Неологизмы в русской поэзии. Каменский

НЕОЛОГИЗМЫ И ОККАЗИОНАЛИЗМЫ КАМЕНСКОГО

1. Вступление

Поэт-футурист Василий Каменский создал огромное множество неологизмов, некоторые из которых, но далеко не все, мы рассмотрим в этом эссе. Мы не можем сейчас поставить перед собой задачу рассмотреть все его новые словообразования и оставим её для других исследователей языка и идеостиля Каменского. В качестве примера таких исследований в этом вступлении, укажем только на статью прозаика и поэта Варлама Шаламова (1907-1982) (732) в сборнике «В зеркале» (2009), посвящённую поэзии Каменского (733), а также на статью  литературоведа и лингвиста Виктории  Никульцевой «Сравнительный анализ неолексиконов Игоря-Северянина и Василия Каменского» (2011) (734,735).
                [1393]    
«Именно Василий Каменский ввел в обиход слово «самолет» вместо иностранного «аэроплан». Ранее слово «самолет» существовало в русском языке, но обозначало другие объекты, например, самодвижущийся ткацкий челнок или паром, приводимый в движение течением реки» (262).
Каменский не случайно  стал третьим призёром в поединке на звание Короля поэтов в зале Политехнического музея в 1918 году после Северянина и Маяковского (262).

1. Сложносоставные неологизмы и окказионализмы Каменского

БОЙ-БРЯЦАЙ

    А наши языки
    Поют такие БОЙ-БРЯЦАЙ…
          «Гимн 40-етним юношам» (1924)

Окказионализм «бой-бряцай» несёт в себе, как и большинство окказионализмов Каменского, в основном, звуковую составляющую. В данном примере приведённой  билексемыэта звуковой составляющей является глагол бряцать.

ГИБКОСТРОЙНАЯ,  НЕРВНОЛИКАЯ девушка, СВЕРХ-НЕВРАСТЕНИК ребёнок

Выделенные неолологизмы Каменский применил в стихотворении  «Маяковский» (1917), характеризуя этого поэта, и они ясны и не требуют пояснения:

     И он же — девушка расстроенная
     Перед объяснением с женихом,
     И НЕРВНОЛИКАЯ, и ГИБКОСТРОЙНАЯ,
     Воспетая в любви стихом.
     Или капризный вдруг ребёнок,
     Сын современности - СВЕРХ-НЕВРАСТЕНИК
                [1394]    
ЖИЗНЕДАТНЫЕ лучи и ЗВЕНИДЕНЬ

Эти неологизмы Каменский привёл в своём раннем стихотворении «Русский звенидень» (1910). Мы приведём его здесь полностью, чтобы объяснить их смысл:
     Звени, Солнце! Копья светлые мечи,
     лей на Землю ЖИЗНЕДАТНЫЕ лучи.
     Звени, знойный, краснощекий, ясный-ясный день!
     ЗВЕНИДЕНЬ!
     ЗВЕНИДЕНЬ!
     Пойте, птицы! Пойте, люди! Пой, Земля!
     Побегу я на веселые поля.
     Звени, знойный, чернозёмный,
     полный-полный день.
     ЗВЕНИДЕНЬ!
     ЗВЕНИДЕНЬ!
     Сердце радуйся и пояс развяжись!
     Эй, душа моя, пошире распахнись!
     Звени, знойный, кумачовый, яркий-яркий день;
     ЗВЕНИДЕНЬ!
     ЗВЕНИДЕНЬ!
     Звени, Солнце! Жизнь у каждого одна, лучезарная, бегучая волна.
     Звени, знойный, разудалый, русский алый день.
     ЗВЕНИДЕНЬ!
     ЗВЕНИДЕНЬ!

