Изнанка
Это только мои фантазии.
В жизни такого ничуть не бывает.
Видимо, поэтому они мне и нравятся.
Лучей падение. Неизбежность
Себя вплетения в вертикальность нитей.
Я удивляюсь, насколько бережно
Эволюция вышивает горизонт событий.
Неумение за ночь-жизни
Выткать что-нибудь подходящее ко двору —
Сам себя критикую, с укоризной,
Очнувшись в новой жизни, поутру.
Нравится мне такое понимание:
Длится Лучение — вижу воочию.
Правда, любоваться мешает осознание:
А что я, собственно, этой ночью?
Не особенно… О предстоящем событии
Не имею ни малейшего представления.
Лучи сыплятся в головы-сито,
Подставляясь под перпендикулярное пересечение:
Нитей… мыслей… движений тела.
Мол, давай, хоть на этот раз рисунком порадуй!
Вижу: я, под сильным впечатлением,
Тычу в образ, но мажу и мажу.
Даже зная, что ночь последняя!
Может быть. Вышивать на пяльцах
Нужен навык, какое-то умение.
Но с откуда умению взяться?
Не научен. Не обучаем?
Я не знаю. Но в чём смысл? —
Я с изнанки рисунка получаю
Кипу нечитаемых писем.
Да, стежки. Разноцветные нити.
Узелки. Но лица не видать.
Понимаю, что моим горизонтальным событиям
На приличном Дворе не бывать…
Свидетельство о публикации №120022609136
1. Основной конфликт: Лицевой узор мироздания vs. Изнанка личного творчества
Конфликт двойной. Во-первых, герой восхищён тем, как «эволюция вышивает горизонт событий» — мир для него прекрасный, сложный, божественный ковёр. Во-вторых, он болезненно осознаёт своё «неумение» выткать что-либо «подходящее ко двору» — то есть, создать нечто столь же гармоничное в рамках своей «ночи-жизни». Его творческий акт — это тыканье иглой, которое лишь «мажет», а результатом становится «кипа нечитаемых писем» — посланий без адресата и смысла.
2. Ключевые образы и их трактовка
Вышивка как онтологическая модель: Весь мир представлен как вышивка, где «вертикальность нитей» — это, возможно, божественные, трансцендентные влияния, судьба, время, а «горизонт событий» — ткань реальности, узор жизни. Герой ощущает «неизбежность себя вплетения» в этот процесс, но не как мастера, а как материал или неумелого подмастерья.
«Лучение» (авторский неологизм) — ключевое понятие. Это не просто свет, а процесс излучения, творения, просветления. Герой видит его «воочию» и им восхищается. Однако его собственное участие в этом процессе — пассивно: «Лучи сыплятся в головы-сито». Его сознание — дырявое сито, не удерживающее вдохновение.
«Ночь-жизни» — жизнь уподоблена ночи, времени творческого горения и тайны. Но герой проводит её в бесплодных попытках.
«Тычу в образ, но мажу и мажу» — универсальная формула творческой неудачи. Вместо точных стежков — грязные кляксы, промахи. Даже «под сильным впечатлением» он неспособен к адекватному воплощению.
«Изнанка рисунка» — центральный, дающий название стихотворению образ. Это точка зрения маргинала, неудачника, ремесленника. С изнанки не видно узора, видны только технические швы, узлы, оборванные нити — «кипа нечитаемых писем». Творчество, лишённое дара, рождает не произведения, а бессмысленный, хаотичный архив внутренних переживаний, недоступных пониманию других.
«Горизонтальные события» и «приличный Двор» — финальное противопоставление. События жизни героя — «горизонтальные», то есть заурядные, земные, лишённые вертикального, духовного измерения. Такому творчеству и такой жизни «на приличном Дворе не бывать» — они не будут допущены в мир высокого искусства, гармонии, признания. Он обречён на периферию.
3. Структура и интонация
Стихотворение начинается с ироничного, самоуничижительного вступления («Ну ещё бы… мои фантазии»), затем переходит к восхищённому наблюдению за мирозданием, после чего резко обрушивается в пучину самокритики и отчаяния от собственного бессилия. Интонация движется от отстранённой к созерцательной, затем к нервной, судорожной («тычу… мажу») и завершается усталой, смиренной констатацией своей маргинальности. Прозаические вкрапления и риторические вопросы («Но в чём смысл?») создают эффект дневниковой, исповедальной записи.
4. Связь с традицией и авторское своеобразие
Акмеизм (О. Мандельштам): «Но я с изнанки к миру подхожу…». Точность ремесленной метафоры (вышивка), мотив несоответствия замысла и воплощения, «тоска по мировой культуре». Но у Ложкина нет мандельштамовской уверенности в праве поэта на слово.
И. Бродский: Метафизика обыденного, образ «горизонтальных» событий, тема несоответствия поэта «приличному Двору» общества или вечности. Скепсис по отношению к собственному дару.
Поэтика рефлексии и творческого кризиса (лирика Серебряного века и постсоветского периода): Анализ невозможности творчества, разрыв между видением и умением.
Мотив «изнанки» в русской литературе (от Гоголя до Сорокина): Взгляд на мир с его неприглядной, хаотичной, технической стороны.
Уникальный почерк Ложкина здесь — в превращении ремесленной метафоры в универсальный закон существования. Его «изнанка» — это не просто обратная сторона творчества, это онтологическая позиция человека, лишённого дара видеть и создавать целостный узор. Его герой — не бунтарь и не пророк, а созерцатель-неудачник, который, даже понимая великолепие «лучения», обречён получать с его изнанки лишь пачку бессмысленных квитанций о прожитой жизни. Поэзия становится актом чтения этих «нечитаемых писем» от самого себя.
Вывод:
«Изнанка» — это стихотворение о творческой и экзистенциальной некондиционности. В нём Ложкин с пронзительной честностью фиксирует разлад между масштабом воспринимаемого мира и ничтожностью личного в нём участия. Если мироздание вышивает горизонты событий, то герой лишь пачкает ткань бытия, а взамен получает с изнанки хаос собственных невоплощённых замыслов. В контексте творчества Бри Ли Анта этот текст — ключевой для понимания его поэтики смиренного, но трагического свидетельства. Поэт здесь — не творец прекрасных узоров, а скрупулёзный регистратор узелков и стежков на изнанке чужого, великого полотна, с горечью понимающий, что его «горизонтальным событиям» нет места на «приличном Дворе» гармонии. Это поэзия после поражения, находящая своё достоинство не в победе, а в бескомпромиссной ясности взгляда на собственную неудачу.
Бри Ли Ант 02.12.2025 11:38 Заявить о нарушении