Хонсу, лунный скиталец

ТРИАДА - АМОН - МУТ - ХОНСУ

Фиванская триада — три самых почитаемых бога древнеегипетского города Фивы:
Амон, его супруга Мут и их сын Хонсу.

XVIII и XX династии Нового царства стали временем расцвета триады. Эти боги выступали в качестве главных объектов для поклонения в массивном храмовом комплексе Карнака.

***

Хонсу, лунный скиталец

Хонсу — древнеегипетский бог-целитель, почитавшийся в Фивах как сын Амона и Мут или Себека и Хатхор, вместе с которыми составлял фиванскую триаду богов, божество луны. Последнее сблизило его с Тотом уже во время Среднего царства, когда он иногда именовался «писцом правды» (впоследствии часто встречается сложное божество Хонсу-Тот). Хонсу иногда сопоставлялся с другим божеством — сыном Шу. Хонсу имел сестру — Бастет.

Лунный бог, имя которого переводится как «странник», и которого так же называли «путешественником» или «скитальцем», так как он ночью бродил по небу, изображался в виде мумифицированной фигуры младенца, иногда с головой сокола, держащего в руках скипетр и плеть. Для него так же типичен облик в виде мумии с сомкнутыми ногами и локоном сбоку головы, который характеризует его как молодого человека. На голове Хонсу – заплетенный локон юности и убор в виде серпа и полного диска луны. Подобно Тоту, также связанному с луной, Хонсу мог изображаться и в облике павиана. Изначально Хонсу почитался и как божество, связанное с деторождением, сын Амона и Мут. Древнейшие культовые центры бога – Гебелейн и Фивы. Некоторые скульптуры представляют бога Фив со знаками власти: посохом с крюком и плетью в руках. Различались две формы Хонсу: Неферхотеп «Прекрасный милостью» и Ар-Сехру «Управитель». Как ночное солнце, его иногда изображали с головой сокола.

Лунный скиталец, львиноголовая, открыватель путей и другие боги Египта Древний Египет, Мифология, Храм, Фараон, Египтология, История, Археология, Длиннопост
Упоминания Хонсу встречаются уже со времени Древнего царства. В «Текстах пирамид», «Текстах саркофагов» и «Книге мертвых» о Хонсу говорится как о божестве очень грозном и кровожадном; при этом он является подателем пропитания, вестником высших божеств, помощником правосудия, судьей и даже палачом богов, отрубающим головы и сжигающим сердца, формы и образы которого зависят от прохождения той или иной фазы лунного цикла. Слуги Хонсу, согласно «Текстам пирамид», который был сыном грозной львиноголовой богини Шесемтет, иногда считались такими же яростными и опасными как и несущие смерть посланники Сехмет.

Сложная мифология Хонсу рассказывает о его лунном происхождении и родстве с Амоном. В момент рождения Хонсу человечество уже существовало. Хонсу также тесно связан с предвечным знанием и созидательным словом бога-творца, способствует, как и Атум, удачной навигации, покровительствует писцам, и, наконец, в облике птицы является носителем божественного дыхания жизни. Как божественное дитя Хонсу часто отождествлялся с Ихи и Нефертумом.

Хонсу очень почитался в народе, прежде всего, как бог-оракул и защитник от болезней. Так, на некоторых фресках его можно видеть в сопровождении Гора, стоящего на крокодилах. В возвышенном смысле ребенок луны считался одним из образов молодого Гора. Такого рода связи основывались в мышлении древних египтян на более глубоком осознании того, что время не идет строго прямолинейно, что все процессы, в конечном счете, проходят одновременно. Поэтому можно было обращаться в любое время к разным возрастным обликам одного бога, в некоторой степени, как к самостоятельным личностям.

В Фивах находится большой храм Хонсу между храмом Амона и Мут; его весьма чтили и украшали Рамессиды, а также цари XXI и XXVI династии; от этого времени на стенах сохранились гимны в честь Хонсу. Он изображался в виде человека с лунным серпом и диском на голове, а также с головой кобчика и с теми же лунными признаками.



Строительство храма Хонсу в Карнаке было начато Аменхотепом III и завершено фараонами XX династии. Кроме того, богу поклонялись в Луксорском храме и во многих заупокойных храмах царей XIX-XX династий в западных Фивах. Как сын Себека и Хатхор, Хонсу почитался в восхитительном храме в Ком Омбо, как лунный павиан, приносящий весть о разливе Нила – в Эдфу. Так же имел много самых разнообразных ипостасей: «сердце Ра», «сердце Атума, создавший все сущее, повелевающий знанием, принимающий решения, язык Ра, ведущий счет времени», «старшим сыном Ра, поддерживающим свод небесный, устанавливающим связь между берегами реки во время празднества», «правитель божественный, повергающий врагов своих, царственный наследник».


Рецензии