Существительное «звенидень» говорит за себя – это звенящий день.
                [1395]    
Перечислим  указанные поэтом эпитеты такого дня: знойный, краснощекий, ясный-ясный; кумачовый, яркий-яркий; черноземный, полный-полный; разудалый, русский алый день. Вот, что означает окказионалим звенидень – это звуковой песенный  образ дня с указанными эпитетами и, прежде всего, с постоянно повторяемым эпитетом «знойный».
Прилагательное жизнедатные, образованное от существительных жизнь и даты, дано поэтом как эпитет в словосочетании с существительным лучи, имея в виду солнце, которое у поэта тоже создаёт звук – звенит и с которого он начал своё стихотворение.

ЛЕТОКЕАН

     Где искать на земле милосердия
     ЛЕТОКЕАН, ЛЕТОКЕАН.
          «Улетан» (1914)

Сложное окказиональное слово летокеан образовано как соединение от выражения из двух слов: «лет океан», первая составляющая которого означает не только лета, но и, очевидно, связана с глаголом летать.
Кстати, обратим ещё внимание, что название стихотворения также является окказионализмом, образованным от глагола улетать.

МОРЕВОЛНО

     Из Симферополя на автомобиле
     Приехал в Ялту я запыленный —
     И улыбнулся МОРЕВОЛНО...
          «Приехал в Ялту» (написано между 1914 и 1916 гг.)
                [1396]    
2. Подражание эгофутуризму Северянина

В стихотворении «Поэмия о соловье» (1916) - посвященном футуристу Георгию Золотухину (1885-1942) (736), уже в названии использован неологизм «поэмия», придуманный Каменским и включённый Сергеем Толстым в словарь неологизмов (267). Неологизм поэмия был создан Каменским, возможно, под влиянием неологизма Северянина «поэза». В начале своего творчества Каменский подражал Северянину и также как и он не читал, а пел свои стихи как песни или оперные произведения.
В предисловии к своей автобиографической книге «Его – Моя биография Великого Футуриста» (1918) (737), неологизм «поэмия»  сам Каменский объяснил стихами:

     Из жизни сделал я ПОЭМИЮ.
     А из ПОЭМИИ – стихи.
     И стал подобен СОЛНЦЕГЕНИЮ
     И композитором стихии…

Здесь обратим внимание ещё и на окказионализм «солнцегений», подражающее северянинскому «Я-гений».

3. Подражание пению птиц и другим  сочетаниям звуков в поэзии Каменского  и другие букеты окказионализмов в его поэзии

Приведём полностью «Поэмию о соловье» для представления о его идеостиле с использованием букетов различных неологизмов и окказионализмов:

