Ошибка выжившего 1

Всякий автор обычно впадает в так называемую «ошибку выжившего». В поисках собственного идеала он стремится найти и впитать «лучшие» тексты, часто не задумываясь, что «лучшее» – это ещё не идеальное, не универсальное, это отражение конъюнктуры, потребы дня, лучшее по состоянию на сегодняшний день за неделю, месяц, год и т.д. Это во-первых.
Кроме того, найденное потенциальным автором созданное лучшее лишь отдаляет указанного человека от возможного, пока ещё не написанного им, высококлассного произведения. Шедевры – как островки в океане, рифы, скалы – каждый такой островок может принадлежать кому-то одному; нельзя двум авторам разместиться на одной скале. Всегда нужно искать (или насыпать) свой остров, и это во-вторых.
Далее, для того, чтобы понять, в каком направлении искать, чтобы не сесть на мель/риф уже созданного шедевра, нужно хорошенько потрудиться именно в перелопачивании посредственных произведений, двигаясь от противного. То есть в действительном творчестве главенствует не принцип «делай как я», а наоборот, «делай не как все остальные». Парадоксально, что большинство сочинителей умом это прекрасно понимает, если перед их взором развернуть всю цепочку рассуждений, однако делает ровно наоборот.
Итак, творческая эволюция автора есть восхождение от форм примитивных к высоким образцам в направлении «от» известных шедевров, в сторону открытого моря, а не к видимым берегам. Настоящее творчество бежит подражательства точно так же, как хороший рыбак-одиночка дистанцируется от товарищей во время клёва (замечу, клёв далеко не у всех, поскольку места надо знать, снасти иметь подходящие для данного водоема, наживку правильную, да и много чего ещё!). Плохие рыбаки, конечно, бредут в направлении товарища, который вытягивает одну за одной, и все это видят (впрочем, если этого не видит никто, для классного рыбака даже лучше – меньше отвлекают расспросами да суетой по соседству), но от этого им не легче – они не владеют ситуацией в целом.
Настоящий творческий процесс невозможно продемонстрировать и транслировать (в этом смысле блог – плохая кичевая затея, гораздо лучше – живая театральная репетиция!), его невозможно артикулировать и описать универсально понимаемыми языковыми средствами. Все попытки разместить камеру обскуру внутри творца в момент творения бесплодны и бессмысленны, к тому же ещё и кощунственны (но сейчас не об этом). Творческий момент есть акт пересоздания мира, внесения в него того, что не было первоначально задумано и существовало лишь как потенция.
Сейчас, в эпоху порнографируемой повседневности и оповседневленного псевдотворчества (креатива) всё интимно-сакральное, глубокомысленное поисково-творческое стремительно отступает и прячется туда, где ещё возможно сохранить свежесть и новизну от растерзания обсценным, куда не проник объектив телекамеры и вспышка фотоаппарата – в область ошибочного – ту самую область, где нет рейтингов и тестов, не висят клейма на именах и биографиях, где поиск человеческого разума (творческого разума) существует в наиболее чистом виде, не заорганизован и не алгоритмизирован до уровня технологического процесса. Ошибка – вот фундаментальная категория чистого поиска! Ошибка – истинное средство от порнографического приближения объекта, от «натягивания реальности на глаза» (здесь не нужно путать ошибку с извращением как сознательным искажением объектов, целей и средств). В ошибке гораздо больше потенциального, чем реализованного, актуализированного. В ошибках заключен колоссальный творческий резервуар, доселе не осмысленный систематически и не положенный в основу работы над некоторыми из проблем, касающихся всех нас, например, так называемых глобальных проблем современности. Весь массив ошибок до сих пор статистически не разложен на подкатегории и страты, не осмыслен и конструктивно не проанализирован, научно не систематизирован.
Очевидно: чем сложнее вид деятельности, тем больше в этой сфере совершается ошибок! Литературное творчество, равно как и изобретательская деятельность и работа ученого – наиболее сложное из всего, чем занимается человек. Значит и массив ошибок, их диапазон здесь самый значительный, а коэффициент полезного действия изобретателей и ученых всегда – немногим выше ноля. Т. Эдисон по поводу своих изысканий, связанных с лампой накаливания, заметил ведь: «Я не терпел поражений. Просто нашел те десять тысяч способов, которые не работают». И это единственный возможный путь в продуктивном творчестве – искать лучшее в общем гигантском навале, тратить и расходовать себя «единого слова ради».
Друзья, бегите от всех вершин, не теряйте время на бессмысленное копирование и подражательство. Нам не тянуться к холодным и недоступным пикам литературных канченджанг и эверестов, добывайте свой грамм радия, а руду – бросайте в море, может быть тогда и вырастет у каждого собственный остров, не похожий ни на какой другой.
У нас с вами не просто право на ошибку, у нас – презумпция ошибочности! Более того, мы обязаны делать ошибки. Ошибка для нас – критерий движения в верном направлении. Однажды человечество сформулирует законы и теоремы эрраристики и создаст новую науку – эрралогию. Где-то в других областях общественно-исторической практики за ошибки человечество платит самую высокую цену. Мы с вами счастливое исключение – мы можем игнорировать ошибку, можем исправить её, можем положить в основу новой идеи, нового произведения, можем саму ошибку представить в качестве находки, можем препарировать ошибку и повесить в качестве наглядного пособия, причем абсолютно безболезненно.

                Май 2015 года


Рецензии
очень правильные мысли.

Ясерый   21.02.2020 15:21     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за сомыслие.
Рад, что прочтение принесло положительные эмоции и отклик.
С уважением, Игорь Р.

Игорь Родос   24.02.2020 00:05   Заявить о нарушении