Разобучение. Древние языки. Хазрат Инайят Хан

Мои благословенные мюриды,

Я бы хотел немного поговорить о предмете, который называется разобучение. Для некоторых мюридов, кто однажды услышал об этом, было всегда сложным осознать необходимость разобучения на духовном пути. Разобучение — это процесс посредством которого человек поднимается над тем, что он однажды выучил. Это совсем не означает, что нужно забыть все, что вы узнали, но означает только процесс подъема над тем, что было изучено. То, что человек изучил в своей жизни становится наиболее полезным после достижения духовной реализации, для того, чтобы быть в состоянии выразить это.

 Теперь обратимся к вопросу о том, как человек может разобучиться. Забывает ли он вещи? Совсем не обязательно забывать, чтобы разобучиться. Разобучение — это когда ты смотришь на вещи с противоположной точки зрения. Другими словами, смотреть на события под другим углом, как можно более ясно, как ты привык смотреть на это в обычное время. Именно этот опыт ведет тебя к совершенству. Знание, которое поддерживает в человеке узость и ограниченность, и является тем, что требует разобучения. Но как только человек совершит акт разобучения, он станет смотреть на вещи с двух противоположных углов зрения, и это даст ему большое мастерство.

 Поэтому, мои мюриды вы не должны удивляться, услышав от вашего Муршида: «Все в порядке», когда следовало бы сказать «Это не правильно». И не изумляйтесь, если вместо того, чтобы сказать «Нет», он говорит «Да». Это поможет подвести вас к духовной точке зрения, когда смотрят на вещи с обеих сторон. Это все равно, что смотреть на вещь обоими глазами, чтобы увидеть ее целиком. Удивитесь ли вы в том случае, если кто-то заявит, что суфию нет веры. Будете ли вы удивлены, есл кто-то заявит, что суфизм — это путь, не заслуживающий особенного внимания. Когда Суфий говорит: «Это прекрасная религия», или «Другая религия плохая», то он имеет в виду это не в том же смысле, что и приверженцы конкретной секты. 

 Он смотрит на это под двумя углами зрения. Он совершенно отчетливо видит, когда у человека есть что-то сказать против определенной религии; а также он замечает, когда человек особенно предан конкретной вере. Он осознает причины обоих явлений, и следовательно на оба вопроса он говорит «Да». И не удивляйтесь, если Суфий, когда вы скажете ему: «Разве это не ужасная вещь?» ответит «Да», и на утверждение «Это наиболее красивая вещь», тоже ответит: «Конечно это так». Он видел обе точки зрения. Вас это может удивить. «Разве возможно иметь два противоположных мнения в одно и то же время?» Но он также видит две противоположные точки зрения одновременно.

 Разобучение — это подъем над устоявшимся мнением, навязчивой идеей, которая делает человека ограниченным. Без сомнения, это признак совершенства, но человек движется к этому постепенно. Если человек станет совершенным в первый день, после того как вступил на духовный путь, то закончит он его в несовершенстве. Прогресс должен быть постепенным и последовательным, и нужно осознавать в какой степени человек должен совершенствоваться. Не нужно быть слишком откровенным в отношении своих двух точек зрения, в противном случае вы будете обижать каждого человека, которого встретите в жизни. Быть мудрым — не всегда означает говорить мудро. Человек может быть мудрым, не говоря мудро. Всегда существует опасность узкого мышления. И поэтому наилучшей практикой, которую могут избрать мюриды — это стараться взглянуть на ту точку зрения Муршида, которую он дает им в своем учении. Если дан зикр или фраза повторялась много раз, то это нужно выполнить. В какое время ее нужно повторить. Это человек должен понять из точки зрения Муршида. 

Кроме того, действие, слово, воображение и эмоция (чувство), эти четыре вещи обладают намного более великой силой, чем кто-либо может себе представить. Даже бессмысленный поступок, действие, которое может показаться ничего не передающим, автоматическое движение, даже оно имеет определенный результат. Мистики древних времен знали великую силу движения. В наше время люди утратили секрет психологического эффекта от движения. Движения всегда были связаны с сакральными вещами. У древних греков, среди древних египтян, у индуистов древних времен, среди буддистов была наука движений, была сила в движениях; и они хорошо знали эту науку и она произвела определенный эффект. Мюрид, ничего об этом не подозревающий, может с легкостью сказать: «Но движения мне ни о чем не говорят, это для меня кажется странным, лучше я буду сидеть и медитировать». Все хотели бы сидеть и медитировать, и многие предпочли бы спать и медитировать. Это еще более удобно. 