     Георгию Золотухину — во имя его яркое.
     Соловей в долине дальней
     Расцветает даль небес.
     Трель РАССТРЕЛИТСЯ ИГРАЛЬНЕЙ,
     Если строен гибкий лес —
     ЦИВЬ-ЦИНЬ-ВЬЮ —
                [1397]    
     ЦИВЬ-ЦИНЬ-ВЬЮ —
     ЧОК-Й-ЧОК. ПЕРЕЗВУЧАЛЬНО зовёт: Ю.
     Наклонилась утром ВЕНЧАЛЬНО.
     Близко слышен полет Ю.
     Я и пою:
     Стоит на крылечке
     И ждет. Люблю.Песневей соловей.
     На качелях ветвей
     Лей струистую песню поэту.
     Звонче лей, соловей,
     В наковальне своей
     Рассыпай искры истому лету.
     ЦИВЬ-ЦИНЬ -ЦИЙ —
     ЦИВЬ-ЦИНЬ -ЦИЙ —
     ЧТРРРЬ-ЮЙ. Ю. Я отчаянный рыжий поэт
     Над ДОЛИНАМИ-ЗЫБКАМИ
     Встречаю рассвет
     Улыбками
     Для.
     Пускай для — не все ли равно.
     Ветер. Трава.
     В шкуре медвежьей мне тепло.
     Спокойно.Слушай душу разливную, звонкую.
     Мастер я —
     ПЕСНЕБОЕЦ —
     Из СЛОВ ЗВОН Кую:
     СОЛНЦЕДЕНЬ лью соловью
     В ЗАЗВУЧАЛЬНЫЙ ответ,
     Нити струнные вью.
     Для поэта — поэт. Сердце — ясное, росное,
     Звучное, сочное.
     Сердце — серны ИЗГИБНЫЕ ВЗДРОГИ.
     Сердце — море молочное. Лейся.
     Сердце голубя —
     Сердце мое. Бейся. Звенит вода хрустальная,
     ЖУРЧАЛЬНАЯ вода.
     Моя ли жизнь УСТАЛЬНАЯ,
     Устанет мчать года.
     Я жду чудес венчающих,
     Я счастье стерегу.
     Сижу в ветвях качающих
     На звонком берегу.
     ЦИВЬ-ЦЬЮ-ЧОК.
                [1398]    
     ЧТРРРЬ-ЙЮ. Ю. Ведь есть где-то дверца,
     Пойду отворю.
     Жаркое сердце
     Отражает зарю.
     ПЛЛЬ-ПЛЮ-ЦИЙ.
     ЦИЙ-ТЮРЬЛЬЮ.
     СОЛНЦЕДЕНЬ вью.
     УТРЕНЬ вью.
     ЯРЦЕНЬ вью.
     Любишь ты.
     Я люблю. Ю.
     ЦИЙ-ЙЮ-ЧОК.
     ЧОК-Й-ЧОК. В ШЕЛЕСТИННЫХ ГРУСТИНАХ
     Зовы песни звончей.
     В перепевных ТРОСТИНАХ
     ЧУРЛЮЖУРЛИТ ЖУРЧЕЙ
     ЧУРЛЮ-ЖУРЛЬ.
     ЧУРЛЮ-ЖУРЛЬ. В СОЛНЦЕСКАТЕ костер
     Не горит — не потух
     Для невест и сестер —
     Чу. СВИРЕЛИТ пастух.
     ТРУ-ТУ-РУ.
     ТРУ-РУ-У.
     ТУ-ТУт-ТУ.
     ТУРУ-ТРУ-У Вот еще один круг
     Проницательный звучно.
     Созерцательный друг
     Неразлучно.
     ТУРУ-ТРУ-У.
     И РАССТРЕЛЬНАЯ трель.
     ЦИЙ-ВЬЮ-Й-ЧОК.
     ЧТРРРЬ-ЙЮ, Ю.
     И моя НЕБОВАЯ свирель.
     Лучистая
     Чистая
     Истая
     Стая. Певучий пастух.
     СОЛОВЕЙ-СОЛНЦЕЛЕЙ.
     ПЕСНЕВЕСТНЫЙ поэт.
     И еще из деревни ПЕРЕКЛИКНЫЙ петух.
     Рыбаки.
     Чудаки.
     ПЕСНЕПЬЯНИЦЫ.
                [1399]    
     Дети на кочке.
     Играют.
     Катают шар земной.
     Поют:
     ЭЛЬ-ЛЛЕ-ЛЕ.
     АЛЬ-ЛЛЮ-ЛЮ.
     ИЛЬ-ДДИ-ЛИли. Ясный пастух одинокому солнцу
     Над вселенной глубинами
     Расточает ЗВУЧАЛЬНО любовь,
     Как и мы над долинами.
     ТУРУ-ТУ-ТУ.
     ТУРУ-ТАМРАЙ.
     Эй, соловей, полюби пастуха,
     Позови его трелью РАССТРЕЛЬНОЙ.
     Я — поэт, для живого стиха.
     Опьяню тебя песней свирельной.
     ХХА-РРА-МАМ —
     Иди к нам. В чем судьба — чья.
     ГОЛУБЕЛЬ сквозь ветвины.
     МОЛЧАЛЬ.
     Все сошлись у журчья,
     У на горке рябины,
     Закачает КАЧАЛЬ.
     Расцветится страна,
     Если песня стройна,
     Если струйна струна,
     И разливна ЗВЕНЧАЛЬ,
     И чеканны дробины.Вот смотри:
     На полянах
     Босоногая девушка
     Собирает святую
     Траву Богородицы.
     В НАКЛОНЕНИЯХ стана,
     В ИЗГИБНОСТИ рук —
     Будто песня.
     И молитву поет она:
     БЛА — ГО — ЕЛО — ВИ.

