Русский стиль художницы Елизаветы Бем

Русский стиль художницы Елизаветы Бем
«Живи не тужи. Придёт солнце и в твоё оконце!»

    24 февраля исполняется 177 лет со дня рождения первой женщине в России, которая стала профессионально заниматься искусством.
Сама Лиза в молодости была необычайной красавицей, и открытки ее походили на иллюстрации какой-то безупречной идиллии, полной неги и романтики жизни. Русские барышни в кокошниках у окон, прелестные детишки за книгами, сцены крестьянского быта - будто окошко в сказку.

Елизавета Индигир  родилась в Санкт-Петербурге  в старинной дворянской семье, детство провела в родовом имении  в селе Щепцы Пошехонского уезда Ярославской губернии.
Предки её были выходцами из Золотой орды, чья фамилия Индигир во времена Ивана III русифицировалась. Грамотой, дарованной роду Иваном III , фамилия была изменена на Эндауровы. Дед, Николай Иванович Эндоуров, поручик, был женат на Любови Васильевне, рожденной Межаковой, вологодской помещице. Отец Елизаветы - Меркурии Николаевич родился в Вологде, учился в школе гвардейских подпрапорщиков и юнкеров, в 1833-1840 служил в Лейб-гвардии московском полку,  с 1840 по 1850 год служил в Петербурге в Комиссариатском департаменте Военного министерства.
На лето семья, все шестеро детей, обычно выезжала в родовое поместье Братково под Вологду.  Деревня Щипцово существует по сей день. Усадьба располагалась на берегах чистой, вьющейся средь полей и перелесков, речки Тулши. Барский дом стоял на высоком левом берегу.  Здесь, в сельской тиши девочка Лиза с увлечением рисовала, ведь вокруг было столько красивого и необычного, что само «просилось» на бумагу.

 «Любовь к рисованию у меня была с самых малых лет, — вспоминала впоследствии Елизавета, — иначе себя не помню, как рисующей на всех кусочках бумаги, которые попадались мне в руки. В письмах к своим подругам петербургским я постоянно вкладывала свои рисуночки куколок и животных. И вот это-то и обратило внимание людей несколько понимающих, что мне следовало серьёзно заняться рисованием».
Родители Лизы не стали препятствовать её желанию учиться в Рисовальной школе Общества поощрения художников, в которую девочка поступила, когда ей было 14 лет.

Лиза Бём во время обучения в рисовальной школе стала известна как прекрасная девушка в костюме Дианы на костюмированном балу в Академии художеств. В Петербурге ее еще долго ассоциировали с образом Прекрасной Дианы. Этот образ в 1862 году запечатлел на память современникам и потомкам в акварельном портрете А.Шарлемань.
К обучению искусству в школе относились серьезно, здесь преподавали лучшие педагоги-живописцы того времени, руку ей ставил сам Крамской.

 «Я начала посещать школу Общества поощрения художеств, находившуюся тогда на Васильевском острове, в здании Биржи. Лучшими, счастливыми годами были те, что я занималась в школе. Приватных занятий я не имела, так что затраты на мое художественное образование были самые ничтожные. Руководителями нашими в школе были такие мастера, как Крамской, Чистяков, Бейдеман, Примацци (по акварели)», - писала Е.М. Бём.

 С художником Иваном Крамским Елизавета Меркурьевна поддерживала дружеские отношения и после окончания рисовальной школы, считая его своим «наилюбимейшим руководителем».
 «Самые отрадные воспоминания останутся у меня навсегда о Крамском и глубокая благодарность за ту пользу, которую он мне принес. Если я хоть малость понимаю в рисунке, то обязана этим исключительно Крамскому». В 1864 году, закончив обучение, она возвращается в родительское имение, где увлекается рисованием с натуры животных.
Елизавета училась старательно, став прекрасной рисовальщицей, предпочитавшей работать карандашом и акварелью. В 1864 году она с медалью окончила школу и буквально окунулась в творчество.

Спустя три года Лизочка Эндаурова выходит замуж за Людвига Францевича Бема. Он был очень привлекателен своей неординарностью, музыкант-скрипач, который потом занимался преподавательской деятельностью в петербургской консерватории. В их доме всегда звучала музыка. Брак, в который вступила Бем Елизавета, был счастливым. Она родила четверо детей. Семья жила на Васильевском острове, впоследствии, когда дети выросли и стали жить отдельно, то все равно по поводу и без него вся семья вместе с внуками-гимназистами собиралась в приветливом гостеприимном доме бабушки Елизаветы. И вновь сказочно звучала скрипка Страдивари, которая некогда принадлежала Бетховену, и на которой теперь играл Людвиг Францевич.

