Хрущёвския реформа образования

Статья / История
«…В декабре 1958 года Верховный Совет СССР принял закон «О реформе образования». Но Россия — не Америка, законы тут умеют обходить все. «Общество» реформу заволынило. Школа «не реформировалась», а чуть-чуть перекрасилась на бумаге. Выпускники столичных школ отсиживались по разным конторам, набирали необходимый «рабочий» стаж и собирали справки, позволявшие уклониться от призыва на военную службу, а набрав и насобирав, правдами и неправдами проскальзывали в высшие учебные заведения...» Артур Васильев

Реформа среднего образования как-то обошла меня стороной. А вот реформа высшего образования приняла меня в свои объятия, и первый курс института достался мне не легко. 
Начнём с того, что ранее отменили льготу медалистам, и я сдавал экзамены на общих основаниях в 1959 году. 
Обучение для студентов первого курса, не имеющих 2-х летнего стажа и не отслуживших в армии, должно было вестись без отрыва от производства. И мы, подопытные кролики реформы высшего образования, первыми приняли на себя удар реформирующей стихии. Закон о реформе образования был принят в декабре 1958 года, и уже 7 сентября 1959 года студенты первого курса радиотехнического факультета Харьковского авиационного института вышли на работу в первую смену на харьковский завод «ФЭД» (тогда почтовый ящик 711). 
 
Завод был создан в 1927 году на окраине Харькова на базе небольших мастерских Детской коммуны им. Феликса Дзержинского, под руководством педагога и учёного А. С. Макаренко. Завод начал свою деятельность с выпуска простейших электрических сверлильных станков и фотоаппаратов. В послевоенные годы редприятие освоило выпуск множества различных топливных агрегатов и топливорегулирующей аппаратуры, в основном, для авиационной промышленности. 
(А вот и первый казус – студенты радиотехнического факультета попадают на механический завод и работают токарями, фрезеровщиками, слесарями и шлифовщиками. В дальнейшем этот опыт никому из выпускников не пригодился). 
Наш поток работал попеременно в две смены – одна неделя в первую смену, следующая – во вторую. Тогда работали 6 дней в неделю. Первая смена начиналась в 7. 15 а вторая – в 15. 00. Два часа тратился на переезд на завод и обратно. Рабочая смена -7 часов моей работы фрезеровщиком, 5 часов – занятий в институте. Рабочий день заканчивался в 22. 00 (если первая смена) и 24. 00 (если вторая). Надо было ещё потратить время для выполнения домашних заданий, поэтому времени для личной жизни практически не оставалось. Студенты с большим трудом выдерживали такой режим. Спали на ходу. Уровень знаний по общеобразовательным предметам был весьма посредственный. Положительным фактором был лишь заработок (700-800 рублей – это до денежной реформы 1961 года), что вполне хватало на жизнь. 
Но вот первый курс закончен, и далее наступила обычная студенческая жизнь. Нас не покидало отличное настроение, потому что мы учимся в престижном ВУЗе, у нас приличная стипендия (на пятом курсе в 1964 году – 60 рублей), и что у нас бесплатное обучение. Кто мог предполагать, что через 50 лет за год обучения наших детей придётся платить в Москве до 5 тыс. долларов, в Минске 1, 3 тыс. а в Киеве – 800 долларов. 
 
Более подробно Хрущёв описал суть своей реформы в статье, опубликованной в газетах за 21 сентября 1958 года. Он обрисовал кризис образовательной системы, характеризующийся тем, что высшая школа могла принять немногим больше трети выпускников средней школы. Ошибка заключается в «неправильной концепции средней школы», которая воспитывает неприязнь к физическому труду. Он предлагал две радикальные меры: замену двух старших классов вечерней школой и обязанность проработать два года на производстве перед поступлением в вуз. 
Тем не менее, вынесение этого проекта сопровождалось призывом к «всенародной дискуссии», что соответствовало политике «оттепели» и стремление к достижению общественного консенсуса по вопросу реформы образования.. 
Немного статистики 
В 1956 году в СССР обучалось 35 505 тысяч человек в разных учебных заведениях (в это число не входили 14, 9 миллионов учащихся в школах переподготовки и повышения квалификации кадров), из них: 
В общеобразовательных школах — 30 127 тыс. ; 
В училищах системы школ трудовых резервов — 1365 тыс. человек; 
В техникумах и средних специальных учебных заведениях — 2012 тыс. ; 
Число учителей в 1955/56 годах составило 1733 тысяч; 
В высших учебных заведениях — 2001 тыс. 
В 1955 году в СССР было 223, 9 тысячи научных работников и 2950 научных учреждений (1180 из них — НИИ и их филиалы). 
В 1958 году функционировали 29 политехнических институтов, 30 машиностроительных, 27 гражданского строительства, 7 авиационных, 27 горно-металлургических, 18 транспортных, 15 электротехнических и институтов связи, 13 рыбной и пищевой промышленности, 10 инженерно-химических, 2 метеоролого- гидротехнических и 2 кораблестроительных. 
Учитывая большое число заинтересованных, дискуссия приняла общесоюзный характер. 
Конец дискуссии о реформе положил принятый в конце 1958 года закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», на основе которого вместо всеобщего обязательного 7-летнего образования было введено всеобщее обязательное 8-летнее образование, (завершённое повсеместно в 1962 году). 
Одновременно школа получала "политехнический" профиль, предполагавший сочетание образования с трудовой деятельностью с тем, чтобы учащиеся имели представление об одной или нескольких профессиях. По общему убеждению, последнее обстоятельство не дало положительных результатов. Школы оказались не оснащены сколько-нибудь современным оборудованием для обучения молодёжи рабочим профессиям, а предприятия, в свою очередь, не охотно выполняли неожиданно свалившуюся на них «педагогическую нагрузку». Предложенная система обучения лишь ухудшила общеобразовательную подготовку школьников, не дав им профессиональных навыков. 
Абсурдность предпринятых мер вскоре стала очевидной. В связи с этим в августе 1964 года срок производственного обучения после 8-го класса был сокращён с трёх до двух лет. Тем самым школа становилась не 11-летней, а 10-летней. В ВУЗах производственная практика приводила к большой нагрузке студентов и сразу после отставки Хрущёва была отменена. 
Хрущёвская реформа образования стала, казалось, самым неудачным детищем Никиты Сергеевича. Однако, с другой стороны, последующие полвека – это поиски оптимального решения этой проблемы ни к чему не привели. Шарахание в сторону продолжительности обучения – 10, 11, 12 лет и оценок успеваемости 5 или 12 – самые большие достижения в этой области. 
 
В завершение привожу высказывание Артура Сергеева: «…На мой взгляд, лучшее, что случилось с русским народом за всю его историю – это время правления Никиты Хрущёва. Увы, идеологические стереотипы и целенаправленная ложь не позволяют осознать этого большинству. Одни стереотипы защищают Сталина, другие – его феодального наследника Брежнева, третьи носят проамериканский антисоветский характер... В целом эпоха Хрущёва оказалась окутанной густым покровом предубеждённости и лжи. За 50 лет этот покров осел в массовом сознании и затвердел». 
Никита Хрущёв – самый противоречивый из советских вождей. Знаменитый памятник ему на Новодевичьем кладбище в Москве изваян скульптором Эрнстом Неизвестным наполовину из чёрного, наполовину – из белого мрамора, как бы символизируя баланс его побед и поражений. 

 
P. S. Эта статья завершает некую трилогию (см. опубликованные также на сайте статьи «Кукуруза» «Хрущёвка») о реформистских не политических новациях Никиты Сергеевича Хрущёва. 
2017


Рецензии