Поэтическая задача, по-Каменскому, - «ковать из слов звон», т.е. поэт должен быть мастером в сложении звонких песен, как соловей лить и  вить струнные нити:
                [1400]    
     ПЕСНЕВЕЙ соловей.
     На качелях ветвей
     Лей струистую песню поэту.
          Там же.
   
Повелительная окказиональная форма «песневей» и прилагательное «песневестный» образованы как сложносоставные окказионализмы. Окказионализм «песневестный» является понятным эпитетом к слову поэт и его смысл в том, что поэт несёт в песнях вести и петь как соловей:

     Певучий пастух.
     СОЛОВЕЙ-СОЛНЦЕЛЕЙ.
     ПЕСНЕВЕСТНЫЙ ПОЭТ.
     И еще из деревни ПЕРЕКЛИКНЫЙ петух.
     Рыбаки.
     Чудаки.
     ПЕСНЕПЬЯНИЦЫ.
          Там же.

Песнепьяницами Каменский назвал поэта, рыбаков и чудаков - людей, которые могут опьянятся песнями.

     Я отчаянный рыжий поэт
     Над долинами-зыбками
     Встречаю рассвет
     Улыбками
     Для.
     Пускай для — не все ли равно.
     Ветер. Трава.
     В шкуре медвежьей мне тепло.
     Спокойно.
          Там же.

В своей автобиографии «Его – моя биография великого футуриста» (1918) поэт процитировал те же строки, переделав их концовку, в которой привёл окказиональный глагол песнепьянствовать, родственный вышеотмеченному существительному «песнепьяницы», а источником указал  поэтическое произведение «Девушки босиком»:
                [1401]    
     Я отчаянный рыжий Поэт
     Над долинами—зыбками
     Встречаю рассвет
     Улыбками Для.
     Для не все ли равно.
     Ветер. трава.
     Пой со мной—
     Я ПЕСНЕПЬЯНСТВУЮ.
          «Девушки босиком»

Обратим далее внимание в  «Поэмии о соловье»  на сложносоставной окказионализм «солнцескат»:

     В СОЛНЦЕСКАТЕ костер
     Не горит — не потух…

Солнцескат – то же, что закат солнца, так как одним из значений слова скат является спуск (24, 39).

     В ШЕЛЕСТИННЫХ ГРУСТИНАХ
     Зовы песни звончей.
     В перепевных тростинах
     ЧУРЛЮЖУРЛИТ ЖУРЧЕЙ.
     ЧУРЛЮ-ЖУРЛЬ.
     ЧУРЛЮ-ЖУРЛЬ.
          Там же.

К указанному выше окказионализму, образованному суффиксальным способом «грустины», включённому Сергеем Толстым в Словарь неологизмов (267), и окказиональному прилагательному «шелестинные»  поэт добавил в  стихотворении «Девушка босиком» (1916)  родственный окказионализм «грустиницы», а к образованному  префиксно-суффиксальным способом «зазвучальный», ещё и «перезвучальный» и сложностоставной окказионализм «солневстальные»:

     Девушки босиком —
     Стихи мои ПЕРЕЗВУЧАЛЬНЫЕ
                [1402]    
     От сердца к сердцу.
     Девушки босиком —
     ГРУСТИНИЦЫ СОЛНЦЕВСТАЛЬНЫЕ,
     Проснувшиеся утром
     Для любви и
     Трепетных прикосновений.
          «Девушка босиком» (1916)

Сложносоставные окказионализмы песневестный, песнепьяницы и солнцелей включены в Словарь неологизмов, составленный Сергеем Толстым (267).

