

Живопись...явленье уникально.
Две тысячи лет (ремарка, специально).
Назад шедевр нашли в Фюаме.
Пятнадцать веков прошло, это подумать.

По качеству подобны европейским.
Феномен реалистичен - акт судейский.
Все персонажи жизненны, подделок нет.
И это есть уникальности секрет.

Еще, что всех смотрящих поражает.
Ваятели восковыми красками лики выполняют.
Поверхность получается пастозной.
Мазки накладывались очень скрупулезно.

Техника художника еще одна причина.
Чтобы воздвигнуть в большие величины.
Фаюмские портреты, дабы занять место.
Во многих музеях, в Лувре, им не тесно.

И еще одно важное явленье.
Портреты писались лишь для погребенья.
Помещались на саркофаг в районе головы.
И видеть это могли лишь только боги.

Это был паспорт для входа в мир иной.
Заказчик показывал в портрете статус свой.
Просил изобразить себя во всей красе.
Живопись же современная для живых людей.



(Н.Я.) Ранние фаюмские портреты были выполнены в технике энкаустики (от греческого слова - выжигаю). Подобная распространённая в те времена восковая живопись, придавала объёмность  и живость лицу, где контуры глаз, носа, подбородка, подчёркивались более густыми красками, а контуры лица и волос более жидкими красками. Надо заметить, что картины сохранили свежесть лица и долговечность. Важная особенность портретов, это  тончайшее сусальное золото. Его использовали в декоративных формах, чтобы подчеркнуть индивидуальность портрета, им выделяли повязки, украшения, или же весь фон. На погребальных портретах, видны причёски, соответствующие моде того времени. Когда впервые смотришь на  портреты, которым почти 2000 лет, поражаешься искусству живописи. Они сохранили свежесть и выглядят как живые.
С определенностью можно сказать, что изобразительная традиция фаюмских портретов имеет греческие корни. К сожалению этническая живопись до нас не дошла. Энкаустика - живопись окрашенным воском. Работа выполнялась расплавленными восковыми красками с использованием не только кистей, но и лопаточек, и даже резцов. Исправления были практически невозможны. Все в картине должно было быть сделано правильно с первого раза. Фаюмские портреты хоронились вместе с мумией изображаемого ими человека. Восковая живопись сильна, картины кажутся правдоподобно живыми, воск бессмертен. Портреты завораживают, притягивают так, что когда смотришь в их большие глаза, кажется, ещё минута и попадёшь в зазеркалье, по ту сторону портрета. Портреты напоминают ранние портреты Иконописи: большие выразительные глаза, прямой нос  и маленький рот... Глаза нарисованы так, что при движении, кажется, они следят за вами, смотрят вам в глаза, в  каком бы ракурсе, портрет  не находился...Художники рисовали не портрет усопшего, а его обнажённую душу.  При этом, большие глаза были главным акцентом на портрете... По преданиям тех времён, человек умирая, выпускает душу через рот, а заново она заходит в человека, через его глаза..... Увиденное на выставке Фаюмских портретов, долго держит посетителя под большим,  эмоциональным впечатлением.....


Рецензии