Мерцал закат, как сталь клинка... - Высоцкий

Приходилось слышать, что его песни нельзя читать, что они предназначались для сцены и лишь на сцене, в неподражаемом авторском исполнении, оживали во всей полноте. Но ведь говорил же он сам, что в песне, если люди что-то увидели, значит, там и это есть. Сегодня я читала вслух сыну «Мерцал закат, как сталь клинка...» - собственным моим голосом, как стихи, а не как песню. Сперва засомневалась, повторять ли при чтении один и тот же припев после каждого куплета? Но — из песни слова не выкинешь. Получилось странно — звучит стихотворение, и в нем рефреном проходит одна и та же строфа:
Отставить разговоры!
Вперед и вверх, а там...
Ведь это наши горы,
Они помогут нам.
Они помогут нам!
Да еще и последний стих этой строфы повторяется дважды. Для поэзии совсем немыслимо. Вот экспозиция — пейзаж, метафоры войны. Вот начинается действие — «взвод зарывался в облака и уходил по перевалу» (строка, с которой, по рассказу профессора литературы Евгения Жаринова, ему и открылась однажды гениальность Высоцкого) — завязка, движение. И вдруг оно прерывается командой - «Отставить разговоры!». Отданной кем и кому, ведь взвод уже идет «вперед и вверх»? Похоже, человеком, участником, самому себе. Тем более что дальше текст явно «переходит на ты»: «А до войны вот этот склон немецкий парень брал с тобою». Стихотворение становится воспоминанием, размышлением. И вдруг опять - «отставить разговоры!» с самим собой. Не думать, только идти... И что «там» остается все же надежда на горы, приходится повторить себе дважды - «они помогут нам!» - не убедив себя, навряд ли идти сможешь. Но эти же горы навевают раздумья, неподвластные приказам: «и парень тот, он тоже здесь», и скоро вы будете стрелять друг в друга, как бы невозможно это ни казалось. Отставить, отставить такие мысли — снова звучит в голове. Горы все-таки наши, земля наша, и значит, мы правы, ты прав, и все это — правильно?!.. Горы возвышаются над человеком с его войной, они мудры и беспристрастны, и если правильно, то они помогут нам, они помогут нам!.. Почему же «не в ударе» альпийские стрелки? (Ведь герой все еще ждет атаки, она еще не началась). Можно представить, что там, на другой стороне, другой человек, альпинист, бывший товарищ, Kamerad, чувствует ровно то же, что и ты сейчас. Можно на это надеяться. Но - «отставить разговоры!» Пора! Тут можно было бы рассуждать о том, куда дальше, с началом боя, призывает себя двигаться герой — «вперед и вверх, а Там...» (что и поразило Жаринова, более чувствительного в метафорам, чем я, еще в первой строфе). Я же закончу на том, что при прочтении текста вслух припев, столь привычный для песни и столь невозможный, казалось бы, в поэзии (что это за стихи, где одна и та же строфа повторяется четыре раза?) удивительным образом становится неотъемлемой, циклической частью внутреннего монолога, а значит, и органичной частью стихотворения. И возможно, мне еще предстоит найти подобные примеры в других песнях — стихах — Высоцкого. Которые, видимо, не только можно, но и необходимо для лучшего понимания читать тихо, вдумчиво, по-своему, для себя. 


Рецензии