К этим окказионализмам нужно было бы добавить и другие, данные поэтом новые словообразования, которые мы выделили: солцень, зазвучальный, перезвучальный, перекликный, грустиницы и солнцевстальные, а также которые ещё добавим.
Стихотворения «Улетан» (1914), «Любовь поэта» (1918), «Солнцадачи» (1918) и «Солнцень-ярцень»  (1920) - букеты неологизмов и окказионализмов Каменского

     В РАЗЛЕТИННОСТИ ЛЕТАЙНО
     Над ГРУСТИНИЕЙ ЛЕТАН
     Я ЛЕТАЙНОСТЬ совершаю
     В ЗАЛЕТАЙНЫЙ  стан
     РАСКРЫЛЁННОСТЬ УКРЫЛЯЯ
     Раскаленный метеор
     Моя песня КРЫЛОВАЯ
     НЕЗАМОЛЧНЫЙ гул — мотор
     Дух ЛЕТИВЫЙ
     Лбом обветренным
     Лет ЛЕТИСТО крыл встречать
     Перелетностью КРЫЛИСТО
     В небе на орлов кричать
     ЭЙТ! дорогу!
     С вниманием ястреба-тетеревятника
     С улыбкой облака следить
     Как два медведя-стервятника
     КОСОЛАПЯТ в берлогу
     Выев вымя коровы и осердие
                [1403]    
     Где искать на земле милосердия
     ЛЕТОКЕАН, ЛЕТОКЕАН.
     В ЛЕТИННЫХ КРЫЛОВАНИЯХ
     Ядрено взмахи дрогнуты
     Шеи - змеи красных лебедей
     В отражениях изогнуты
     Пусть - долины -живот
     Горы -груди земли
     Окрыленные нас УКРЫЛЯТ корабли
     Станем мы небовать, КРЫЛОВАТЬ
     А на нелюдей звонко плевать.
      Песни птиц
    Да крылья белые
    РАСКРЫЛИЛИСЬ по лесам,
    Вольные полеты смелые
          «Улетан» (1914)

     СОЛНЦЕЦВЕТЕНИЕМ
     ЯСНЯТСЯ ПЕСНЕЦЫ
     Где-то на окнах
     ВОЛОКНАХ-ЯСНАХ.
     К звездам ФИОЛЯТСЯ*
     Алые лестницы
     Где-то в разливных
     Качелях вёснах.
     ЛУНОМЕРЦАНИЕМ
     ВОЛНЯТСЯ волны
     Поляна любви на устах.
     Где-то плеско плескаются
     Синие чёлны
     В прибрежных кустах.
     И я далеко.
     Раскатился как мячик.
     И от счастья не знаю,
     Куда
     ПЕСНЕБОЙЦА везут.
     Где-то маячит
     Алмазный маячик
     И светляки по небу ползут.
     Я люблю БЕСШАБАШИТСЯ.
                [1404]    
     В ПЕСНЕСКИТАНИЯХ
     УТРОКРЫЛЯТСЯ
     ПЕСНИ-НЕЧАЙКИ —
     Встречают и провожают
     Жизнь мою.
     За пароходом
     Сном тают
     Утрами — маями — стаями
     Чайки.
     Им — последним друзьям
     Я Кричу и пою:
     Где-то пути НЕРАССТАЛЬНЫЕ
     У не здесь берегов.
     Где-то ШЕЛКОВОШУМ
     Облаков
     И ветры хрустальные.
     Встречайте. Венчайте.
          «Любовь поэта» (1918)

*) Заметим, что здесь окказиональный глагол фиолиться   образован от использованного ещё Северяниным существительного фиоль, означающего филолетовое растение, цвета фиалки.