Пришел и успех в искусстве, её работы стали с завидным постоянством получать призы и награды на различных выставках.
 Елизавета Бем не писала большие картины, но её рисунки пользовались неизменной популярностью.
А с середины семидесятых годов стала работать и в технике литографируемого силуэта.
В России интерес к вырезному силуэту из чёрной или тонированной бумаги возник во второй половине XVIII века, когда при дворе Екатерины II работало несколько иностранных рисовальщиков-силуэтистов.
Литография развивалась очень быстро, в этой технике пробовали свои силы практически все корифеи отечественной живописи -  В.Верещагин, И.Шишкин, В.Суриков, В.Серов,   А.Венецианов, В.Боровиковский, О.Кипренский и многие другие.

Первым силуэтом Бём был случайно нарисованный на обороте программки портрет Антона Рубинштейна на концерте в Дворянском Собрании «со всей фигурой и роялью - абсолютное совершенство, поразительное по выражению».

Сам Рубинштейн признался художнице, что это лучший из всех его портретов. А учитель Елизаветы Бём Иван Крамской позже написал: «И что за совершенство были эти силуэты! В них угадывалось даже выражение на лицах маленьких чернышей...»

Современники считали, что «специальность, в которой Елизавета Бем не имеет соперников – «Силуэты, в которых прекрасный рисунок, ум и тонкая наблюдательность этой художницы выражаются удивительнейшим умением передавать правдивые, чисто русские типы детей разных сословий и составить из их черных фигурок сцены, полные жизни и грации».
 
С 1875 года Елизавета Меркурьевна стала издавать альбомы силуэтов, пользовавшиеся большой популярностью.
Чаще всего она рисовала сценки с детьми, которые получались очень трогательными и удивительно живыми. Интересно, что маститые художники восприняли её работы с нескрываемым восторгом.

Моделей для своих силуэтов она находила в деревне, куда ездила ежегодно в летний период. Приятельница и первый биограф Е.Бем, Софья Лавреньтева рассказывала, что художница основательно готовилась к летним поездкам в свое родовое имение, закупая множество подарков для крестьянских детей. В деревне "барыня, одарив всех, принималась за срисовывание своих маленьких друзей, во всех видах и положениях, чего они не избегали, но охотно позировали...». Дети очень любили Елизавету Меркурьевну, но не могли выговорить её имени и отчества, отчего называли её просто «Бёмихой»

Илья Репин дружил с Бём. Он как-то подарил художнице свою картину, написав на обороте: «Елизавете Меркурьевне Бём в знак моего глубочайшего почитания ее таланта. Ее «черненьких» я люблю больше многих-многих беленьких».

Известный критик Стасов, называя её «самой даровитой из художниц» и отмечая, что «Бем взяла на свою долю русский детский мир, а в её силуэтах выражается душа, чувство, мысли, характеры, капризы, причуды, грация, шалости, милые затеи».
Но главное, что мнение собратьев по искусству совпало с мнением зрителей. Всего Бём издала 14 альбомов, которые неоднократно переиздавались, в том числе и за границей,  в Америке её книги силуэтов выдержали несколько изданий.

Одной из лучших книг, оформленных художницей, справедливо считается «Народная сказка о репке», в которой каждый персонаж получает емкую графическую характеристику, действие развивается с кинематографической динамикой, ажурные силуэты цветов и трав подчеркивают весомость, монолитность фигур главных героев.
 В лучших своих работах Бем умела быть графиком наблюдательным, ироничным, точным в отборе деталей. Часто ее рисунки вели связный и увлекательный рассказ без помощи текста, в лаконичном силуэте угадывалось настроение и даже выражение лица героя. Целый ряд авторских  иллюстративных циклов представляет несомненный интерес как попытки свести воедино повествовательное начало и декоративные принципы оформления книги
 Кстати, ей принадлежит авторство одного из первых российских комиксов. В 1880 году вышла  книга Е.Бём с непритязательным названием «Пирог», которую и раскупали, как горячие пирожки. В ней были серия сюжетнов, сценки, изображающие детей, решивших испечь пирог, а с ними деятельное участие принимают собака и кошка, путающиеся под ногами. Но им-то, в конце концов, и достается выроненный детьми кулинарный шедевр.

