Имам Шамиль. 1270-73 годы хиджры. Закат Имамата

Окталогия "Ас-Сафи" – эпическая драма с элементами лирики философско-дидактического содержания в 8 частях, 40 книгах, 124 тысячах бейтов – крупнейшее поэтическое произведение мира одного автора (~344K/~920К, материалы готовятся к публикации). Литературный колосс карачаевского писателя уже обошёл по объёмам греческую "Илиаду-Одиссею" Гомера (29К), индийскую "Рамаяну" Вальмики (48К), персидское "Шах-намэ" Фирдоуси (120К) и индийскую "Махабхарату" Вьясы (180K), пока уступая лишь кыргызскому эпосу "Манас" (396-416~500К). Окталогия ни в печатном виде, ни в электронном варианте не продавалась и не продаётся – находясь в свободном доступе для всего человечества.
Окталогия "Ас-Сафи" Шукура Тебуева на официальных ресурсах произведения:


Международный профиль произведения
https://www.tumblr.com/as-safi-octalogy-poetry
YouTube
https://www.youtube.com/@assafipoetry
Стихи.ру
http://stihi.ru/avtor/shukurtebuev
Medium
https://medium.com/@shukur_tebuev
Яндекс Дзен
https://zen.yandex.ru/id/5f4b9a4152ad3101b4020e51
Автор.Тудэй
https://author.today/u/shukurtebuev
Wattpad
https://www.wattpad.com/user/shukurtebuev
Penfox
https://penfox.ru/author/shukurtebuev/
Readli
https://readli.net/profile/686167540/books/
Litsovet
https://litsovet.ru/user/106468
Yapishu
https://yapishu.net/user/shukurtebuev
Библиотека Поэзии
https://poems.su/authors/shukurtebuev/
СИ
http://samlib.ru/t/tebuew_s_s/



1 271 – 1 273 Годы Хиджры – закат Имамата…



Богатые трофеи в Грузии разбудили алчность людей…

V;MMMDCLXXI / 8 671

Ясно, просто изъясняя
Сам Мухаммад Карахи
Прояснил – не умаляя
Где-то чьи-то он грехи.
Жадность – тянет униженье,
Неудачи притяженье.
Гордость – обречённой стала
Быть униженной. Немало.
Мы не сказки здесь писали
Про Великий Имамат,
Хоть велик он был и свят,
Дело снова проясняли:
Марку надо всем держать,
А не прошлому пенять…

Увеличение угнетения со стороны мудиров и наибов, их отход от повиновения Имаму

V;MMMDCLXXII / 8 672

Верой слабых – большинство,
Хоть до власти и дорвались,
Человека естество,
Денежки где извивались,
Чтобы суть определить –
Мир иль Рай, иль в Боге жить.
Повторением устал
Повторять, но приказал
Зверю вновь Велик Аллах,
И, сомнения не зная,
В одиночестве шагая,
Вновь гъарибом впопыхах,
Иисусом не отстать,
Бога воплотить Печать…

Как следствие: «... не прибавлял Всевышний Аллах войскам Имама после этого сражения [в Грузии], куда бы они ни направились, ничего – кроме принижения и поражения, оставления без поддержки и отступления…»

V;MMMDCLXXIII / 8 673

И арба – назад пошла,
Отвернувшись от Веленья
Бога, таковы дела,
Вслед другим для наставленья.
Двадцать Лет там продержались –
За деньгами тут погнались,
Что ж, известен результат,
В мире так бывает, брат.
Было – так. И будет – так.
Никого не обижая,
Суть у дела проясняя,
Каждый в деле был мастак
Путь себе определить,
В трио Истиной пробить…

«… не было у мудиров и наибов ничего, кроме удаления [от справедливости и соблюдения норм шариата] и гордости…»

V;MMMDCLXXIV / 8 674

Правду он одну сказал,
Что теперь глаза колола
Нам – предвидится развал,
Бог не терпит произвола.
Неприятные слова,
Где «ислама» полова?
Где Ислам – полыни нет,
То запомни в жизнь, аскет.
Бог – неверие терпел,
Государству не мешает.
Но за гнёт – Он разрушает,
Так Пророк сказать велел*…
Вот за это поплатились,
С Имаматом распростились…

«… [не было ничего] у Имама – кроме опущения узды правления и признания»

V;MMMDCLXXV / 8 675

Слушать миром перестали
Там Хункаровы веленья.
От Имама, что ль, устали?
Бог пришлёт им наставленья
В виде горечи побед
Уж не их и не в обед.
Русским Он отдаст победу
В ужин ближе, не к обеду.
Ведь не может всех казнить –
Верных много полегло
В битвах раньше, не смогло
Здесь на помощь подсобить –
Остальные не хотят
Слушать волю. Их сместят.