Из стихотворения «СОЛНЦАЧИ» (1918) приведём следующие фрагменты с выделением в них новых словообразований Каменского:

     Стая славных, СОЛНЦЕВЕЮЩИХ —
     Хор весенних голосов —
     На ступенях дней алеющих
     Наши зовы — гимн лесов.
     Зовью ЗОВНОЙ,
     ПЕРЕЗОВНОЙ,
     ИЗУМРУДЬЮ в ИЗУМРУДЬ,
     БИРЮЗОВЬЮ бирюзовной
     Раскрыляем свою грудь
     ……………………………………
     Эй, держи на руль,
     На ВЗВЕЙНОСТЬ,
     Напрямик,
                [1405]    
     На красный путь,
     Чтоб ИГРУЛЬ,
     Чтоб ОГНЕЛЕЙНОСТЬ
     Чтобы все твердили: Будь!
      ……………………………………..
     Мы поем —
     И ты пой с нами.
     Мы кричим —
     И ты кричи.Все мы стали песней. Знамя:
     Утровые СОЛНЦАЧИ.
      ……………………………………..
     Наш прилет —
     РАЗДОЛЬ ЗВУЧАЛЬНАЯ;
     А глаза, как бирюза.
     Жизнь раскачена ВСТРЕЧАЛЬНАЯ.
     Создавай! Гори! Дерзай!
     Я бросаю слово:
     Юность!
     Я ловлю, как мяч:
     СИЯРЧ!
     Славлю струны:
     СЛОВОСТРУЙНОСТЬ!
     И кую железо:
     ЖАРЧ!
     Словом — в слово!
     В СЛОВОБОЙНЕ
     Хватит быстрых искрых искр.

В заключение этого раздела о букетах окказионализмов и неологизмов Каменского приведём ещё одно особенно насыщенное окказионализмами стихотворение - застольную песню «СОЛНЦЕНЬ-ЯРЦЕНЬ»  (1920):

     СОЛНЦЕНЬ в СОЛНЦЕНЬ.
     ЯРЦЕНЬ в ЯРЦЕНЬ.
     Раздувайте паруса.
     ГОЛУБЕЙТЕ молодые
     Удалые голоса.
     Славьте жизнь
     Привольно-вольную
     Голубиную ПРИВОЛЬ.
     Пойте здравицу
                [1406]    
     Застольную
     Бесшабашную РАЗДОЛЬ.
     СОЛНЦЕНЬ в СОЛНЦЕНЬ.
     ЯРЦЕНЬ в ЯРЦЕНЬ.
     Дня венчальнаго дворца
     Растворяйте-распахните
     Души — алые — сердца.
     Пусть указан путь
     Да будет —
     Хоровод ЗВУЧАЛЬНЫХ дней.
     Друг про друга
     Не забудет.
     Кто пьет чару
     Всех полней.
     СОЛНЦЕНЬ в СОЛНЦЕНЬ.
     ЯРЦЕНЬ в ЯРЦЕНЬ.
     В песнях пьяных без вина.
     Разгадайте смысл чудесный.
     Нам ли юность не дана.
     Пойте крылья ОГНЕВЕЙНЫЕ,
     Взгляд бросая в небеса.
     Славьте дни РАЗГУЛЬНО-ЛЕЙНЫЕ.
     Раздувайте паруса.
     СОЛНЦЕНЬ в СОЛНЦЕНЬ.
     ЯРЦЕНЬ в ЯРЦЕНЬ.
     Закружилась карусель.
     Быстры круги.
     Искры други.
     Задружилась развесель.
     ХАБББА-АББА ХАБББА-АББА.
     ННАЙ— ННАЙ — ННАЙ
     Эй РРАСКАЧЧИВАЙ.
     И — ЮВЬ.
     (свист в четыре пальца).

