Гибель дивизии 67

                РОМАН-ХРОНИКА

                Автор Анатолий Гордиенко

  Анатолий Алексеевич Гордиенко(1932-2010), советский, российский журналист, писатель, кинодокументалист. Заслуженный работник культуры Республики Карелия (1997), заслуженный работник культуры Российской Федерации (2007).

                ПРИЛОЖЕНИЯ 4

Приложения 3 http://www.stihi.ru/2020/02/29/4496

                ГОРЬКИЕ УРОКИ

  «Я с большим вниманием прочитал рукопись Анатолия Гордиенко «Гибель дивизии». «Зимняя» война мне хорошо известна, так как я в ней участвовал двадцатилетним лейтенантом, командиром танкового взвода в 100-м отдельном танковом батальоне 122-й стрелковой дивизии на Кандалакшском направлении. Многие документы и показания, обнародованные сегодня, дают основания полагать, что никаких обстрелов нашей территории со стороны финнов у деревни Майнила не было. Всё это было сфабриковано нашими соответствующими службами.
Автор правдиво, простым доходчивым языком показал «зимнюю» войну, рассказал о тяжкой, трагической судьбе 18-й стрелковой дивизии. Я вместе с автором пережил 105 суток этой позорной войны, к которой наша «доблестная и легендарная» Красная Армия не была готова. Печальная участь 18-й дивизии постигла и другие наши дивизии и бригады.

  Жестокие и печальные уроки советско-финляндской войны были рассмотрены на мартовском(1940 г.) пленуме ЦК ВКП(б), а в апреле на заседании Главного военного совета. Нарком обороны маршал К. Е. Ворошилов, как стало известно теперь, сказал, что ни он, ни Генштаб, ни командование Ленинградского военного округа даже не представляли себе всех трудностей, с которыми столкнётся Красная Армия.
И это действительно так. Какой была мощная линия Маннергейма, мы узнали только тогда, когда подошли к дотам. В этой войне многое было не в нашу пользу. Финский солдат был тепло и удобно одет в белые маскировочные куртки и брюки, хорошо ходил на лыжах, умело владел автоматом «Суоми» на 69 патронов. А наш боец шёл в бой в холодной шинели, будёновке, ботинках с обмотками, винтовкой образца 1891-1930 годов, с лыжами в руках. Хотя в погранвойсках и войсках НКВД уже были на вооружении автоматы.

  Маршал Г. И. Кулик, заместитель наркома обороны, говорил: «Автомат – это для американских гангстеров, а нашему красноармейцу нужна винтовка с длинным четырёхгранным штыком». Я был свидетелем сцен, о которых пишет автор, – это показательные суды, расстрелы бойцов и командиров перед строем, расстрелы без суда и следствия. И вновь с болью пережил их сейчас во время чтения.
В семидесятые годы, будучи командующим войсками Ленинградского военного округа, я несколько раз официально посещал Финляндию, встречался с финскими ветеранами той войны. Они говорили мне, что красные командиры, попавшие в плен, больше всего боялись своих старших начальников и кагэбистов, нежели противника. Это действительно было так, и об этом пишет автор этой книги.

  Когда меня, как участника финской войны, спрашивают, как мы воевали, я с горечью вспоминаю, как финны учили нас воевать на практике. Тылы наших полков, дивизий, корпусов не были готовы к войне. Взаимодействие между родами войск организовано из рук вон плохо. Дисциплина строилась на страхе перед начальством. Особенно свирепствовал трусливый Лев Мехлис. Его боялись даже командующие армиями и фронтами и в финскую, и в Отечественную войну. Историки должны подсчитать, сколько он угробил командного и политического состава, сколько угробили лейтенанты Московские, о которых пишет автор.

  Во время Тегеранской конференции в 1943 году, как упоминает об этом Р. Шерву в своей книге «Рузвельт и Гопкинс», Сталин за обедом сказал, что «в войне с Финляндией Советская Армия показала себя слабо организованной и воевала весьма плохо». В мае 1940 года новый нарком обороны С. К. Тимошенко в своём приказе № 120 самокритично подвёл основные итоги войны, вскрыл всю неподготовленность наших войск, поставил жёсткие, конкретные задачи переподготовки Красной Армии.
Я помню, как наш комбриг 39-й танковой бригады Д. Д. Лелюшенко доводил этот приказ до командного состава. К сожалению, времени для подготовки к большой войне оставалось мало. Она уже стояла на пороге нашего дома.

  До последнего времени скрывались истинные наши потери в «зим¬ней» войне.
Сейчас принято считать, что погибли 126875 человек. Потери финнов – в пять раз меньше. Несколько лет назад правительство Финляндии разрешило России поставить памятник на своей территории в районе Суомуссалми, памятник погибшим бойцам 163-й и 44-й дивизий. Вместе с патриархом Алексием Вторым я участвовал в открытии этого памятника. Я стоял у «Скорбящей России» и думал о том, что пережили бойцы и командиры этих дивизий и других частей, попавших в окружение? Этот ответ я получил, читая книгу Анатолия Гордиенко «Гибель дивизии».
Молодые должны обязательно прочитать эту правдивую книгу, а автору наше ветеранское спасибо и пожелание новых успехов в творчестве.

                Генерал армии Анатолий Иванович Грибков
                9 февраля 2004 года г. Москва»

   Продолжение в следующей публикации.


Рецензии