Неологизмы в русской поэзии. Каменский
1. Вступление
Поэт-футурист Василий Каменский создал огромное множество неологизмов, некоторые из которых, но далеко не все, мы рассмотрим в этом эссе. Мы не можем сейчас поставить перед собой задачу рассмотреть все его новые словообразования и оставим её для других исследователей языка и идеостиля Каменского. В качестве примера таких исследований в этом вступлении, укажем только на статью прозаика и поэта Варлама Шаламова (1907-1982) (732) в сборнике «В зеркале» (2009), посвящённую поэзии Каменского (733), а также на статью литературоведа и лингвиста Виктории Никульцевой «Сравнительный анализ неолексиконов Игоря-Северянина и Василия Каменского» (2011) (734,735).
[1393]
«Именно Василий Каменский ввел в обиход слово «самолет» вместо иностранного «аэроплан». Ранее слово «самолет» существовало в русском языке, но обозначало другие объекты, например, самодвижущийся ткацкий челнок или паром, приводимый в движение течением реки» (262).
Каменский не случайно стал третьим призёром в поединке на звание Короля поэтов в зале Политехнического музея в 1918 году после Северянина и Маяковского (262).
1. Сложносоставные неологизмы и окказионализмы Каменского
БОЙ-БРЯЦАЙ
А наши языки
Поют такие БОЙ-БРЯЦАЙ…
«Гимн 40-етним юношам» (1924)
Окказионализм «бой-бряцай» несёт в себе, как и большинство окказионализмов Каменского, в основном, звуковую составляющую. В данном примере приведённой билексемыэта звуковой составляющей является глагол бряцать.
ГИБКОСТРОЙНАЯ, НЕРВНОЛИКАЯ девушка, СВЕРХ-НЕВРАСТЕНИК ребёнок
Выделенные неолологизмы Каменский применил в стихотворении «Маяковский» (1917), характеризуя этого поэта, и они ясны и не требуют пояснения:
И он же — девушка расстроенная
Перед объяснением с женихом,
И НЕРВНОЛИКАЯ, и ГИБКОСТРОЙНАЯ,
Воспетая в любви стихом.
Или капризный вдруг ребёнок,
Сын современности - СВЕРХ-НЕВРАСТЕНИК
[1394]
ЖИЗНЕДАТНЫЕ лучи и ЗВЕНИДЕНЬ
Эти неологизмы Каменский привёл в своём раннем стихотворении «Русский звенидень» (1910). Мы приведём его здесь полностью, чтобы объяснить их смысл:
Звени, Солнце! Копья светлые мечи,
лей на Землю ЖИЗНЕДАТНЫЕ лучи.
Звени, знойный, краснощекий, ясный-ясный день!
ЗВЕНИДЕНЬ!
ЗВЕНИДЕНЬ!
Пойте, птицы! Пойте, люди! Пой, Земля!
Побегу я на веселые поля.
Звени, знойный, чернозёмный,
полный-полный день.
ЗВЕНИДЕНЬ!
ЗВЕНИДЕНЬ!
Сердце радуйся и пояс развяжись!
Эй, душа моя, пошире распахнись!
Звени, знойный, кумачовый, яркий-яркий день;
ЗВЕНИДЕНЬ!
ЗВЕНИДЕНЬ!
Звени, Солнце! Жизнь у каждого одна, лучезарная, бегучая волна.
Звени, знойный, разудалый, русский алый день.
ЗВЕНИДЕНЬ!
ЗВЕНИДЕНЬ!
Существительное «звенидень» говорит за себя – это звенящий день.
[1395]
Перечислим указанные поэтом эпитеты такого дня: знойный, краснощекий, ясный-ясный; кумачовый, яркий-яркий; черноземный, полный-полный; разудалый, русский алый день. Вот, что означает окказионалим звенидень – это звуковой песенный образ дня с указанными эпитетами и, прежде всего, с постоянно повторяемым эпитетом «знойный».
Прилагательное жизнедатные, образованное от существительных жизнь и даты, дано поэтом как эпитет в словосочетании с существительным лучи, имея в виду солнце, которое у поэта тоже создаёт звук – звенит и с которого он начал своё стихотворение.
