Парус, Пар, Винт и Аллюр

+++
Уходит многое из нашей жизни,
Без коего у предков жизнь была б не жизнь.
Так говорю, конечно, я без укоризны -
Прогресс нельзя ничем остановить.
Таки позвольте, скажем, ностальгию
Излить мне по тому, чего по жизни
Мне не было подарком от судьбы,
Но в прежние года иначе было бы.
И так. Верёвки, ткани и деревья,
То парусник, ему вода служили и ветра.
Вслед паровоз - вода с огнём рождают пар,
Что двигал по железу с деревом железо.
А в воздухе - воздушный весь биплан,
Винт с дерева, мотор за ним «звезда».

+++
Под парусами мы почти не ходим,
И паровозный не вдыхаем дым,
В лицо нам ветер уж не бьёт на взлёте -
Так почему ж мы замиранием глядим
На то, как эта троица, скрипя ль оснасткой,
Иль с грохотом и дымом словно башня,
Иль под нещадный треск сквозь свист винта движка
Идут водой, бегут землёю, воздухом летят?
За всех, понятно, отвечать я тут не стану,
Да, может и вопроса нет сего у вас.
Я про себя лишь поведу рассказ.
Коль интересно, я вас приглашаю.
Вопросом этим задался давно.
Вот это как со мной произошло:

+++
Любовью первою мне стала «бригантина»,
Из книги от Ефремова* на ко мне пришла.
Затем я с паровозами через Музей** сдружился,
Узнав, как всё у «Э» устроено внтурях.
«Балтийское небо»*** - вновь книга:
Там не бипланы, но «Ишачки» и «Ил»ы были
Мотор же упомянутый детально изучал,
А силы, поднимают что, от парусов уж знал.
И вот меж «сухопарником» и «шатунами»
Вопрос уж упомянутый во мне возник:
Почто мы зачарованно на то глядим -
На мачты, паруса, на паровоз, клубах что пара,
На то как с треском кучка деревяшек
Бежит по полю и, глядь, уж над землёю пляшет?

+++
И вот, что мне подумалось: «Ведь ныне
У всей сей троицы родни есть корпуса,
Что закрываю разные там механизмы,
Которые у предков, скажем, были напоказ.
То, если провести такие параллели,
Как культуристы и во фрак одетые модели.
Согласен, что и фрак порой нужон -
Но тела красоту, коль есть, скрывает он.
И вот у всей у торицы у нашей так же:
Мы видим, как играет даже малая мышцА -
И это словно совершенства некий знак,
Ни капли жира и не надо никакого фрака».
Не знаю как он вам, а мне
Пришёлся сей ответик по Душе.

+++
Но буду я не прав пред правдой,
Коль не раскрою тайный вам секрет.
Сей стих мной замышлялся весь иначе!
Но кто слагал стихи, тот знает, часто нет
Управы на процесс стиха творенья:
Он сам идёт по своему веленью,
Чтоб под шумок бы изложить всё «то»,
Что в авторе до сей поры жило,
Не находя покуда выраженья.
Вот лишь задумал автор, скажем, стих
На тему некую, и тут же с глубины
Приходит «то» и говорит: «Я тоже в теме!»
Короче, стих сей должен быть про ход коня,
Но зацепил собою ретро трасп. средствА.

+++
Иной, уж слышу я, в сердцах: «Доколе!»
Вскричал. Ответил, если б сам то знал.
Но уж последуем тихонько по дороге,
Что этот стишик предложил сам нам.
С чего идея? Просто размышлял я,
Вот конь иль лошадь, тут не важно,
Так скажем, движутся, но как
По правилам зовётся каждый шаг?
Быть может знаете вы всё уже про это.
Решайте сами: дальше ли читать
Иль чтение тут же прекращать.
За это я уже пред вами не в ответе.
- А как же троица возникла, что в начале, то?
- Всё просто: это ж только в шутках «конь в пальто».

+++
И так. Всяк конский ход «аллюр» зовётся.
Их три бывает. «Иноходь» так ж есть.
То «шаг». Вслед «рысь». «Галоп» закончит
Сей ряд. Всё дело в разности тут скоростей.
Понятно, «шаг» из трёх он самый тихий:
Ноги три на земле, одна на вынос.
Про лошадь говорят тогда: «Она идёт».
Про шаг на этом в общем всё.
Вот «рысь». Она уж побыстрее. Тут то
Ноги две на земле, и в махе - две.
Удара два слышны  здесь чётко по земле.
«Бежит» - так верно говорить про лошадь будет.
Коль две ноги идут не «крест на крест»,
То «иноходь». Она считается плавней.

+++
Вот и добрАлись мы и до «галопа».
Тут попространней будет анекдот.
Их вида три: критерий снова скорость.
Про самый быстрый речь сейчас пойдёт.
Он называется «карьер». Сим «речь» я завершаю.
Галопом лошадь «скачет» - тему продолжаю:
Сначала наступает заднею ногою, быстро же за тем
Двумя диагонально и переднею ногой в конце,
Вслед - фаза «подвисания» в скачке, в которой лошадь
«Летит». Тут ж следущий скачок. «Кресты» теперь.
Возможно слышали аллюр, де, «три креста». Он кто, откель?
Всё просто. То для курьера верхового доставки скорость -
Не к спеху - «шагом»: на конверте ставят крестик лишь,
Коль «рысью» - два, «галопом» - три. На этом тему завершим.****

—-
*- «Последний марсель». И.Ефремов = мой стих «Решительный. От первого лица. Победы Нашей корабли».
**- Железнодорожный музей у Рижского вокзала. Москва. = мой стих «Э. Победы Нашей Паровоз».
***- «Балтийское небо». Н.Чуковский = стиха нет...пока.
****- Про аллюры... в каждом есть подвиды, да ещё масса иных специфических разновидностей, если знаете - хорошо, а если нет, но интересно - уж далее сами, а мне этого хватит пока....))))
И всё-таки о скорости: шаг - от 3 до 7 км/час; рысь - 15-60; галоп - более 70 (сам не замерял, данные из сети)))


Рецензии
Уходит многое, но память,
Она всё бережно хранит:
И паровоз с клубами пара,
И парус, и аллюр, и винт)

С уважением,

Наталья Тульская   03.03.2020 20:27     Заявить о нарушении
С благодарностью))

Владимир Ермоленко   06.03.2020 09:24   Заявить о нарушении