Сказ про то, как Вохонцы веру делили

К 110-летию
царского указа 1905 года о началах веротерпимости

Динь-дон! Динь-дон!
По-над Вохной льётся звон.
Триста лет тому назад
здесь – село, а не посад.

Под весенними лучами
золотится крест на храме,
бел и чист, как лебедь, сам
новый Воскресенский храм.

Отогрел апрель крылечки,
трескается лёд на речке,
и поднял грачей-ворон
колокольный перезвон.

День сегодня, право, славный –
Главный праздник православный!
Славят души и уста
Воскресение Христа.

Славят города и веси:
Истинно Христос Воскресе!
А на Вохне, словно Сам,
Он в лучах сошёл на храм.

Благодать из стен церковных
на себе и в освящённых
узелках честной народ
чинно по домам несёт…

Отошёл обедни час –
Зазывает всех как раз
рядом праздничный базар,
где гуляет  млад и стар.

Кому – ярмарка, качели,
хороводы, карусели,
кому – пряник медовой,
а кому – кулачный бой.

День Пасхальный – не для боя,
ан распетушились  двое,
и за каждым из бойцов
прибывает  молодцов.

Им христосоваться б надо,
Пасху б славить веселей,
но, увы, Христово стадо
разделилось на селе.

……………………………

Почитай как сорок лет
во Христе согласья нет –
по селу межой прошёл
церкви никонов раскол.

В Вохне испокон крестьянство
почитало христианство,
со времён Донского нам
был поставлен Божий храм.

В Троицу пешком ходили,
беды «к Сергию» носили,
и все вохонцы окрест
почитали древний крест.

Нынче в моде троеперстье, –
с двоеперстием – раздел,
старовер молиться вместе
с нововером не хотел.

Чтоб от моды не отстать –
надобно обряд менять,
да не всякий и не враз
веру дедову предаст.

…От Владимира Двора
до антихриста-Петра
двоеперстно лоб крестили,             
посолонь с крестом ходили,
испокон читала Русь
Имя светлое: «Исус». *
И тиснил Иван-друкарь
книги все, как было встарь.

Никон всё переменил:
имя «Иисус» вменил,
Исказил (попутал бес!)
книги и обряд, и крест,
хоть не завещал Господь
пальцы собирать в щепоть...

Без Собора, самочинно,
Никон ввёл свои новины:
против солнца крестный ход
водят уж который год.

Был потом царём обижен
Никон – сослан и унижен.
От новин отрёкся он,
да уж мир был разделён…

Розно все теперь молились
и посудой разделились,
и чужел свояк-мужик,
потому как – «еретик»!..

…………………………….

Но на ярмарках-базарах
не меняли правил старых:
равно торговать могли
иноверцы всей земли.

Русь была терпимой сроду
к басурманскому народу,
а царёв закон да кнут
больше знал крещёный люд.

Но мерцал в душе Руси
Свет, идущий с Небеси,
и хранил он лет семьсот
православный наш народ.

Ещё сорок лет назад
во Христе и сват был брат:
одинаково крестились,
на кулачках веселились.

Только с некоторых пор
кулаки вступили в спор.
Коли нет ума, – способней
споры разрешать оглоблей.

Кто с мозгами набекрень –
дурень и в Пасхальный день.
В душах и умах разброд
вывел вохонцев на лёд.

………………………………

Бой кулачный в самом деле –
как на масленой неделе,
в том же месте на реке –
       от моста невдалеке.

 Правый берег – староверы,
 левый берег – нововеры.
 Справа ряд и слева ряд
 крепких вохонских ребят,
 И любой из них готов
проучить «еретиков».

Бьются человек до ста
за два иль за три перста.
Нынче все персты – в кулак,
и свояк – уже чужак.

Нынче спора заводилы –
Знаменитые верзилы:

Болдя – вохонский кузнец –
богатырь и удалец.
Бочки о семи пудах
он таскает на плечах.
И хоть сам он глуп и молод,
да кулак – с пудовый молот,
да сажень в его плечах,
да огонь в его очах.