ЛЕТОКЕАН
Где искать на земле милосердия
ЛЕТОКЕАН, ЛЕТОКЕАН.
«Улетан» (1914)
Сложное окказиональное слово летокеан образовано как соединение от выражения из двух слов: «лет океан», первая составляющая которого означает не только лета, но и, очевидно, связана с глаголом летать.
Кстати, обратим ещё внимание, что название стихотворения также является окказионализмом, образованным от глагола улетать.
МОРЕВОЛНО
Из Симферополя на автомобиле
Приехал в Ялту я запыленный —
И улыбнулся МОРЕВОЛНО...
«Приехал в Ялту» (написано между 1914 и 1916 гг.)
[1396]
2. Подражание эгофутуризму Северянина
В стихотворении «Поэмия о соловье» (1916) - посвященном футуристу Георгию Золотухину (1885-1942) (736), уже в названии использован неологизм «поэмия», придуманный Каменским и включённый Сергеем Толстым в словарь неологизмов (267). Неологизм поэмия был создан Каменским, возможно, под влиянием неологизма Северянина «поэза». В начале своего творчества Каменский подражал Северянину и также как и он не читал, а пел свои стихи как песни или оперные произведения.
В предисловии к своей автобиографической книге «Его – Моя биография Великого Футуриста» (1918) (737), неологизм «поэмия» сам Каменский объяснил стихами:
Из жизни сделал я ПОЭМИЮ.
А из ПОЭМИИ – стихи.
И стал подобен СОЛНЦЕГЕНИЮ
И композитором стихии…
Здесь обратим внимание ещё и на окказионализм «солнцегений», подражающее северянинскому «Я-гений».
3. Подражание пению птиц и другим сочетаниям звуков в поэзии Каменского и другие букеты окказионализмов в его поэзии
Приведём полностью «Поэмию о соловье» для представления о его идеостиле с использованием букетов различных неологизмов и окказионализмов:
Георгию Золотухину — во имя его яркое.
Соловей в долине дальней
Расцветает даль небес.
Трель РАССТРЕЛИТСЯ ИГРАЛЬНЕЙ,
Если строен гибкий лес —
ЦИВЬ-ЦИНЬ-ВЬЮ —
[1397]
ЦИВЬ-ЦИНЬ-ВЬЮ —
ЧОК-Й-ЧОК. ПЕРЕЗВУЧАЛЬНО зовёт: Ю.
Наклонилась утром ВЕНЧАЛЬНО.
Близко слышен полет Ю.
Я и пою:
Стоит на крылечке
И ждет. Люблю.Песневей соловей.
На качелях ветвей
Лей струистую песню поэту.
Звонче лей, соловей,
В наковальне своей
Рассыпай искры истому лету.
ЦИВЬ-ЦИНЬ -ЦИЙ —
ЦИВЬ-ЦИНЬ -ЦИЙ —
ЧТРРРЬ-ЮЙ. Ю. Я отчаянный рыжий поэт
Над ДОЛИНАМИ-ЗЫБКАМИ
Встречаю рассвет
Улыбками
Для.
Пускай для — не все ли равно.
Ветер. Трава.
В шкуре медвежьей мне тепло.
Спокойно.Слушай душу разливную, звонкую.
Мастер я —
ПЕСНЕБОЕЦ —
Из СЛОВ ЗВОН Кую:
СОЛНЦЕДЕНЬ лью соловью
В ЗАЗВУЧАЛЬНЫЙ ответ,
Нити струнные вью.
Для поэта — поэт. Сердце — ясное, росное,
Звучное, сочное.
Сердце — серны ИЗГИБНЫЕ ВЗДРОГИ.
Сердце — море молочное. Лейся.
Сердце голубя —
Сердце мое. Бейся. Звенит вода хрустальная,
ЖУРЧАЛЬНАЯ вода.
Моя ли жизнь УСТАЛЬНАЯ,
Устанет мчать года.
Я жду чудес венчающих,
Я счастье стерегу.
Сижу в ветвях качающих
На звонком берегу.
ЦИВЬ-ЦЬЮ-ЧОК.
[1398]
ЧТРРРЬ-ЙЮ. Ю. Ведь есть где-то дверца,
Пойду отворю.
Жаркое сердце
Отражает зарю.
ПЛЛЬ-ПЛЮ-ЦИЙ.