Уже название приведённого стихотворения представляет сложносоставной неологизм-билексему «солнцень-ярцень». Тем не менее и составляющие эту билексему радикалы «солнцень» и «ярцень» поэт привёл в тексте этого стихотворения как самостоятельные слова-окказионализмы.
                [1407]    
Выделенный далее глагол «голубейте» в обычных значениях: 1) « отсвечивать бледносиним цветом» или «виднеться, выделяться (о голубых предметах) и 2) «становиться всё более голубым», как образованный от прилагательного голубой был известен в словарном запасе русского языка (23).
Тем не менее у Каменского слово «голубейте» относилось к молодым, удалым голосам, а не к отсветам или гллубому цвету, и тем самым этот глагол получил новое семантическое значение, возможно вовсе и не с цветом, а с птицами голубями связанное.  «по синему отливу шейных перьев этой птицы», как писал Фасмер в своём этимологическом словаре, разбирая слово голубеть (97, 738). И, следовательно, глагол голубеть, использованный Каменским, можно и следует отнести к семантическим неологизмам.
Вместе с тем, в связи с указанным словом обратим внимание и на другие однокоренные окказионализмы.

Так, в стихотворении «Развесенье» (1909) Каменский использовал глагол «взголубиться»:

     ВЗГОЛУБИЛИСЬ крылья МАЙНЫЕ
     Заискрились мысли тайные
     Загорелись НЕЗАГАСНЫЕ
     На росистых зеленях.
          «РАЗВЕСЕНЬЕ» (1909)

Здесь попутно обратим внимание и на окказионализмы «майные» вместо майские и «незагасные» вместо незагосимые.

В «Поэмии о соловье» мы выделили окказионализм «голубель».

Напомним, что ещё у Есенина, заметим, мы отмечали неологизм «голубень» в стихотворении с таким названием 1916 г.

У Андрея Белого в стихотворении «Первое свидание» (1921) мы обращали внимание на глагол «оголубить».

Далее в тесте стихотворения Каменского обратим внмание на окказионализмы «приволь» и «раздоль» образованные от известных существительныых с тем же смыслом  – приволье и раздолье, которые были просто усечены поэтом.
                [1408]    
Рассматривая  следующие по тексту вышеприведённого стихотворения прилагательное «звучальные» как эпитет с существительному дни, а также в стихотворении  «Солнцачи» (1918) прилагательное  «звучальная» в окказиональном синклесе «раздоль звучальная», нужно сказать, что эти прилагалельные соответствуют по смыслу обычным словам звучный и звучные и именно поэтому их нужно отнести не к неологизмам, а к окказионализмам Каменского.

В стихотворении «Солнцень-ярцень» обратим внимание на составное прилагательное-билексему  «разгульно-лейные» как эпитет к слову дни. Это окказиональное слово «разгульно-лейные», вероятно, соответствует более понятному сочетанию «разгульно льющиеся».

Неологизм «огневейные» в том же стихотворении, использованное в синклесе «огневейные крылья», Каменский образовал от северянинского глагола огневеть из стихотворения «На Островах» (1911):

     Но отчего же я ОГНЕВЕЮ,
     Когда мелькает вблизи манто?

Выделим из указанного выше стихотворения неологизмы-радикалы:
ИГРУЛЬ

     Чтоб ИГРУЛЬ,
     Чтоб ОГНЕЛЕЙНОСТЬ
     Чтобы все твердили: Будь!
          «Солнцачи» (1918)

Окказионализм  игруль, образованный от слова игра, означает то же, что игрок.

Последние четыре строки вышеприведённого стихотворения представляют заумь, которой мы посвятим специальный раздел.

