Тема добра и зла в сказке Снежная королева

       В сказке «Снежная королева» автор очень глубоко выписал женский образ. Не побоюсь сказать, что это история про женщин и про их соперничество. Героинями повествования стали бабушка, Герда, старушка с цветами, принцесса, ворона, маленькая разбойница, лапландка и финка, наконец, соперница Герды за сердце и разум Кая - Снежная королева.
       Женщине не дано победить зло злыми методами, как будто говорит Андерсен. Мы часто слышим выражение, что добро должно быть с кулаками. Но нет, касательно силы женщины, словами финки Андерсен говорит о беззащитности, наглядно демонстрируя своему юному читателю эталон женского образа.
      Сила, сосредоточенная в маленькой девочке, выросшей в борьбе за свою любовь, заключается не в её физическом проявлении, а в беззащитности и женственности.
      На первый взгляд антагонистический образ слабой, но сильной духом девочки может показаться наивным. Но сказки, в гротескном выражении, учат различать добро и зло. И триумф добра в сказке «Снежная королева» представляется, как усердная работа надеющегося и верящего сердца.
      Андерсен показывает, что его читателю не нужны спекулятивные философские измышления на тему вечности, умственные потуги сложить ледяные фигурки в единое целое в попытке постичь вечность, не сделают человека счастливым. Возможно, ледяные фигурки – это метафора, представляющая собой обстоятельства, с которыми сталкивается мужчина. И Кай, как мужчина, потерявшийся в этих обстоятельствах, охладел, утратив чувство красоты, отдав предпочтение разумному и холодному, вместо живого и благоухающего. Нельзя не обратить внимание, на нарочито выписанный в сказке образ цветов. «Как здесь холодно и пустынно!»- прозрев, говорит он Герде.
      Растапливая оледеневшее сердце Кая своими слезами, за спиной у Снежной королевы, Герда ставит точку в борьбе за сердце своего похищенного избранника. Снежная королева же улетела в теплые края белить черные котлы – кратеры огнедышащих гор Везувия и Этны, поскольку это полезно для лимонов и винограда. Андерсен сталкивает образы любящей и деловой женщин, показывая, что не власть, но тепло и забота самоотверженной женщины нужно мужчине для того, чтобы быть счастливым. Примечательно, что «Снежную королеву» Андерсен посвятил своей возлюбленной - шведской оперной певице Енни Линд, оставшейся безответной к его чувствам.
      Однако сказка Андерсена не только про любовь и женщин, но и про веру. Необходимо отметить, что религиозная составляющая красной нитью проходит через все повествование. А кейс про добро и зло, спасение души – это истинно библейские темы. Андерсен всегда вначале думает о Боге, а через Бога – обо всём остальном. «Думающий атеист, живущий по совести, сам не понимает, насколько он близок к Богу. Потому что творит добро, не ожидая награды. В отличие от верующих лицемеров.» - эти слова приписывают Гансу Христиану Андерсену. Великий сказочник создал историю про взаимопомощь и выручку. Мы перестаем быть людьми, когда перестаем бороться за других, помогать друг другу, тогда мы превращаемся в снежные хлопья. «Равнодушие – это паралич души»- говорил А.П. Чехов. Государства разрушались, когда люди отказывались понимать божественные истины добра и зла, через предателей, гордецов, трусов, глупцов и прочего элемента, время-вечность расправлялось с целыми народами беспощадно, обращая их во прах. Андерсен показал, как вера, через женскую силу в частности, может пробудить в человеческой душе лучшие ее проявления.

14.02.2020


Рецензии