ЦИЙ-ТЮРЬЛЬЮ.
СОЛНЦЕДЕНЬ вью.
УТРЕНЬ вью.
ЯРЦЕНЬ вью.
Любишь ты.
Я люблю. Ю.
ЦИЙ-ЙЮ-ЧОК.
ЧОК-Й-ЧОК. В ШЕЛЕСТИННЫХ ГРУСТИНАХ
Зовы песни звончей.
В перепевных ТРОСТИНАХ
ЧУРЛЮЖУРЛИТ ЖУРЧЕЙ
ЧУРЛЮ-ЖУРЛЬ.
ЧУРЛЮ-ЖУРЛЬ. В СОЛНЦЕСКАТЕ костер
Не горит — не потух
Для невест и сестер —
Чу. СВИРЕЛИТ пастух.
ТРУ-ТУ-РУ.
ТРУ-РУ-У.
ТУ-ТУт-ТУ.
ТУРУ-ТРУ-У Вот еще один круг
Проницательный звучно.
Созерцательный друг
Неразлучно.
ТУРУ-ТРУ-У.
И РАССТРЕЛЬНАЯ трель.
ЦИЙ-ВЬЮ-Й-ЧОК.
ЧТРРРЬ-ЙЮ, Ю.
И моя НЕБОВАЯ свирель.
Лучистая
Чистая
Истая
Стая. Певучий пастух.
СОЛОВЕЙ-СОЛНЦЕЛЕЙ.
ПЕСНЕВЕСТНЫЙ поэт.
И еще из деревни ПЕРЕКЛИКНЫЙ петух.
Рыбаки.
Чудаки.
ПЕСНЕПЬЯНИЦЫ.
[1399]
Дети на кочке.
Играют.
Катают шар земной.
Поют:
ЭЛЬ-ЛЛЕ-ЛЕ.
АЛЬ-ЛЛЮ-ЛЮ.
ИЛЬ-ДДИ-ЛИли. Ясный пастух одинокому солнцу
Над вселенной глубинами
Расточает ЗВУЧАЛЬНО любовь,
Как и мы над долинами.
ТУРУ-ТУ-ТУ.
ТУРУ-ТАМРАЙ.
Эй, соловей, полюби пастуха,
Позови его трелью РАССТРЕЛЬНОЙ.
Я — поэт, для живого стиха.
Опьяню тебя песней свирельной.
ХХА-РРА-МАМ —
Иди к нам. В чем судьба — чья.
ГОЛУБЕЛЬ сквозь ветвины.
МОЛЧАЛЬ.
Все сошлись у журчья,
У на горке рябины,
Закачает КАЧАЛЬ.
Расцветится страна,
Если песня стройна,
Если струйна струна,
И разливна ЗВЕНЧАЛЬ,
И чеканны дробины.Вот смотри:
На полянах
Босоногая девушка
Собирает святую
Траву Богородицы.
В НАКЛОНЕНИЯХ стана,
В ИЗГИБНОСТИ рук —
Будто песня.
И молитву поет она:
БЛА — ГО — ЕЛО — ВИ.
Поэтическая задача, по-Каменскому, - «ковать из слов звон», т.е. поэт должен быть мастером в сложении звонких песен, как соловей лить и вить струнные нити:
[1400]
ПЕСНЕВЕЙ соловей.
На качелях ветвей
Лей струистую песню поэту.
Там же.
Повелительная окказиональная форма «песневей» и прилагательное «песневестный» образованы как сложносоставные окказионализмы. Окказионализм «песневестный» является понятным эпитетом к слову поэт и его смысл в том, что поэт несёт в песнях вести и петь как соловей:
Певучий пастух.
СОЛОВЕЙ-СОЛНЦЕЛЕЙ.
ПЕСНЕВЕСТНЫЙ ПОЭТ.
И еще из деревни ПЕРЕКЛИКНЫЙ петух.
Рыбаки.
Чудаки.
ПЕСНЕПЬЯНИЦЫ.
Там же.
Песнепьяницами Каменский назвал поэта, рыбаков и чудаков - людей, которые могут опьянятся песнями.
Я отчаянный рыжий поэт
Над долинами-зыбками
Встречаю рассвет
Улыбками
Для.
