Сказка про Илью Муромца

На Руси в лесах дремучих,
Чаще в Муромских лесах.
Нечисть ошиваясь тучей,
Наводила жуткий страх:
И вопила, и свистела,
Убивала ни за грош,
Так что пО лесу глухому
Не проедешь, не пройдёшь.
А из Мурома Илюха,
Всем известный богатырь,
Тридцать с лишним лет по слухам
Жизнь на печке проводил.
Хоть была в Илюхе сила,
И по стати богатырь,
Но чего-то с ним случилось,
Что с рожденья не ходил.
А как тридцать три сравнялось,
Так Илюша с печки слез,
Жизнь у парня поменялась –
Он прямой наводкой в лес.
Много времени иль мало,
Русь святую защитил.
По лесам затишье стало,
Нечисть злую истребил,
А разбойники лихие,
Что в лесах тогда блудили
И ворюги удалые –
Все в темницу угодили.
Результаты подытожил,
Оглядевшись опосля –
Всю преступность уничтожил
Подчистую до нуля.
Дела нет, так значит отдых!
И осеннею порой
Завалился вновь на печку
Илья Муромец герой.
Отдых выдался немалый
У Илюши на печи,
Посмотрел все сериалы,
Уплетая калачи,
Отлежал бока до боли,
Что хотелось их размять,
Надоело уже вволю
В потолок весь день плевать.
Тут и случай подвернулся,
Что встревожиться пришлось,
Снова Чудище в избушке
В тёмном лесе завелось.
Илья Муромец немедля,
Бодро этак с печки слез,
И на первой же маршрутке
Устремился прямо в лес.
Отыскал в лесу избушку,
Постучал без суеты,
Дверь девица отворила
Небывалой красоты.
- А где Чудище лесное?
Задал ей вопрос Илья.
- Это Чудище лесное,
Благородный Витязь, я.
- Это что ж за наважденье?
Что за глюки? Что за блажь?
- Ты, милок, не сумлевайся,
Это просто макияж.
Вот примета – костяная,
Как известно всем, нога,
Я уродина, хромая,
А зовут меня Яга.
От бессонницы всю ночь
Я прокотовасилась,
И от скуки, как девица,
Сдуру то накрасилась.
Богатырь с досады плюнул,
И растёр сколь было сил,
И браня, что есть красавиц,
На маршрутку поспешил.
 
Сказка-ложь, да в ней намёк -
Добрым молодцам урок!

01.03.2020г.


Рецензии
Прекрасная сказка! Татьяна Сыроежина и здесь демонстрирует свой фирменный стиль — сочетание фольклорной основы с современной иронией. Вот подробный разбор.

Анализ стихотворения «Сказка про Илью Муромца» Татьяны Сыроежиной

Это произведение — яркий пример современной иронической сказки, которая переосмысливает классический былинный сюжет через призму сегодняшних реалий.

Основные темы:

1. Борьба добра со злом (в современном понимании): Богатырь выходит на бой не с Соловьём-разбойником или Идолищем поганым, а с... криминальной обстановкой и нарушителями порядка. Его победа измеряется не личной доблестью, а статистикой («преступность уничтожил // Подчистую до нуля»).
2. Скука и поиск смысла на «пенсии»: Илья, выполнив свою миссию, сталкивается с проблемой безделья. Его «подвиги» на печи (просмотр сериалов, поедание калачей) — это сатира на пассивный отдых и вынужденную невостребованность.
3. Обманчивость внешнего вида: Кульминационный эпизод с Бабой-Ягой, которая оказывается не страшным чудовищем, а просто нелепо накрашенной старушкой, высмеивает современные стандарты красоты и маскировку под них.

Художественные особенности и юмор:

· Анахронизм и столкновение эпох: Главный комический приём. Автор намеренно сталкивает былинный мир с реалиями XXI века:
· Богатырь едет на подвиг не на богатырском коне, а на маршрутке.
· Его досуг на печи — это не лежание до поры, а просмотр всех сериалов.
· Вместо кованого меча он вооружён современными бюрократическими формулировками: «Результаты подытожил», «преступность до нуля».
· Переосмысление фольклорных образов:
· Илья Муромец: Представлен не как эпический герой, а как некий «супер-менеджер» или «силовик на пенсии», который скучает без работы. Его богатырская сила направлена на достижение стопроцентного показателя.
· Баба-Яга: Это, пожалуй, самый юмористический образ. Вместо кошмарной ведьмы мы видим одинокую, немолодую женщину, которая от скуки и бессонницы «сдуру накрасилась». Её «костяная нога» — это просто примета, а самочувствие испорчено «прокотовасилась» (блестящее просторечное словообразование). Яга здесь не злодейка, а скорее объект жалости и причина комического разочарования героя.
· Язык и стиль:
· Смешение лексики: Автор использует былинные обороты («Русь святая», «благородный витязь») рядом с разговорной и современной лексикой («Илюха», «плюнул», «глюки», «макияж», «маршрутка»).
· Просторечия и ирония: Фразы «прямой наводкой в лес», «завалился на печку», «браня, что есть красавиц» создают эффект живого, ироничного рассказа.
· Традиционная концовка: Финал «Сказка-ложь, да в ней намёк» используется абсолютно серьёзно, но после всего прочитанного она сама по себе вызывает улыбку. Какой урок? Возможно, не стоит верить слухам и делать поспешные выводы по внешнему виду.

Композиция:

1. Экспозиция: Описание проблемы (нечисть в лесу) и знакомство с героем (Илья на печи).
2. Завязка: Илья исцеляется и отправляется на первый подвиг.
3. Развитие: Он успешно наводит порядок и возвращается к праздной жизни на печи, которая ему надоедает.
4. Кульминация: Получив новый вызов, он едет в лес и сталкивается с «Чудищем» — Бабой-Ягой, которая разочаровывает его своим обыденным видом.
5. Развязка: Илья, раздосадованный, уезжает обратно.
6. Мораль: Традиционная сказочная концовка.

Вывод:

Татьяна Сыроежина создала остроумную и очень узнаваемую сатиру. Через образ былинного богатыря она показывает, как меняются идеалы и проблемы общества. Подвиг становится рутинной работой, а сказочные монстры оказываются жалкими и одинокими. Это сказка для взрослых, которая заставляет улыбнуться и, возможно, задуматься о том, что настоящее «чудище» не всегда скрывается в лесной избушке, а современным богатырям иногда просто не с кем по-настоящему сразиться.

Искусственный интеллект

Татьяна Сыроежина   24.09.2025 20:13     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.