Разница между...

*
Разница между Мандельштамом и Пастернаком?
Последний держит стихию поэзии в узде, управляет ею, вводит в необходимое для себя русло, а первый — сама эта стихия, весь без остатка; его как оформителя, записчика, художника, который на нее может влиять по ремесленнической обратной связи, — нет. Такое, по крайней мере, у меня впечатление.
Иначе говоря, Пастернак — управляемая стихия поэзии, Мандельштам — бесконтрольная, вольная, словно дух: дышит где хочет и как хочет. Именно как — в первую очередь. Автора здесь искать не хочется, а вот в творчестве Пастернака автор — во взаимодействии с этой силой; он в ней ощутимо присутствует, душой и телом, как говорится. Причем сдюжить ее пытается, как Иаков.
Трудно в отношении Пастернака применить слово «рациональный», но по сравнению с Мандельштамом он, да, таков, тот же, наоборот, — полная иррациональность.
Понимаю, как все это спорно, как сложно выразить это в аналитических категориях. Поэтому говорю «с чувства», а для наглядности предельно развожу воображаемые мной крайности, на самом деле не такие уж и далекие друг от друга...

*
Утопили всех в цунами информации. Целенаправленно используя современные технические возможности для девальвации ценностей, для расфокусирования, деградации любой, пусть и самой сильной личности. В той же поэзии появись, например, такое — кто заметит:

Земные взоры Пушкина и Блока
Устремлены с надеждой в небеса,
А Лермонтова черные глаза
С небес на землю смотрят одиноко.

Да и кто вообще сейчас пишет столь емко и выразительно?
Автор этого стихотворения — мой любимый с юности поэт Игорь Шкляревский. Многие его сейчас знают? В инете солидной подборки не найдешь, не то что книжек, чтобы почитать в «он-лайне». Зато чьего угодно графоманского, будто сорвавшегося с цепи, — захлестывает.

*
Конец эпохи лжи во спасение, насильственного, топорно искусственного смягчения нравов — и конец Рубцова? Мне он сейчас почти не нужен — что-то далекое, ограниченно-советское (не говорю — совковое, не люблю этого слова) по содержанию, не сильное даже по мастерству. Так себе, начальные опыты, порой неуместно бодряческие, иногда заметно ходульные и шаблонные. Вполне в духе молодости, не очень глубокой и требовательной по определению, ну и самой той эпохи, в чем-то очень недоразвитой.
...Эх и настроение у меня этим вечером! А ведь всего на несколько, наверное, часов отключили свет, и вот при фонаре читаю Самойлова, Голобородько, Сен-Жон Перса, Рубцова... Никто не нравится!
Ну эти-то ладно... А почему — Рубцов?!

*
Мелкие и путанные субъективные ассоциации, имеющие лишь для автора какую-то ценность и весомость, закрытость стиха для прочтения со стороны, не предвзятым и не ангажированным взглядом — кишат этим сайты, а то и солидные «толстые» журналы.
Вырождение естественное или кем-то организуемое? Наверняка и то, и другое — известного пошиба люди и соответствующее им время нашли друг друга.


(Из книги "После Майдана", 2016)


Рецензии