Пускай для — не все ли равно.
Ветер. Трава.
В шкуре медвежьей мне тепло.
Спокойно.
Там же.
В своей автобиографии «Его – моя биография великого футуриста» (1918) поэт процитировал те же строки, переделав их концовку, в которой привёл окказиональный глагол песнепьянствовать, родственный вышеотмеченному существительному «песнепьяницы», а источником указал поэтическое произведение «Девушки босиком»:
[1401]
Я отчаянный рыжий Поэт
Над долинами—зыбками
Встречаю рассвет
Улыбками Для.
Для не все ли равно.
Ветер. трава.
Пой со мной—
Я ПЕСНЕПЬЯНСТВУЮ.
«Девушки босиком»
Обратим далее внимание в «Поэмии о соловье» на сложносоставной окказионализм «солнцескат»:
В СОЛНЦЕСКАТЕ костер
Не горит — не потух…
Солнцескат – то же, что закат солнца, так как одним из значений слова скат является спуск (24, 39).
В ШЕЛЕСТИННЫХ ГРУСТИНАХ
Зовы песни звончей.
В перепевных тростинах
ЧУРЛЮЖУРЛИТ ЖУРЧЕЙ.
ЧУРЛЮ-ЖУРЛЬ.
ЧУРЛЮ-ЖУРЛЬ.
Там же.
К указанному выше окказионализму, образованному суффиксальным способом «грустины», включённому Сергеем Толстым в Словарь неологизмов (267), и окказиональному прилагательному «шелестинные» поэт добавил в стихотворении «Девушка босиком» (1916) родственный окказионализм «грустиницы», а к образованному префиксно-суффиксальным способом «зазвучальный», ещё и «перезвучальный» и сложностоставной окказионализм «солневстальные»:
Девушки босиком —
Стихи мои ПЕРЕЗВУЧАЛЬНЫЕ
[1402]
От сердца к сердцу.
Девушки босиком —
ГРУСТИНИЦЫ СОЛНЦЕВСТАЛЬНЫЕ,
Проснувшиеся утром
Для любви и
Трепетных прикосновений.
«Девушка босиком» (1916)
Сложносоставные окказионализмы песневестный, песнепьяницы и солнцелей включены в Словарь неологизмов, составленный Сергеем Толстым (267).
К этим окказионализмам нужно было бы добавить и другие, данные поэтом новые словообразования, которые мы выделили: солцень, зазвучальный, перезвучальный, перекликный, грустиницы и солнцевстальные, а также которые ещё добавим.
Стихотворения «Улетан» (1914), «Любовь поэта» (1918), «Солнцадачи» (1918) и «Солнцень-ярцень» (1920) - букеты неологизмов и окказионализмов Каменского
В РАЗЛЕТИННОСТИ ЛЕТАЙНО
Над ГРУСТИНИЕЙ ЛЕТАН
Я ЛЕТАЙНОСТЬ совершаю
В ЗАЛЕТАЙНЫЙ стан
РАСКРЫЛЁННОСТЬ УКРЫЛЯЯ
Раскаленный метеор
Моя песня КРЫЛОВАЯ
НЕЗАМОЛЧНЫЙ гул — мотор
Дух ЛЕТИВЫЙ
Лбом обветренным
Лет ЛЕТИСТО крыл встречать
Перелетностью КРЫЛИСТО
В небе на орлов кричать
ЭЙТ! дорогу!
С вниманием ястреба-тетеревятника
С улыбкой облака следить
Как два медведя-стервятника
КОСОЛАПЯТ в берлогу
Выев вымя коровы и осердие
[1403]
Где искать на земле милосердия
ЛЕТОКЕАН, ЛЕТОКЕАН.
В ЛЕТИННЫХ КРЫЛОВАНИЯХ
Ядрено взмахи дрогнуты
Шеи - змеи красных лебедей
В отражениях изогнуты
Пусть - долины -живот
Горы -груди земли
Окрыленные нас УКРЫЛЯТ корабли
Станем мы небовать, КРЫЛОВАТЬ
А на нелюдей звонко плевать.