В 1896 году состоялся двадцатилетний юбилей творческой деятельности В Петербурге на ее  юбилее поэт А.Н. Майков, с букетом в руках, страстно прочел:
Ваш карандаш - моя обида,
Зачем не мне он Богом дан?
Я не показываю вида,
Но в сердце целый ураган!

Издательство «Посредник» отправило проникновенную телеграмму:
 «Редакция «Посредника» в день вашего юбилея горячо благодарит вас за все, что вы сделали для народных изданий, и от всей души надеется, что вы еще долго послужите вашей прекрасной кистью этому делу для народа».

В 1875 году она создаёт альбом открыток «Силуэты», а в 1877 году — альбом «Силуэты из жизни детей». Позднее был издан альбом — «Пирог», в 1882 году — «Из деревенских воспоминаний». Художница много сотрудничала с издательством «Посредник», куда пригласил её Лев Толстой, хорошо знакомый с её работами, а также с издателем И. Сытиным, который был частым заказчиком рисунков Елизаеты Бём
 В начале 1890-х гг. работала над иллюстрациями к повести Николая Лескова «Оскорблённая Нетэта». В 1907 году два альбома открыток «Всего понемножку» и «Для милого дружка хоть серёжку из ушка» были изданы в Париже.

Но особенно важной и желанной работой в жизни художницы стала «Азбука», состоящая из тридцати акварелей, иллюстриру­ющих русский алфавит. Иллюстрации к Азбуке были настолько красочными, настолько красивыми, что стали одной из лучших работ этой замечательной русской художницы.

Выполненные в славянской манере, с учётом тысячелетних традиций, поверий, обычаев славянского народа, они приковывают к себе взгляд. На каждой странице шел занимательный текст, который сопровождался красочной иллюстрацией. Буквы были исполнены в стиле тех инициалов, которые делали узорной цветной вязью миниатюристы XIV – XVI веков.

Вот, например, буквица глаголь. Она показывает маленького гусляра, который сидит в избе на скамеечке и приговаривает присказки. С любовью к маленькому ученику сделала рисунки Елизавета Бем. «Азбука» просто притягивает и не отпускает ни родителей, которые учат своего малыша, ни ребенка, который внимательно рассматривает каждую картинку, слушая, что читают ему родители. Эта «Азбука» переиздается в виде подарочных изданий и в XXI веке с тканевыми и кожаными обложками с бронзовыми застежками.

Естественно, что для детей, которые обучались по таким книгам, не было больше удовольствия, чем открыть учебник и увидеть красивейшие картины, которыми можно любоваться часами, разглядывать каждую деталь, каждый узор, каждый персонаж, и одновременно с этим постигать основы русского письма.

"Азбуку ведати - глаголеть добро есть!" - гла­сил текст, открывающий издание.  Художница создала 30 оригинальных композиций, со­четающих в себе древнюю буквицу, изоб­ражение и надписи, ее поясняющие, - все это соединено воедино и неразделимо. Каждая композиция ярко характеризует понятие «русский стиль».

«Азбука» была издана на «французской мелованной бумаге в роскошном коленкоровом переплёте с двумя металлическими под старое серебро застёжками и пряжками».
 Добрым талантом, который нес свет и радость взрослым и детям, обладала Елизавета Меркурьевна Бем.

 Круг её интересов был широк, она создала целый ряд иллюстраций для произведений И. Тургенева, Л. Толстого, А. Крылова, В. Гаршина, Н. Лескова, а также проиллюстрировала русские народные сказки, пословицы и поговорки.

 Семья Бемов была в дружеских и добрых отношениях со Львом Толстым.  Есть легенда, что именно Елизавета Меркурьевна на стекольном заводе, где директором был ее брат, изготовила стеклянную плиту с надписью: «Вы разделили участь великих людей, идущих впереди своего века, глубокочтимый Лев Николаевич. И раньше их жгли на кострах, гноили в тюрьмах и ссылках». Сейчас эта плита хранится в музее в Ясной Поляне.

Художница иллюстрировала альбом «Типы из Записок охотника И.С. Тургенева», всем её композициям предшествовали многочисленные наброски и эскизы, выполненные с натуры.

Самую большую известность принесли Елизавете Бем открытки, которых она создала более трех сотен. 
Открытки Елизавeты Бём пользовались невероятной популярностью на рубeже XIX-XX вв. Их можно было увидеть в коллекциях императорской семьи, в Третьяковской галерее и в шкатулках городских барышень.