А его соперник Зяма –
мельник, старовер упрямый.
Бородёнка хоть редка,
зато сила велика:
три мешка муки за раз
он поднимет хоть сейчас!

Перед Болдей кулаками
крутит он, как жерновами.
А кузнец ему в ответ
грудью закрывает свет:

– Ну, Аввакумово племя!
– А ты – Никоново семя!
– Я те ребра сворочу!
– Сам тебя я проучу!
       ……………………………

Новый Троицкий наместник
вышел к речке с причтом вместе.
(Бывший-то наместник Фрол,
говорят, в «раскол» ушёл.)

Зрит на бой наместник Власий, –
раззадорен,  хоть и в рясе.
Каб не ряса да не сан –
побузил бы он и сам!

Когда был в миру он Васей –
будь здоров  мордасы квасил!
Озорник и зубоскал –
молодух не пропускал…

Но когда от старой веры
он в селе отрёкся первый,
то,  поскольку Вохну знал,
в Троице полезным стал.

Ловок, грамотен, умён,
в братию был принят он –
стал о тридцати годах
Власий-иеромонах.

Вот по этой-то причине
он при власти и при чине.
Вновь, как встарь, крестьяне тут
Власьевским село зовут.

……………………………

Двинул Болдя в харюЗяме,
а тому и ничего:
только нос и рот местами
поменялись у него –

Будто врезался в телегу:
спелой клюквой – кровь по снегу.
Но, тряхнувши головой,
он опять вступает в бой!

Два могучих кулака
супостату мнут бока,
Болде выкрасил лицо –
как пасхальное яйцо!

А вокруг по берегам –
развесёлый шум и гам.
Бабы, девки, ребятня
долго ждали сего дня.

Особливо девки рады:
можно пару приискать,
женихи на льду – парадом –
удаль на виду и стать!

Вот уж не помрёшь со скуки:
кто ловчей, а кто бойчей…
Бейся – проще нет науки!
Правил – два: пустые руки,
да лежачего не бей.

Вдоль по берегу – кладбище,
Здесь хоронят лет полтыщи.
Но сегодня сквозь кусты
вышли к Вохонке кресты:

 В стороны раскинув руки,
 прадеды – туда, где внуки:
 то ли мордобой разнять,
 то ль за веру постоять.

 Не к добру такая свалка,
 Право, тех и этих жалко:
 лишь чуток разобрались,
глядь – опять стеной сошлись!

 Только с рядом ряд сцепился –
 лёд под ними провалился,
 и ушли под бабий вой
 в чёрный омут с головой…

Враз померк пасхальный день,
 и нашла на солнце тень.
 И узрел народ окрест,
 как погас на храме крест…

……………………………

 На неделе на пасхальной –
 звон над Вохной погребальный,
 а у речки средь кустов
поприбавилось крестов.

 На могилках у ребят –
 несгоревших свечек ряд,
 и для нищих или птиц –
 горки крашеных яиц…

 Вот такая вышла Пасха –
 спора страшная развязка.
 Горем по селу прошёл
 клятый никонов раскол.

  ……………………………

Ах вы, божьи человеки,
грех раскола в нас навеки,
а расколотым на части
нет Пути к любви и счастью.

Вечная беда-вина:
Русь усобицей больна,
а меж братьями война
властью каинов страшна...

Пока главное богатство
не вернём – Любовь и Братство –
Непутёвая Страна
маяться обречена.

Только Божий Путь спасёт
от бесславья наш народ,
и воскреснет, как Исус,  *
Новая Святая Русь!

……………………………

Динь-дон! Динь-дон!
По-над Вохной звон – как стон.
Триста лет тому назад –
выходил на брата брат…

Примечание.* Написание  в соответствии с древнерусской и старообрядческой традицией.


Рецензии