Песни птиц
Да крылья белые
РАСКРЫЛИЛИСЬ по лесам,
Вольные полеты смелые
«Улетан» (1914)
СОЛНЦЕЦВЕТЕНИЕМ
ЯСНЯТСЯ ПЕСНЕЦЫ
Где-то на окнах
ВОЛОКНАХ-ЯСНАХ.
К звездам ФИОЛЯТСЯ*
Алые лестницы
Где-то в разливных
Качелях вёснах.
ЛУНОМЕРЦАНИЕМ
ВОЛНЯТСЯ волны
Поляна любви на устах.
Где-то плеско плескаются
Синие чёлны
В прибрежных кустах.
И я далеко.
Раскатился как мячик.
И от счастья не знаю,
Куда
ПЕСНЕБОЙЦА везут.
Где-то маячит
Алмазный маячик
И светляки по небу ползут.
Я люблю БЕСШАБАШИТСЯ.
[1404]
В ПЕСНЕСКИТАНИЯХ
УТРОКРЫЛЯТСЯ
ПЕСНИ-НЕЧАЙКИ —
Встречают и провожают
Жизнь мою.
За пароходом
Сном тают
Утрами — маями — стаями
Чайки.
Им — последним друзьям
Я Кричу и пою:
Где-то пути НЕРАССТАЛЬНЫЕ
У не здесь берегов.
Где-то ШЕЛКОВОШУМ
Облаков
И ветры хрустальные.
Встречайте. Венчайте.
«Любовь поэта» (1918)
*) Заметим, что здесь окказиональный глагол фиолиться образован от использованного ещё Северяниным существительного фиоль, означающего филолетовое растение, цвета фиалки.
Из стихотворения «СОЛНЦАЧИ» (1918) приведём следующие фрагменты с выделением в них новых словообразований Каменского:
Стая славных, СОЛНЦЕВЕЮЩИХ —
Хор весенних голосов —
На ступенях дней алеющих
Наши зовы — гимн лесов.
Зовью ЗОВНОЙ,
ПЕРЕЗОВНОЙ,
ИЗУМРУДЬЮ в ИЗУМРУДЬ,
БИРЮЗОВЬЮ бирюзовной
Раскрыляем свою грудь
……………………………………
Эй, держи на руль,
На ВЗВЕЙНОСТЬ,
Напрямик,
[1405]
На красный путь,
Чтоб ИГРУЛЬ,
Чтоб ОГНЕЛЕЙНОСТЬ
Чтобы все твердили: Будь!
……………………………………..
Мы поем —
И ты пой с нами.
Мы кричим —
И ты кричи.Все мы стали песней. Знамя:
Утровые СОЛНЦАЧИ.
……………………………………..
Наш прилет —
РАЗДОЛЬ ЗВУЧАЛЬНАЯ;
А глаза, как бирюза.
Жизнь раскачена ВСТРЕЧАЛЬНАЯ.
Создавай! Гори! Дерзай!
Я бросаю слово:
Юность!
Я ловлю, как мяч:
СИЯРЧ!
Славлю струны:
СЛОВОСТРУЙНОСТЬ!
И кую железо:
ЖАРЧ!
Словом — в слово!
В СЛОВОБОЙНЕ
Хватит быстрых искрых искр.
В заключение этого раздела о букетах окказионализмов и неологизмов Каменского приведём ещё одно особенно насыщенное окказионализмами стихотворение - застольную песню «СОЛНЦЕНЬ-ЯРЦЕНЬ» (1920):
СОЛНЦЕНЬ в СОЛНЦЕНЬ.
ЯРЦЕНЬ в ЯРЦЕНЬ.
Раздувайте паруса.
ГОЛУБЕЙТЕ молодые
Удалые голоса.
Славьте жизнь
Привольно-вольную
Голубиную ПРИВОЛЬ.
Пойте здравицу
[1406]
Застольную
Бесшабашную РАЗДОЛЬ.
СОЛНЦЕНЬ в СОЛНЦЕНЬ.
ЯРЦЕНЬ в ЯРЦЕНЬ.
Дня венчальнаго дворца
Растворяйте-распахните
Души — алые — сердца.
Пусть указан путь
Да будет —
Хоровод ЗВУЧАЛЬНЫХ дней.
Друг про друга
Не забудет.
Кто пьет чару
Всех полней.
СОЛНЦЕНЬ в СОЛНЦЕНЬ.
