О певучести

...О певучести, как признаке здоровья...

- Как же так, Лина? - мама пеняла Лине-пятиклашке, - почему не подготовилась? Что с тобой? Не заболела? - потрогала ладонью лоб.

Было утро понедельника. Лина собирала портфель. Обычно, портфель собирался с вечера... Почему в тот раз портфель оказался не собранным, Лина уже не помнила... Мало того, в тот раз, Лина почему-то не подготовилась по чтению...
Случай был неслыханный, Лина была прилежной и законопослушной ученицей.
Лина любила учиться, сам процесс доставлял удовольствие.
Лина любила вид пятёрок под диктантами без помарок и контрольными по арифметике. Выведенные каллиграфическим почерком, - пером, только что из чернильницы, - красными чернилами или позже - пастой,  шариковыми ручками, - они ей доставляли просто-таки эстетическое наслаждение.
Мама забот не знала...
- Что случилось-то... Почему не подготовилась? - поправляя на Лине банты, на только что заплетённых и свёрнутых крендельками  косичках, - продолжала досадовать мама.
Мама собиралась на работу, Лина в школу...
Лина понимала, что провинилась... И , скорее всего, если спросят устно - не поздоровится...
Ответить было нечего, и тогда, обидевшись на мамины сетования, Лина выпалила: "Всё равно у меня сегодня будет пятёрка".
 - Ну-ну. Не говори гоп, пока не перепрыгнешь. - Мама, не вдаваясь в подробности, повязала Лине шарф, взяла за руку...
Они шли по заснеженной улице. Школа была совсем рядом с домом, по пути...
Школа светилась окнами в голубых наличниках во все два этажа. Ребятишки с ранцами и портфелями, у крыльца гурьбой обивали снег с валенок...
Был понедельник. В понедельник в расписании пятого класса значилось, в том числе, - пение.
Пение...
Лина не просто любила петь... Пение было для Лины одним из видов дыхания, также естественно и необходимо.
В окружении Лины, казалось, пели все. Кто не пел, тот подпевал...
Лина даже не помнила как, когда, по какому поводу... От мамы ли ...
И что услышала впервые... Перед звуками музыки она замирала, как зачарованная. Гитара, фортепьяно, баян, аккардеон, бытовавшие в посёлке... Мызыканты, извлекавшие звуки из этих совершенно загадочных изделий, были для неё волшебниками  - однозначно, без вариантов. В раннем детстве Лина даже не сомневалась, что это такие специальные люди, которые рождаются с этим умением и этими изделиями, сразу. Наподобие тех, что рождаются с певческими голосами. Как мама.

Лина, аккуратно обметя валенки одним из веничков-голичков, лежавшими ворохом у школьного крыльца, вошла в светящуюся огнями школу.
Первым уроком в расписании значилось пение.
В пении Лина была уверена. Поэтому и самонадеянно заявила маме, что сегодня всё равно получит пятёрку, несмотря на то, что не подготовилась к чтению. По пению у Лины пятёрки были всегда, не обходилось ни одного урока пения без оценки... Лина то солировала, то выделялась.
Лина уже знала об этой своей особенности.
Начиная с детского сада. Кто-то из воспитателей, как-то что-то расслышав, ставили её во первых рядах хоровода: "Во поле берёзонька стояла"  - выводила Лина в цветастом сарафанчике, и по телу разливалась нежной волной тёплое, неопознанное чувство...
Никакого особого значения этой своей особенности Лина не придавала, она просто любила петь. Пели тогда многие, и, что удивительно, пели - хорошо. Лина, возможно, отличалась только звонкостью тембра и точностью интонации.

Лина разделась, вошла в класс, села за парту и приготовилась получить пятёрку.
"Чтобы мама знала"...

Начался урок. Учительница пения вполне соответствовала представлениям 10-ти летней Лины, если не о феях, то о непременно с ними где-то контактирующих непосредственно.
Учительница была белокурой, средних лет, не молодой, не старой, одевалась всегда во что-то шелковисто-пушистое.
На этот раз она была в чём-то розовом, пушистом с головы до ног - так показалось Лине. Пуховый свитерок - под горлышко и такая же юбка, ниже колен...
Волнистые волосы чуть не достигали плеч.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. - Звонко поздоровалась учительнаца, войдя в класс.
Ребята, громко встав, приветствуя, также громко, гремя крышками парт, сели.