Тут следует напомнить, какое огромное значение вообще имели открытки в то время. Телефоны были редкостью и устанавливались преимущественно в больших городах, мобильную связь никто не мог вообразить даже в самых фантастических грезах, и людям приходилось писать письма, чтобы поддерживать отношения друг с другом. Конечно, эпистолярный жанр был популярен, тем более, что и почта работала прилично (не в пример нынешней). Однако для развернутого письма нужны были время, силы, душевный настрой...
 Сколько дружеских и любовных связей оборвалось из-за того, что письмо написать все некогда, некогда... А потом уже и незачем. Открытки произвели настоящую революцию в межчеловеческом общении - две-три фразы, этакая смс-ка столетней давности. А если открытка с симпатичным рисунком, значит, смс-ка со смайликом. И адресат уже знает, что где-то далеко его помнят и любят.

Самой ранней открыткой считается та самая «валентинка» 15 века, которая хранится в Британском музее Лондона. Ее авторство приписывают герцогу Орлеанскому. А первое официальное упоминание о поздравительных открытках относится к 1777 году, когда впервые было размещено сообщение о пересылаемых по почте поздравлениях на самые различные случаи в виде гравированных карточек. Автором изобретения считается гравёр Демезон.

С тех пор открытки распространились по миру и в каждой стране имеют свои особенности. Но всегда самыми дорогими открытками были карточки ручной работы, которые передавались не по почте, а из рук в руки.

В России первые открытки (открытые письма) были введены в обращение 1 января 1872 года, но тогда они были без рисунков. Далеко не сразу открытки было решено как-то украшать.
 В 1894 году было дозволено выпускать "бланки открытых писем частного изготовления", и частная инициатива забила ключом. Уже в 1895 году стали выходить целые серии богато иллюстрированных открыток.
 Вскоре пальма первенства в этом деле перешла к известной благотворительной организации - Комитету попечения о сестрах милосердия Русско-турецкой войны, более известному как Община Святой Евгении.

 Женский благотворительный комитет решил, что выпуск и продажа иллюстрированных открыток дадут необходимые средства для помощи бывшим медсестрам и санитаркам, помогавшим нашим войскам на Балканах (там женщины оставили и здоровье и силы, а кто-то после ранений получил инвалидность и нуждался в серьезной поддержке).:
 В 1898 году Община Святой Евгении выпустила первые иллюстрированные открытки, а в 20 веке стала лидером в этом бизнесе. К тому же Община первой решила устраивать специализированные киоски по продаже открыток, что тоже сыграло немалую роль в распространении этой продукции.

Среди них были и поздравительные к праздникам, и с изображениями национальных костюмов народов России, на темы русских пословиц, с поговорками, с загадками о временах года, да и просто с трогательными сценками из жизни детей.

 У Елизаветы Бем была характерная авторская техника: она тонировала бумагу, делая неровные края, создавая иллюзию пергамента, использовала охристый колорит, акварель совмещала с белилами, золотом, серебром, придавая этим декоративность.

«Открытки к праздникам» - это особая линия в творчестве мастера. Открытые письма, которые рисовала Елизавета Бём, художница сумела сделать яркими и запоминающимися. Это были праздничные открытки, которые люди посылали на Рождество или Пасху.

Елизавета Бем сначала сотрудничала с издательством общины св. Евгении, а позже – в Петербурге с фирмой Ришар и И.С. Лапиным в Париже. Открытые письма выходили большими тиражами по меркам того времени – по триста экземпляров. Казалось бы, что стоят очаровательные детишки и несут крашеные яйца и вербу. Но мальчуган и девчушка настолько милы, что этот неброский по колориту рисунок много говорит сердцу.

«Открытки на каждый день» - Они тоже нравились покупателям, потому что на них были изображены сценки из русской жизни, полные поэзии, задушевности и сердечности.
 И главными героями ее открыток были деревенские дети, которых Елизавета Меркурьевна видела каждое лето, когда приезжала в имение под Ярославлем.
Тем, кто, например, поссорился, было предназначено открытое письмо, которое призывало не сердиться и не быть букой, а помириться. Здесь дети одеты в исторические костюмы, которые она собирала. У художницы была большая коллекция предметов декоративно-прикладного искусства. Поэтому в недостоверности ее упрекнуть нельзя. Даже такой «пустячок», как открытка, становился произведением искусства, которое основано на правде.
Так мила открыточка с надписью «сердце ответа ждет». Эти открытки следовали традициям национальной культуры и включали фольклорные элементы.