ЯРЦЕНЬ в ЯРЦЕНЬ.
В песнях пьяных без вина.
Разгадайте смысл чудесный.
Нам ли юность не дана.
Пойте крылья ОГНЕВЕЙНЫЕ,
Взгляд бросая в небеса.
Славьте дни РАЗГУЛЬНО-ЛЕЙНЫЕ.
Раздувайте паруса.
СОЛНЦЕНЬ в СОЛНЦЕНЬ.
ЯРЦЕНЬ в ЯРЦЕНЬ.
Закружилась карусель.
Быстры круги.
Искры други.
Задружилась развесель.
ХАБББА-АББА ХАБББА-АББА.
ННАЙ— ННАЙ — ННАЙ
Эй РРАСКАЧЧИВАЙ.
И — ЮВЬ.
(свист в четыре пальца).
Уже название приведённого стихотворения представляет сложносоставной неологизм-билексему «солнцень-ярцень». Тем не менее и составляющие эту билексему радикалы «солнцень» и «ярцень» поэт привёл в тексте этого стихотворения как самостоятельные слова-окказионализмы.
[1407]
Выделенный далее глагол «голубейте» в обычных значениях: 1) « отсвечивать бледносиним цветом» или «виднеться, выделяться (о голубых предметах) и 2) «становиться всё более голубым», как образованный от прилагательного голубой был известен в словарном запасе русского языка (23).
Тем не менее у Каменского слово «голубейте» относилось к молодым, удалым голосам, а не к отсветам или гллубому цвету, и тем самым этот глагол получил новое семантическое значение, возможно вовсе и не с цветом, а с птицами голубями связанное. «по синему отливу шейных перьев этой птицы», как писал Фасмер в своём этимологическом словаре, разбирая слово голубеть (97, 738). И, следовательно, глагол голубеть, использованный Каменским, можно и следует отнести к семантическим неологизмам.
Вместе с тем, в связи с указанным словом обратим внимание и на другие однокоренные окказионализмы.
Так, в стихотворении «Развесенье» (1909) Каменский использовал глагол «взголубиться»:
ВЗГОЛУБИЛИСЬ крылья МАЙНЫЕ
Заискрились мысли тайные
Загорелись НЕЗАГАСНЫЕ
На росистых зеленях.
«РАЗВЕСЕНЬЕ» (1909)
Здесь попутно обратим внимание и на окказионализмы «майные» вместо майские и «незагасные» вместо незагосимые.
В «Поэмии о соловье» мы выделили окказионализм «голубель».
Напомним, что ещё у Есенина, заметим, мы отмечали неологизм «голубень» в стихотворении с таким названием 1916 г.
У Андрея Белого в стихотворении «Первое свидание» (1921) мы обращали внимание на глагол «оголубить».
Далее в тесте стихотворения Каменского обратим внмание на окказионализмы «приволь» и «раздоль» образованные от известных существительныых с тем же смыслом – приволье и раздолье, которые были просто усечены поэтом.
[1408]
Рассматривая следующие по тексту вышеприведённого стихотворения прилагательное «звучальные» как эпитет с существительному дни, а также в стихотворении «Солнцачи» (1918) прилагательное «звучальная» в окказиональном синклесе «раздоль звучальная», нужно сказать, что эти прилагалельные соответствуют по смыслу обычным словам звучный и звучные и именно поэтому их нужно отнести не к неологизмам, а к окказионализмам Каменского.
В стихотворении «Солнцень-ярцень» обратим внимание на составное прилагательное-билексему «разгульно-лейные» как эпитет к слову дни. Это окказиональное слово «разгульно-лейные», вероятно, соответствует более понятному сочетанию «разгульно льющиеся».
Неологизм «огневейные» в том же стихотворении, использованное в синклесе «огневейные крылья», Каменский образовал от северянинского глагола огневеть из стихотворения «На Островах» (1911):
Но отчего же я ОГНЕВЕЮ,
Когда мелькает вблизи манто?
Выделим из указанного выше стихотворения неологизмы-радикалы:
ИГРУЛЬ
Чтоб ИГРУЛЬ,
Чтоб ОГНЕЛЕЙНОСТЬ
Чтобы все твердили: Будь!