4. Неологизмы и окказионализмы Каменского, образованные префиксно-суффиксальным и суффиксальным способом
                [1409]    
ВСТОЛБЛЕННЫЙ

    Радиотелеграфный столб гудящий,
    ВСТОЛБЛЕННЫЙ на материке,
    Опасный — динамитный ящик,
    Пятипудовка — в пятерике.
          «Маяковский» (1917)

ВСТРЕЧАЛЬНЫЙ

     Провозвестница птица
     Полярной Цуваммы
     ВСТРЕЧАЛЬНОЙ Страны
     Приливающих дней —
     Из Ковчега грядущего
     Посланы к вам мы —
     Мы – кому жизнь горизонтов
     Видней —
     Мы поэты любимой Цуваммы.
          «Цувамма» (1920)

Прилагательное встречальный, образованное от глаголов встречать и встретить и существительного встреча, включёно в Словарь неологизмов Сергеем Толстым (267). Оно отличается от известных родственных словообразований-прилагательных: встречный и встречливый (93) и от причастия встречающий.

ЖАРЕВО

     жарит жаркое жарево
          «Емельян Пугачев» (1931)
                [1410]    
ИЗВЕТРИТЬСЯ

     Воздухом —
     Духом
     Душа ИЗВЕТРИЛАСЬ…
          «На аэропланах» (1913)

ОКЕАНИТЬСЯ

     Будто не хочется
     Знать о земном.
     Крыльями воля
     Людей окрылилась, — дни
     ОКЕАНЯТСЯ
     Звездным звеном.
          Там же.

РОСИНКИ – РАДОСТИНКИ

     Взгляни на кроткие слезинки
     Детей — цветов.
     Ты эти слезы назови:
     РОСИНКИ - РАДОСТИНКИ!
          «Жить чудесно» (1909)

     ЧАЯТСЯ чайки.
     ВОРОНЯТСЯ вороны.
     СОЛНИТСЯ солнце.
     ЗАЯТСЯ зайки.
     …………………………
     По воде на СОЛНЦЕПУТИ
     Веселится душа
     И РАЗГУЛЬНОДЕНЬ
     ДЕННИТСЯ невтерпёж.
                [1411]    
          «Наследство ржавое» (1917)

     РАЗВЕСНИЛИСЬ весны ясные
     На весенних ВЕСЕНЯХ…
          «Развесенье» А (1909)
   
5. Неологизмы-радикалы в поэзии Каменского

ДЫМЬ

     Синяя ДЫМЬ за кустами

У Каменского в стихотворении «Вечер на Каме» (1917) находим радикал-неологизм дымь, образованный от слова дым по типу подобных радикалов женского рода, которые часто использовал Есенин.

ЭЙТ

     ЭЙТ! дорогу!
          «Улетан» (1914)

Восклицание-окказионализм  «эйт!», видимо, то же, что «эй!», но с сокращением и соединением в одно слово выражений «эй, ты!» .

ЮВЬ

     И — ЮВЬ.
     (свист в четыре пальца).
           «Солнцедень-ярцень»  (1920)
                [1412]    
Малопонятныйокказиональный радикал «ювь» поэт пояснил, надо полагать, в следующей строке, в скобках «свист в четыре пальца».

    


Примечание: Автор будет признателен  читателям, которые могут внести свои замечания и предложения к этому разделу (нумерация страниц и сносок продолжается).

СНОСКИ-ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ К ДАННОМУ РАЗДЕЛУ

732. См. статью «Шаламов, Варлам Тизонович» в Википедии.
733. См. Шаламов Варлам. В зеркале. Сборник. Поэт Василий Каменский.
734. См. статью «Никульцева, Виктория Валерьевна» в Википедии.
735. См. Никульцева В.В. Сравнительный анализ неолексиконов Игоря-Северянина и Василия Каменского. Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». № 6 / 2011
736. См. Lib.Ru/Классика: Золотухин Георгий Иванович: Собрание сочинений: http://az.lib.ru/z/zolotuhin_g_i/
737. Каменский В. В.. Его-моя биография великого футуриста. - М. : Китоврас (Тип. Т. Ф. Дортман), 1918.
738. См. Викисловарь: голубеть.


Рецензии