 Подписи к ним делала сама художница, проявляя большую изобретательность. Тексты включали в себя элементы пасхальных песнопений, а также цитаты из русских поэтов и любимые художницей пословицы и поговорки. Открытые письма выходили большими тиражами по меркам того времени – по триста экземпляров. Казалось бы, что стоят очаровательные детишки и несут крашеные яйца и вербу. Но мальчуган и девчушка настолько милы, что этот неброский по колориту рисунок много говорит сердцу.
Открытки от Елизаветы Бём имели колоссальный успех.

На международных выставках работы Бём неизменно получали медали и призы. Французское издательство предложило за огромные деньги Елизавете Меркурьевне заключить договор на эксклюзивное право печати ее работ. Это значило, что в таком случае художница не могла бы публиковаться в России, поэтому она отказалась.

Издаваемые многотысячными тиражами, открытки расходились по всей России. Их можно было увидеть и на  стене в крестьянской избе, и в томике стихов под подушкой курсистки, и в изящном альбоме светской львицы.

 Именно открытки в русском стиле принесли Елизавете Бём настоящую славу, и в России, и за рубежом. Елизавета Меркурьевна Бём неоднократно участвовала в престижных российских и международных выставках в Париже, Берлине, Мюнхене, Милане, Чикаго и не оставалась без призов, включая золотые медали.

 Любопытно, что призы ей доставались не только на художественных, но и на промышленных выставках, ведь она делала рисунки для изделий из хрусталя и стекла, расписывала фарфор. Наиболее популярной авторской работой Е. Бём, вошедшей в прейскурант Дятьковского завода и выпускавшейся в большом количестве, стал набор для вина, отмеченный народным юмором. Художница сознательно выбрала зеленый цвет стекла, форму штофа и технику эмалевой росписи, свойственные русскому стеклу ХVIII века.

Подписи были фирменным знаком творений Бём, будь то акварели или изделия из стекла. Художница использовала незатейливые коротенькие стихи, загадки, прибаутки, пословицы, разговаривая с народом на его языке. Так и в этом наборе игривое изображение пьющих и дерущихся чертей пояснено не менее «забористыми» надписями на тему потребления крепких напитков:

"Здорово, стаканчики, Каково поживали?
Меня поджидали. Пей, пей - увидишь чертей", - гласит надпись на одной из граней штофа.
И если чертики на первых стаканчиках призывают выпить «на здоровье», «на веселье», «на задор», то на следующих читаем: «чай, кофе не по нутру, была бы водка по утру», «где выпивал, там и ночевал», «на радости выпил, с горя - запил», «хошь - не хошь, а выпить надо!»

 На Всемирной выставке в Париже в 1899 году  Русский отдел на Всемирной выставке в Париже в 1899 г.  произвёл в Западной Европе фурор. В одном из помещений павильона кустарных изделий и рукоделий России было представлено декоративное стекло Е.М. Бём «в русском стиле». Солонка по эскизу художницы была преподнесена президенту Франции.

В предисловии к каталогу Общины 1915 г. издатели с теплотой вспоминали об их «ближайшей сотруднице» Елизавете Бем. Акварели Елизаветы Бём неоднократно покупались П.М. Третьяковым, как и другими российскими коллекционерами живописи. Их приобретали для своих коллекций и члены царской семьи. В Крыму, в Ливайдийском дворце есть стенд с открытками Елизаветы Бём.

В 1914 году художница тихо и незаметно ушла из жизни. Но память о талантливой художнице продолжает жить,  интерес к её работам не угасает. За её открытками и альбомами охотятся коллекционеры.
В интернете можно встретить лоты с аукционов, где работы Бем оцениваются очень высоко. Дореволюционные открытки Бём можно найти в антикварных магазинах, а иногда можно купить реринтные в обычных магазинах, в торговых лавках при храмах, где их каждый раз продают к Рождеству или Пасхе.

В сувенирном отделе Русского музея увидела  и привезла себе из Питера несколько чашечек  с силуэтами Е.Бем.

В Инстаграме нашла разнообразные предложения для любителей творчества Е.Бем с аукционов и объявления о выставках её произведений:
"Стекло в русском стиле с густой полихромной эмалевой росписью изготавливалось как на Императорском, так и на крупных частных заводах. Наиболее успешно это художественное направление развивалось в стекле Дятьковского Хрустального Завода благодаря творчеству художницы Елизаветы Бём, которая не только разрабатывала эскизы декора, но и сама занималась росписью стекла. В ассортименте завода распространяются изделия, окрашенные в зелёный цвет, напоминающие продукцию частных российских фабрик XVIII века. Росписи Е.М. Бём далеки от повторения эмалевого декора старинных штофов и кувшинов, но характер «народной» живописи – сочной, красочной, яркой, мастерски передаётся в украшении дятьковского стекла 1880–1900 годов. "

Наборы открыток одним лотом, старинные шкатулки, четыре настенные «Тарелки Частный фарфоровый завод братьев Корниловых»,  обложки и другие интересные предложения по рисункам Бем.