Снова о мекканской Кузнице Духа и достижении точки Башашат уль-Иман…

V;MMMDCLXXVI / 8 676

Про Башашатуль-Иман
Мы и раньше говорили,
Сода в первый караван,
Позже в Фикхе* прояснили,
Позже что написан был,
И про то Вам говорил.
Можно будет проясниться
Чтобы в речь не утомиться.
Очень важное явленье,
Чтоб осмыслить и понять,
И туда уже шагать,
Полнотою проясненья.
Чтоб итог был удалой
И не только под луной…

Слова автора книги о том, что сам Имам, во время его пребывания в Ичичали, толковал это сражение – как злосчастное…

V;MMMDCLXXVII / 8 677

Что ж, Имаму – то виднее.
Раз, тем более сказал
Это сам. Врагу сытнее
Править позже будет бал.
Что Великий покидает
И к Аллаху зашагает.
Этот мир – всего Дунья,
Повторюсь опять, друзья.
Смысла что – и не имела,
Кроме как нас испытать,
Сутью нас определять,
Но кому какое дело,
Коль за златом уж погнались
И от Бога отвращались…

Не все муриды, населявшие Имамат и считавшиеся таковыми в силу терминологии книги Мухаммада Тахира – были войнами битвы против нафса (салик)

V;MMMDCLXXVIII / 8 678

Здесь «мурид» – был термин строгий,
Что «сторонником» Имама,
Не сказать чтобы убогий,
В книге так вершилась драма.
«Лицемер» –  врагом там был,
Пусть про Бога он твердил.
А мурид на самом деле –
Разогнавшись на пределе –
К Богу Одному лететь,
Чтобы Гъарифом Познанья,
Вне что мира почитанья,
Только в Боге преуспеть,
Рай и мир сей отвергая,
Вот такая составная…

Слова казначея шейха Шамиля Хаджиява Оротинского о наставлениях Имама всем его домочадцам и ему лично

V;MMMDCLXXIX / 8 679

В Примечанья* отошлём,
Чтобы дело упростить,
Был я малый водоём,
Водоносом тоже быть,
Что нетрудная затея,
Перед Богом Вечным млея,
Как Аллах того хотел,
Фани мутлякъ преуспел,
Что фи Зати Ллях пришёлся,
[В деле был мусталахат,
Что своим понятен, брат…]
Больше он и не нашёлся:
Больше в списках не найдёшь,
Хоть и поиском хорош.

«… [не было] у простого народа [ничего] – кроме недовольства правителями и неодобрения всего этого…»

V;MMMDCLXXX / 8 680

Всё цитаты этой книги
Ясно-чётко отделяют,
Не оставив нам интриги,
Чёрное не обеляют.
Если стонет там народ
И везде наибов гнёт –
То тогда конец началу,
Подобает так Забралу
Вновь сказать и честным быть,
[Что мне страны и моря,
Правду в деле говоря],
Чтобы Богу угодить.
Справедливых – мало стало,
Тем всё дело проиграло…

Горцы уступили в войне не русской армии, при всей её невообразимой мощи, а – мирскому

V;MMMDCLXXXI / 8 681

Бог – лишь Силу всем даёт.
Это прямо мы сказали:
Свергнешь нафса коли гнёт –
Чтоб такие проиграли
Не слыхал. Но – в День Суда,
А не мира чехарда,
Чтобы здесь «счастливым» жить,
Спать и есть, и сладко пить.
У Него – Свои Законы:
Если с Ним – другого нет.
Тем и проиграл аскет,
Что не понял обороны.
Мир и Рай ты отвергай –
К Богу Одному шагай…

«… И это потому, что Аллах совершает любое дело, которое должно совершиться…»

V;MMMDCLXXXII / 8 682

Книгой всё Небесной стало,
Там записаны дела,
От конца и где начало,
Бога Воля лишь вела.
Нам не важен результат,
Где крамолы мой обряд.
Нам – намеренья важны,
[Мы – намеренья сыны],
А дела определил
Лишь Аллах, что воплощает,
Всё как Хочет Он Бывает,
Речи в деле сократил.
Спросит нас – чего хотели –
Тем святые преуспели…

Воплощаются только Замыслы Бога

V;MMMDCLXXXIII / 8 683

В общем, дело завершилось,
Как Аллах и предписал.
Ничего не утаилось,
Знаньем книги точным знал.
В общем, Имамат – смели,
Так сказать, с лица земли.
Халифата – тоже нету,
Чтобы отвечать аскету.
Хоть вперёд мы забегаем –
Не за этот мир держались,
Как неверные цеплялись,
Место в мире своё знаем:
Крылышка у комара*
Меньше в мире сём пора…

Народам Кавказа было суждено жить вместе с Россией по Божественному Замыслу

V;MMMDCLXXXIV / 8 684

Да, судьба нам предписала
Вместе чтоб с Россией жить,
Где империй всех начало –
Не дадут аскету быть
В одиночестве, пожалуй,
Тем империи обрадуй.
Коли так – тогда с Россией,
Иисусовых прибытий
С ней, пожалуй, подождём –
Чем с другими. А иначе
Ни к чему война тем паче,
Был хоть малый водоём,
Это дело понимал
И Россию выбирал…

Но – несмотря на то, что Руси было суждено много веков быть под татаро-монгольским игом – война против захватчиков шла…

V;MMMDCLXXXV / 8 685

Да, колониям назло
Надо биться и сражаться,
Пусть, не всем там повезло –
Можно попытаться драться.
Чтоб – Отчизну защитить,
Дипломатией не жить.
Нечего там нам пенять,
К миролюбью призывать:
Предки наши – воевали,
Саблю вслед Имам вложил,
Как про это говорил,
Саблей той нас удержали
Воевать с Россией вслед:
Иисусу ждём обет*…

История Имама Шамиля в стихах
http://stihi.ru/avtor/shukurtebuev&book=24#24


Рецензии