«Солнцачи» (1918)
Окказионализм игруль, образованный от слова игра, означает то же, что игрок.
Последние четыре строки вышеприведённого стихотворения представляют заумь, которой мы посвятим специальный раздел.
4. Неологизмы и окказионализмы Каменского, образованные префиксно-суффиксальным и суффиксальным способом
[1409]
ВСТОЛБЛЕННЫЙ
Радиотелеграфный столб гудящий,
ВСТОЛБЛЕННЫЙ на материке,
Опасный — динамитный ящик,
Пятипудовка — в пятерике.
«Маяковский» (1917)
ВСТРЕЧАЛЬНЫЙ
Провозвестница птица
Полярной Цуваммы
ВСТРЕЧАЛЬНОЙ Страны
Приливающих дней —
Из Ковчега грядущего
Посланы к вам мы —
Мы – кому жизнь горизонтов
Видней —
Мы поэты любимой Цуваммы.
«Цувамма» (1920)
Прилагательное встречальный, образованное от глаголов встречать и встретить и существительного встреча, включёно в Словарь неологизмов Сергеем Толстым (267). Оно отличается от известных родственных словообразований-прилагательных: встречный и встречливый (93) и от причастия встречающий.
ЖАРЕВО
жарит жаркое жарево
«Емельян Пугачев» (1931)
[1410]
ИЗВЕТРИТЬСЯ
Воздухом —
Духом
Душа ИЗВЕТРИЛАСЬ…
«На аэропланах» (1913)
ОКЕАНИТЬСЯ
Будто не хочется
Знать о земном.
Крыльями воля
Людей окрылилась, — дни
ОКЕАНЯТСЯ
Звездным звеном.
Там же.
РОСИНКИ – РАДОСТИНКИ
Взгляни на кроткие слезинки
Детей — цветов.
Ты эти слезы назови:
РОСИНКИ - РАДОСТИНКИ!
«Жить чудесно» (1909)
ЧАЯТСЯ чайки.
ВОРОНЯТСЯ вороны.
СОЛНИТСЯ солнце.
ЗАЯТСЯ зайки.
…………………………
По воде на СОЛНЦЕПУТИ
Веселится душа
И РАЗГУЛЬНОДЕНЬ
ДЕННИТСЯ невтерпёж.
[1411]
«Наследство ржавое» (1917)
РАЗВЕСНИЛИСЬ весны ясные
На весенних ВЕСЕНЯХ…
«Развесенье» А (1909)
5. Неологизмы-радикалы в поэзии Каменского
ДЫМЬ
Синяя ДЫМЬ за кустами
У Каменского в стихотворении «Вечер на Каме» (1917) находим радикал-неологизм дымь, образованный от слова дым по типу подобных радикалов женского рода, которые часто использовал Есенин.
ЭЙТ
ЭЙТ! дорогу!
«Улетан» (1914)
Восклицание-окказионализм «эйт!», видимо, то же, что «эй!», но с сокращением и соединением в одно слово выражений «эй, ты!» .
ЮВЬ
И — ЮВЬ.
(свист в четыре пальца).
«Солнцедень-ярцень» (1920)
[1412]
Малопонятныйокказиональный радикал «ювь» поэт пояснил, надо полагать, в следующей строке, в скобках «свист в четыре пальца».
Примечание: Автор будет признателен читателям, которые могут внести свои замечания и предложения к этому разделу (нумерация страниц и сносок продолжается).
СНОСКИ-ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ К ДАННОМУ РАЗДЕЛУ
732. См. статью «Шаламов, Варлам Тизонович» в Википедии.
733. См. Шаламов Варлам. В зеркале. Сборник. Поэт Василий Каменский.
734. См. статью «Никульцева, Виктория Валерьевна» в Википедии.
735. См. Никульцева В.В. Сравнительный анализ неолексиконов Игоря-Северянина и Василия Каменского. Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». № 6 / 2011
736. См. Lib.Ru/Классика: Золотухин Георгий Иванович: Собрание сочинений: http://az.lib.ru/z/zolotuhin_g_i/
737. Каменский В. В.. Его-моя биография великого футуриста. - М. : Китоврас (Тип. Т. Ф. Дортман), 1918.
738. См. Викисловарь: голубеть.
Свидетельство о публикации №120030305605