- Сегодня мы с вами продолжим разучивать песню. Но сначала распоёмся.

И взахнув руками, завела гамму...

Непроснувшийся толком после воскресенья класс, воспроизвёл что-то совершенно беспредельное.
Учительница поморщилась...
- Ребята, просыпаемся, просыпаемся и попробовала гамму ещё раз.
Ребята были непросыпаемы, фальшивили и блажили, хихикая и кривляясь, дёргали и попинывали друг дружку.
- Давайте уже петь, - раздавались голоса...
- Ну петь так петь, - давайте петь, - согласилась учительница.

И взмахнула руками
- Солнечный круг, небо вокруг. -
Грянул класс. Задрожали стёкла...

- Нет, это никуда не годится, - огорчилась учительница.

  - Лина, выручай класс. - Учительница жестом показала, что Лине необходимо выйти к доске, - спой, что разучивали на прошлом уроке. Лина была для учительницы палочкой-выручалочкой. Обычно, если ей не удавалось привести класс к должному настрою, вытягивала класс Лина.

Лина вышла, оправила фартучек, оборочки по бокам, крылышки на плечах, и запела:
- Я люблю тебя, Россия, дорогая моя Русь, неразгаданная сила, нерастраченная грусть... - Путаясь  в словах, ...
запела и опешила.
Опешила учительница и следом притих опешивший класс.
Лина, обычно, певшая спросонья, и, казалось, во сне, без всяких распевок, будто птичка - тронь и запоёт, фальшивила и сипела на этот раз безбожно. Не попала ни в одну ноту...
- Что с тобой, Лина? - Будто утром мама, испуганно, почти причитала учительница. - Ты не заболела?  Повтори.
Лина повторила с тем же успехом.
- Ну я не знаю, - развела руками учительница, - если уж ты не можешь...
 Только четвёрка. Давай дневник.
Так впервые у Лины по пению в дневнике появилась четвёрка.

Лина была обескуражена, огорчена и напугана.
Во-первых, что она скажет маме? Похвалившись утром, в рассчёте на никогда не подводившее пение, Лина обещала маме пятёрку...
Последующие уроки прошли, как в тумане. Больше нигде не спросили. Письменные уроки Лина приготовила, тетради сдала.

Во-вторых, Лина не понимала, почему она не смогла спеть, одну из любимейших ею, на ту пору, песен. Песня ей нравилась всем, словами, мелодией, будто лившейся, а не звучавшей... Для Лины, кроме радости , исполнение песни этой, ничего не приносило. Она знала её назубок, выучила по радио, с голоса, ещё до того, как её стали учить на пении...

Лина, придя из школы, наскоро перекусив, моя посуду, принялась петь. Лина за любым делом всегда пела, особенно в одиночку. Дело без песни не спорилось...
Песня звучала, как огурчик.
Лина спела ещё раз, потом другую...
Потом эту же... Всё было как обычно. Голос звучал, песни лились.

 "Не говори гоп, пока не перепрыгнешь".

Вспомнила Лина утреннее мамино наставление.

Никогда после этого, Лина больше не хвалилась, перед тем как начать что бы то ни было...
"Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела" - бывало приговаривала бабушка.
Тоже запомнила Лина.
Бабушка с утра не пела сама и никому не позволяла...
Линина бабушка тоже была певучей и певчей...

По Лининой семье, в какой-то степени, можно было проследить историю конца 19 и всего 20 века.
Песни, как никакое другое творчество, на взгляд Лины, отражали состояние умов, душ и настроений, царивших в стране, в самом её глубинке, в самом честном и чистом виде. Печатное слово могло слукавить на какое-то время, обмануть...
Кино, театр - тоже...
Но не песня. Народ сам выбирал песни, соответствующие духу времени,   и пел...

Или не пел.

©


Рецензии