Во многих городах России периодически проводятся выставки её работ, одна из крупнейших была в Москве.
Летом  в Орловском краеведческом музее проходила выставка «Волшебная кисть Елизаветы Бём» из частной коллекции В.Н. Кругова.

В рамках проведения Всероссийской акции «Ночь музеев» 18 мая 2019 года в Информационно-образовательном центре «Русский музей: виртуальный филиал» Тамбовского областного краеведческого музея была открыта выставка «Басни Крылова и силуэты Елизаветы Бём».
Выставки открыток в Подольске, в Ярославле, в Ливайдийком дворце. Выставка ''Всего понемножку, или Загадки музейного бельэтажа''в Детском музее г.Северсталь.
Весной в Москве в музее «Кутузовская изба» открывается выставка «Ликуют ангелы с небес! Пасхальная открытка Е.М.Бём»

В 2007 году издана монография о жизни и творчестве художницы.

 Созданная по мотивам  произведений Е. Бем коллекция одежды «Вдоль по Питерской» недавно получила диплом выставки-ярмарки «Российский лен».

Всё это - Русский мир Елизаветы Бём.

В наши дни это имя известно не всем, а в конце 19 и начале 20 столетия художница  пользовалась невероятной популярностью и поистине всенародной любовью.
И это не случайно, народ чувствует истину. Человек нуждается в цели, которая не является внутренней для него самого, а является целью, выходящей за рамки его личной жизни и даже жизни его семьи, в какой-то общей цели и тогда его внутренняя, личная жизнь становится осмысленной.

Помимо работы над книгами, Елизавета Бём выступала и в периодической печати. Её силуэты регулярно воспроизводились в самых разных журналах и альманахах, таких как «Нива», «Новое время», «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация». Художница поддерживала идеи за просвещение народа. Именно поэтому она оформляла и богатые издания, и грошовые книжки «Библиотеки свободного воспитания» И.И.Горбунова-Посадова.

«Установилось мнение, что с замужеством женщина всегда или большей частью кончает свои занятия искусством, — рассуждала Елизавета Меркурьевна, — всё равно, музыка это или живопись или что другое, не находя для этого достаточно времени. Вспоминаю при этом слова нашего великого писателя Л.Н.Толстого, который говорил, что у кого есть призвание действительное, то для этого найдётся время, как находишь его для того, чтобы пить и есть. И это совершенная истина; чувствую это по опыту.

Талант - это дар Божий, любовь к людям сквозит в каждом затейливом рисунке Елизаветы Бем, и её  чудесные работы вносят в нашу жизнь доброту, которой сегодня нам так порой не хватает.
Очаровательные детки в русских национальных костюмах, изображенные в различных бытовых сценах, мудрые и простые подписи автора  вызывают чувство единства и  сопереживания. 
Русский стиль, тепло человеческих отношений, душевность произведений замечательной художницы радуют душу.

Тысячи и тысячи ее  открыток с милыми лицами маленьких персонажей продолжают свой путь по России. Неся добро и улыбку, они заглядывают в каждый дом, чтобы навсегда остаться в памяти русских сердец.

Доброму делу и Бог в помощь!

Иллюстрированный каталог Е.М.Бем -(376 фото)
 


Рецензии
Ира, много интересного и познавательного узнал из Вашего посвящения художнице Елизавете Бем. Читается легко, понятно. Ваши произведения значимы! Они правдивы и в них прекрасно переданы особенная атмосфера душевности, доброты и неспешности человеческих отношений того времени. Хочется читать и перечитывать!
Всего Вам самого доброго и светлого!
С уважением, Николай.

Николай Иванов 60   17.02.2022 04:47     Заявить о нарушении
Благодарю вас, Николай! Сама я случайно узнала про эту замечательную художницу, когда искала открытки к Пасхе, стала изучать, очень понравился жизненный путь и творчество Елизаветы Меркурьевны, вот и решила поделиться с читателями!
С наилучшими пожеланиями и признательностью -

Ира Берестова   17.02.2022 18:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.