Помимо этого, иногда человек думает: «а зачем мне нужно повторять иностранное слово, которое является странным для меня? Если слово намекает о чем-то, почему я не могу использовать слово на моем языке, которое проще повторять?» Теперь все эти вещи, о которых я сказал являются разумными, но и те кто выдвинул этот аргумент, также имеют причины, чтобы его выдвинуть. Они правы, говоря подобным образом. Только они могли бы взглянуть и с другой точки зрения. И они бы увидели это, если бы только постарались увидеть. Это как раз то, что я называю разобучением. Во-первых, великие лингвисты нашего времени обнаружили, что древние языки, которые все еще существуют, имеют определенную психологическую и мистическую силу в своих словах. Если кто-то спросит меня о том, как я смотрю на современные языки, я просто сказал бы, что они являются искажением древних языков. 

И у меня есть тысяча доказательств, чтобы это продемонстрировать. Почему я называю это искажением? Потому что в древних языках каждое слово имело происхождение из корня, обладающего сутью, и который выражает смысл, который содержится в этом объекте, имени с которым он отождествляется. Другими словами, если вы возьмете одно слово из древнего языка, и станете на него медитировать каждый день, оно откроет вам еще более глубокий смысл значения той же идеи, что оно выражает. Не будет преувеличением, что я знал одну строку Персидского, древнюю поэму; и только спустя пятнадцать лет с тех пор как я узнал эту фразу, однажды истинный смысл этого высказывания открылся мне, что было более показательным, чем целая книга, которую можно было бы прочитать. 

Кроме того современные лингвисты обнаружили, что источником всех языков был единый язык, и не имеет значения, что историки говорят об этом. Кто-то говорит, что Санскрит был матерью всех языков, другие называют другие имена. Всегда существует тенденция давать имена древним явлениям, и всегда есть желание творить сенсации; особенно историки всегда думают, что самая лучшая вещь — это создавать новые идеи. И не имеет никакого значения верно это или нет. Тем не менее, древние слова иногда имеют великую силу; и не только в их значении, но и по силе в их образовании, в гласных, в буквах, в слогах и звуках, которые в них раскрываются. 

Если бы вы изучали слова зикра то отдельные слова оказывали бы определенное действие до такой степени, что имели бы определенное воздействие на физический механизм и на интуитивные центры. Обычный человек воспримет это только как слово относящееся к определенному языку. Но слова подобные этим принадлежали мистикам. Они никогда не были связаны ни с каким языком. Языки взяли их; люди их использовали для выражения разных явлений. Мистики собрали их вместе прямо как аптекарь собирает травы и лекарства и различные вещи вместе для того, чтобы использовать в медицине. Мистики собрали подобные слова, слова огромной силы и откровения для того, чтобы произвести требуемый эффект. 

 Это мой собственный опыт. Я испытал это со многими людьми. Есть такие слова, при использовании которых очень много раз в течение шести месяцев, все бытие этого человека изменится, и не только дух, но даже тело изменится. Поменяется циркуляция крови, вся атмосфера человека претерпит изменения. Сила слов — это живой феномен. А когда это предписано учителем, который знает их тайну, то это становится рецептом, инструкцией. Это то, что является наиболее ценным.

И когда это изучено подобным образом, когда человек способен взглянуть на это с позиции учителя, он приучит себя смотреть также и с точки зрения других людей. Даже не пытаясь быть Суфием, человек станет им. Ему не придется прикладывать усилий, чтобы стать суфием; это естественное развитие по направлению к простоте сердца. Это расширение сочувствия. Это расширение кругозора, которое заставляет человека взглянуть на вещи с позиции других людей. И это является самой большой необходимостью на духовном пути, чтобы человек приучил себя подниматься над всем тем, чему однажды научился.

Да Благословит вас Господь.!

"Записки послания" Хазрат Инайят Хан.

Разобучение. 8 Сентября 1925 года

Перевод: Садананда Брамхачари Чечуга.


Рецензии