РЖД докатилась! Товарные вагоны встали на якорь...

«Число составов, «временно» оставленных диспетчерами ОАО РЖД без движения, достигло исторического максимума в 1800 поездов в сутки» - сообщила газета Коммерсант 21 февраля 2020. (* в 2014–2018 годах количество брошенных поездов в среднем по году не превышало 666 в сутки)

Если в среднем товарном составе 60 товарных вагонов (в среднем), то получается, что 108  тысяч товарных вагонов РЖД ежедневно «временно» стоят на якоре, в каком-нибудь «тихом отстойнике» РЖД  (*Это 10% процентов от всего парка вагонов).... А ежели вагон не работает, а стоит, то он приносит сплошные убытки.

Что случилось с некогда могущественными железными дорогами СССР?  В масштабах нашей огромной страны, перевозки грузов по железным дорогам всегда были самыми рентабельными (*отчасти из-за отсутствия в стране хороших автомобильных дорог... Впрочем, ныне, автодороги как были плохими, так и остались....)  Так что же происходит? Я не буду вдаваться в глубокий экономический и технический анализ этой проблемы, а лишь остановлюсь на тех причинах, которые просто на виду.

Главная причина заключается в том, что для РЖД  сложилась неблагоприятная  конъюнктура внутренних и внешних перевозок. 

На внутреннем рынке услуг сложилась такая ситуация.

Российские производители товаров «активно» уходят от услуг РЖД, переключаясь на перевозки грузов автотранспортом и водным транспортом. Современная транспортная логистика показывает, что именно этими двумя видами транспорта всё больше перевозится грузов 1-го и 2- го класса ()технологичные грузы, а РЖД всё больше и больше занимается малоприбыльными  перевозками грузов 3-го класса (сырьевые материалы: уголь, руды, удобрения и прочая «химия»). Такие низкоприбыльные сырьевые перевозки и стали основным источником прибыли РЖД,

А что происходит на рынке внешних перевозок РЖД?

Тут полная фигня происходит!  Запад ввёл экономические санкции против режима Путина, и товарные экспортно-импортные потоки между Европой и Россией резко упали в объёмах. Но президент Путин, явно бравируя , и явно пытаясь заработать очки на популизме, стал уверять россиян, что европейские санкции только «на руку» Росси, ибо Россия, наконец-то, «может избавиться от импортной зависимости» и быстро создаст «импортно замещающее» производство собственных товаров.... И что? Создала? Да куда уж там! Не создала.... Без западных технологий, Россия, как выяснилось, и амбициозный газовый проект «Северный поток 2» не знает как и довести до конца, несмотря на грандиозные экономические потери....

Но президенту Путину всё ни по чём! В интервью, которое президент дал ТАСС 20 февраля 20020, он (*Путин) сделал очередное популистское заявления: «Без всякого Запада, без Востока. Мы сами с усами!»

*Весьма серьезное и далеко идущее заявление президента РФ! Если это стало кредо для Путина и его самоцелью, то это пагубно для России, что совершенно очевидно!   Что этим хочет сказать Путин? Что международная изоляция России, международные экономические санкции, которые были введены лично против политики Путина но от которых страдают просты люди, но ни как сама Власть, это всё во благо российскому народу?  И пусть так будет вечно? Ведь мы «сами с усами!»....Международная изоляция России ни на миллиметр не уменьшает комфорт самого Путина, но многократно уменьшает комфорт и качество жизни простых россиян.  Ну как ту не посочувствовать РЖД.....

Ещё одна, чрезвычайно важная,  причина проблем РЖД,

Несмотря на то, что товарные вагоны РЖД стоят в отстойниках, производство вагонов в РФ  растёт и растёт, хотя в 2019 году размер парка товарных и пассажирских вагонов РЖД приблизился к критическому. Другими словами — РЖД не нуждается в ещё большем количестве вагонов, поскольку и с имеющимся парком вагонов «не может справиться»,,.. Так в чём же дело? А дело в том, что Правительство РФ продолжает размещать заказы на производство вагонов различной модификации, при этом щедро субсидируя производителей!

 По данным ИПЕМ, в 2019 году вагоностроительные предприятия выпустили 79,6 тыс. вагонов, что на 15,5% больше, чем в 2018 году. А в 2020 году будет выпущено порядка 65 тыс. вагонов. При этом избытке вагонов, Минпромторг в 2020 году предлагает выдать субсидию в 950 млн руб. на закупку подвижного состава.  Что же получается! Ежегодно у нас в стране производится столько новых вагонов, сколько старых -новых вагонов не эксплуатируется должным образом, а стоит «на якоре»...???

Возникают вопросы:  «Это что -  «Новый российский государственный капитализм?»  И «что же такое творит правительство РФ, выбрасывая на ветер миллиарды рублей на субсидирование производства новых, ни кому не нужных, вагонов?»  Право не знаю! Единственно, что приходит на ум: правительство и Кремль, такими субсидиями и «вынужденным но не нужным производством» вагонов старается сохранить рабочие места, чтобы не увеличивать «благоприятный показатель уровня безработицы» в стране.... Другими словами, Кремль идёт на всё что угодно, тратит попусту народные деньги, ради сохранения видимости социального благополучия..

Итак,  РЖД теряют высокодоходные грузы и наращивают перевозку низкодоходных. Цифры говорят однозначно: ни смена руководства, ни кадровые пертурбации, ни презентованное изменение подходов в работе с клиентами не смогли переломить негативную тенденцию.

 А почему возникла такая тенденция, которая превращается в огромную экономическую проблему? Может быть потому, что мы «Без всякого Запада, без Востока. Мы сами с усами!» ??? Будем вариться «в собственном соку» и сваримся в крутую?....


Рецензии