Опыт осознания сознания Погоня за живым

                Погоня за живым

Живое - это весь мир. Мы вживлены в него и каждый элемент мира существует живыми связями в нем: живой воздух, живые свет и тьма, живые запахи, живые звуки - и всё это в единстве, слитности и в бесконечном движении, перетекании, струении. И замирание живого всегда относительно - под маской тишины и неподвижности чуткое внимание может уловить ещё более глубокую и мощную жизнь живого.
Искусство в самом искреннем и страстном своём проявлении, стремящееся выразить это живое, бессильно в отражении его.
Попытки искусства остановить, схватить, зафиксировать мгновение живого в форме, цвете. слове, звуке безуспешны в своём абсолютном значении . Это в определённом смысле пародии на живое, какими бы серьёзными не выглядели усилия искусства . какими бы ухищрениями оно не воспользовалось: романтизм, реализм, абстракционизм, ассонанс, диссонанс, поэзия, проза,  ирония, юмор, сарказм...
Живое - одно. Нельзя создать второе.. одно. По-видимому, ошибка, иллюзия воспроизводства живого существует изначально, является из мифологии творения мира у всех народов, запечетлённая позднее в мировых религиях. Акт творения, акт рождения мира скорее всего сформировался из акта рождения отдельного человека и акта его смерти (испускания духа). Из этого ограниченного взгляда, по принципу подобия, рождается идея творения мира некоей божественной сущностью.
Но рождение отдельного есть бесконечная цепь Погоня за живым

Живое - это весь мир. Мы вживлены в него и каждый элемент мира существует живыми связями в нем: живой воздух, живые свет и тьма, живые запахи, живые звуки - и всё это в единстве, слитности и в бесконечном движении, перетекании, струении. И замирание живого всегда относительно - под маской тишины и неподвижности чуткое внимание может уловить ещё более глубокую и мощную жизнь живого.
Искусство в самом искреннем и страстном своём проявлении, стремящееся выразить это живое, бессильно в отражении его.
Попытки искусства остановить, схватить, зафиксировать мгновение живого в форме, цвете. слове, звуке безуспешны в своём абсолютном значении . Это в определённом смысле пародии на живое, какими бы серьёзными не выглядели усилия искусства . какими бы ухищрениями оно не воспользовалось: романтизм, реализм, абстракционизм, ассонанс, диссонанс, поэзия, проза,  ирония, юмор, сарказм...
Живое - одно. Нельзя создать второе.. одно. По-видимому, ошибка, иллюзия воспроизводства живого существует изначально, является из мифологии творения мира у всех народов, запечетлённая позднее в мировых религиях. Акт творения, акт рождения мира скорее всего сформировался из акта рождения отдельного человека и акта его смерти (испускания духа). Из этого ограниченного взгляда, по принципу подобия, рождается идея творения мира некоей божественной сущностью.
Но рождение отдельного есть бесконечная цепь движения цельного живого, в каком-то смысле акт переформирования, акт того самого бесконечного переливания и струения живого.
Живое не только неповторимо, но оно и несотворимо. Оно просто есть. Есть.
К чему же тогда страстные устремления деятелей искусства?
Искусство является параллельным живому, но живым, хотя и виртуальным, творчеством. Оно вызывает в сознании зрителя, слушателя, читателя новые эмоции, новые ассоциации, порождает в нём новые вопросы, требующие творческой работы сознания.
Удивительным пересечением природного живого и искусственного является человеческий мозг (а возможно и весь человеческий организм), который является и представителем природного живого и творцом искусственного. Уже на этом основании искусственное не может быть вне природным, существовать отдельно от него. Природное, как и мозг, всегда является носителем искусственного, будь это металлический щит и красочный слой дорожного знака или дерево и струны звучания скрипичной мелодии. Искусственное обретает возможность трансформировать природное в удобное человеку направление, но лишь потому что возможность этой трансформации содержится в природном. Все научные открытия и изобретения зиждятся на этом. По существу это следствие гениальных догадок искусственного о живом. Но эти догадки никогда не становятся абсолютным знанием о живом. Хотя стремление к этому человеческого сознания всегда присутствует в нём. Возможно и само это стремление есть порождение живого, глубоко укоренённое в человеке.
Но может быть и иное: как реакция на неспособность сознания на абсолютное познание живого ограничение интереса сознания самим собой. Возможность такого отделения, противопоставления себя живому существует изначально в способности виртуально создавать самые разные модели, творить самые разные образы.
По-видимому деятельность сознания осуществляется и в том и в другом направлении, но независимо от направления сознание способно абсолютизировать свои возможности творения, отрывая их от живого природного, обожествлять самого себя или создавать косвенные формы само обожествления. Отсюда и начинаются проблемы сознания, а следовательно и человека.


Рецензии